И если в прошлом году этот фестиваль удалось провести хотя бы в ноябре, то ныне он вообще исчез из театральных планов Национальной оперы. Очень жаль, ведь с именем Анатолия Федоровича Шекеры связано становление украинской хореографической школы, ее выход на международные просторы. Он поставил более 40 балетов. Критики называли хореографа монументалистом за точность и образность лепки в пластике, раскрытие драматургии произведений, оригинальную танцевальную трактовку. Жемчужинами творческого наследия мастера являются постановки балетов «Легенда о любви», «Ромео и Джульетта», «Спартак»... Последняя работа мастера — балет «Коппелия» — до сих пор завораживает публику. Девять лет назад ушел в вечность этот «последний из могикан украинского балета», как Анатолия Федоровича называли критики. В следующем мае ему исполнилось бы 75. Ныне творческое наследие мастера молодежи театра передает педагог-репетитор, вдова балетмейстера Элеонора Стебляк, а на шекеровских постановках уже выросло несколько поколений артистов и зрителей...
«ТВОРЧЕСТВО ТРЕБУЕТ ТИШИНЫ»
— С Анатолием Федоровичем мы были знакомы почти 30 лет, еще со Львова, — вспоминает режиссер Лесь ТАНЮК. — В творчестве он был внешне закрытым и немногословным — это свойство больших художников. Рубаха-парень — не про него. С душой нараспашку ни драматический спектакль, ни балет не создашь. Творчество требует тишины. Для Шекеры как балетмейстера всегда была важна архитектура спектакля, а не только «чистый пол» сцены. Важно было все — какими будут декорации, что происходит за кулисами, то есть каждая мелочь. Кстати, в своей квартире Анатолий Федорович построил лестницу, как бы второй этаж, — создал стройную архитектуру пространства. Он очень хорошо работал с художниками-постановщиками, всегда вникал в детали, чтобы в результате получилась гармоничная картина. Шекера никогда не говорил на галицкий манер: «репетиция» — только «проба». С актерами работал очень внимательно. Он отлично знал, что сразу все понять в рисунке танца и роли танцор не сможет. Поэтому каждый раз делал новую «пробу» — и так постепенно, день за днем, вел исполнителя к совершенству. В Украине не было другого такого балетмейстера, который развивал бы женскую тему. Он буквально «лепил» балерин, да каких талантливых! Стоит вспомнить несколько громких имен: Валентина Калиновская, Элеонора Стебляк, Наталья Уманова, Татьяна Таякина, Елена Филипьева — и сразу возникают удивительно женственные образы в его спектаклях. Вообще-то для Анатолия Федоровича женщина была особым созданием природы, ее нужно было носить на руках... Я считаю, что, шекеровские фестивали необходимы, ведь это фундамент украинского современного балета. К сожалению, культуру у нас всегда финансировали по остаточному принципу, да и кризис палки в колеса вставляет. Мне кажется, что мэрия Киева должна помочь в финансовом плане, чтобы наша столица не скатилось до черты полного бескультурья.
ЧЕЛОВЕК-РЕНТГЕН
— Всего полтора года судьба отмерила мне работать с Шеккерой, но за столь короткое время Анатолий Федорович стал для нас очень близким человеком, «крестным отцом» на киевской сцене, — признается солистка Национальной оперы Анна ДОРОШ. — Мы с мужем (Максимом Чепиком) окончили Новосибирское хореографическое училище, там некоторое время работали, а потом переехали в Днепропетровск. В 1998 году пришли в Национальную оперу с просьбой нас посмотреть. Показали, на что способны, и нас приняли в труппу. Конечно, голос Анатолия Федоровича (главного балетмейстера) тогда стал решающим. И буквально через месяц мы уехали с театром на гастроли в Испанию... Не могу сказать, что труппа нас приняла с распростертыми объятьями, — мы же были чужаки со стороны, не учились в Киевской хореографической школе, знакомств и протекций не имели. Именно Шекера открыл нам дорогу на прославленную сцену. Он ввел нас в основной репертуар, поручив исполнять ведущие партии в «Лебедином озере», еще Максим танцевал Спартака, а я Эгину (в знаменитой шекеровской постановке). Анатолий Федорович всегда точно определял, что лучше для артиста, и я полностью доверяла его таланту. Это был удивительный человек, его шутки до сих пор ходят по театру. Хотя должна признаться, что поначалу побаивалась Шекеру,— это был человек-рентген, который видел все насквозь. Он обладал огромным массивом знаний, умный, интеллигентный, у него хотелось учиться... К сожалению, из наследия Анатолия Федоровича многих спектаклей сегодня уже нет в репертуаре. А ведь это классика ХХ века! Я танцевала в балете «Спартак» еще в Новосибирском театре в постановке Григоровича и в Киеве в шекеровском прочтении. Это два грандиозных и совершенно разных спектакля!
«ЖАЛЬ, ЧТО МЫ РАЗМИНУЛИСЬ ВО ВРЕМЕНИ»
— Я танцую во всех балетах Анатолия Шекеры, которые идут на сцене Национальной оперы. В них есть гармония: движение, развитие образа, особый смысл, — считает солист Национальной оперы Виктор ЩЕРБАКОВ. — Много раз танцевал Ромео, и даже хорошо зная свою партию, каждый раз открываю новые грани в образе моего героя. К сожалению, не был лично знаком с Анатолием Федоровичем, хотя в детстве, когда участвовал в Конкурсе им. Сержа Лифаря, то Шекера, будучи членом жюри, вручил мне приз. Я храню ту пленку на память.
Потом уехал в Германию, доучивался и работал в государственной Штутгарт-опере у балетмейстера Джона Кранка. Его балеты мне нравились, но еще с училища классика мне ближе и понятнее. Хотелось говорить именно ее языком.
Когда вернулся в Киев, мой педагог-репетитор Элеонора Михайловна Стебляк показала в записи «Легенду о любви» Меликова в постановке Шекеры. Я был потрясен! Лучше этого спектакля ничего не видел. С тех пор мечтаю, чтобы этот балет возродили на киевской сцене и чтобы я смог в нем выступить. Спектакли Шекеры — это классика нового времени: движения танцоров специфические, не повторяются даже у кордебалета. А этрусский танец в «Спартаке» — авангард. Несколько раз я танцевал партию Красса. В этом образе есть качества, с которыми мне надо бороться, а когда «остынешь» после спектакля, очень полезно их увидеть. Раньше жил беззаботно, но после интенсивной внутренней работы, создавая партию Красса, начинаешь лучше себя понимаеть и вне сцены. На мой взгляд, очень важно организовать балет по принципу симфонизма: не допускать бессмысленных движений ради движений, создать четкий пластический текст роли. Поэтому я с удовольствием танцую в возобновленной «Коппелии». В плане хореографии такую красоту и грацию редко встретишь. Очень жаль, что мы с Шекерой разминулись во времени, такой мастер и учитель необходим каждому танцовщику...