Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Под музыку Свиридова

31 января, 2006 - 20:07
ТАРАС ШТОНДА ЩЕДРО ОДАРИЛ СЛУШАТЕЛЕЙ МОЩЬЮ СВОЕГО ТАЛАНТА / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

В посольстве Российской Федерации уже три года существует традиция проведения музыкальных вечеров. Эти концерты, задуманные послом РФ в Украине Виктором Черномырдиным, посвященные выдающимся деятелям искусства разных эпох, стали заметным явлением в культурной жизни Киева. Музыкальные салоны в посольстве отличает высокий профессионализм исполнителей (большей частью представителей Украины), безукоризненное чувство стиля, блестящий вкус в кропотливом подборе той или иной программы. Один из таких концертов был посвящен 90-летию со дня рождения выдающегося русского композитора Г. В. Свиридова.

Наверное не случайно именно с вокальных, хоровых произведений начали этот «Свиридовский концерт». Наследие композитора огромно. Но главное в нем — вокальная музыка: песни, романсы, кантаты, оратории, хоровые произведения. Пушкин и Есенин — поэты, обладающие пророческим даром, — занимают центральное место в творчестве композитора. Георгий Свиридов был замечательным знатоком поэзии и живописи, органично соединившим в своем творчестве духовную мощь и философскую глубину. В исполнении хора Киевского театра оперы и балета для детей и юношества (художественный руководитель А. Масленникова) прозвучали произведения из «Пушкинского венка», хоры на слова Сергея Есенина и Александра Блока. В интерпретации украинских музыкантов в этих произведениях были подчеркнуты пронзительная ясность музыки и философская глубина поэзии...

В концерте исполнялись два хита: «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» в проникновенной трактовке пианиста Дмитрия Таванца и романс «Маритана» из музыки к спектаклю «Дон Сезар де Базан» в исполнении Тараса Штонды в сопровождении фортепиано и хора. Эти два произведения являются настолько блестящей стилизацией эпохи и жанра, что широкая публика часто не подозревает, что слышит не автентику XIX века, а произведения композитора XX века — Георгия Свиридова. Не мудрено, ведь искусство Свиридова опирается на такие истоки, как духовное православное песнопение, русский фольклор, и вместе с тем — на интонационный язык городской светской песни, марша, ораторских речей, т.е. звуковой материал XX столетия.

«Звездой» концерта стал солист Национальной оперы Украины и Большого театра России, великолепный бас — Тарас Штонда, щедро одаривший слушателей мощью своего таланта. В его исполнении прозвучали «Петербургская песенка» на слова А. Блока и народная песня «Слеза», пушкинские «Зимняя дорога» и «Роняет лес багряный свой убор…». Когда слушаешь таких тонких и чутких музыкантов, как Тарас Штонда, со всей ясностью понимаешь, что музыка Свиридова стала классикой искусства XX века благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ