Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Под знаком Чехова

Юбилей классика в зените, но на украинской сцене (в частности киевской) не так много произведений писателя
25 августа, 2010 - 18:31
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «26 КОМНАТ...» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Если вспоминать фигуру Антона Павловича по высказываниям в письмах и произведениях, можно убедиться, что для Чехова значительной была тема духовного родства украинского и русского народов, в жилах которого течет русская и украинская кровь: «Украина дорога и близка моему сердцу. Я люблю ее литературу, музыку и прекрасную песню, преисполненную волшебной мелодии. Я люблю украинский народ, который дал миру такого титана, как Тарас Шевченко»...

«Что за места! Я просто очарован! Кроме природы, ничего так не поражает в Украине, как народное здоровье, высокая степень развития крестьянина, который и умный, и музыкальный, и трезвый, и моральный, и всегда веселый», — записал Чехов после путешествия по Полтавщине.

Украина появлялась в таких рассказах писателя, как «Степь», «Счастье», «Печенег», «В родном углу», «На пути». А знаменитая пьеса «Чайка» была задумана Чеховым в период его знакомства с выдающейся украинской актрисой Марией Заньковецкой, которая стала прототипом главной героини произведения Нины Заречной.

В сегодняшнем сценическом пространстве киевских театров Чеховская драматургия, к сожалению, явление не частое. Его трепетные и вибрирующие тонкими ощущениями и нюансами отношений пьесы чрезвычайно сложны для воплощения на кону, а потому не все художники чувствуют себя способными постичь Чеховскую вселенную, и все же давайте пролистаем театральные афиши...

Спектаклем-легендой, в котором, правда, воплощено не произведение писателя, а его жизненный путь, является «Насмешливое мое счастье» Леонида Малюгина, что идет на сцене Национального театра русской драмы им. Леси Украинки. Режиссер Михаил Резникович признается: «Ставя и играя «Насмешливое мое счастье», мы поневоле прикасаемся и к глубоко скрытой личной драме Чехова. Горечь Чехова, умноженная на вынужденное одиночество — почти тюрьму — в Ялте, где эму приходилось проводить зимы из-за болезни, рождала эти удивительные по своей трезвости и мудрой безнадежности мысли, под которыми и сегодня могут подписаться многие».

Напомним, что этот спектакль дважды украшал репертуар театра. Впервые это состоялось в 1966 году, и пьеса на длинных восемнадцать лет прописалась в репертуаре, а в 2003-м опять появилась на киевской сцене. Кстати, роль Чехова в обеих постановках исполняет известный московский актер Малого театра Вячеслав Езепов. Когда спектакль только готовился к постановке, он работал в Киеве в Русской драме, а впоследствии переехал в Москву. Но роль Антона Павловича для Езепова настолько выдающаяся и дорога, что каждый раз, как только в репертуаре очередного месяца появляется «Насмешливое мое счастье», актер приезжает в Киев и выходит на сцену в любимой пьесе. Неизменными многолетними партнерами в постановке выступают Николай Рушковский (Александр, брат Чехова), Лариса Кадочникова (Ольга Книппер-Чехова), а в 60-х роль Лики Мизиновой потрясающе исполняла Ада Роговцева (в настоящий момент в этой роли зрители видят Наталью Долю).

Возможно, такая же счастливая судьба постигнет премьеру нового театрального сезона на сцене Русской драмы — «Вишневый сад» в постановке российского режиссера Аркадия Каца, на которую зрителей пригласят в октябре. Кстати, также в октябре, на Новой сцене этого театра, состоится вечер «Рассказов Чехова» (это рабочее название творческого проекта), в котором актеры Театра им. Леси Украинки покажут свои самостоятельные работы по произведениям классика, где выступят и как исполнители, и как режиссеры.

В настоящее время в киевской афише можно увидеть два чрезвычайно разных спектакля «Дядя Ваня». Постановку в Молодом театре осуществил Станислав Мойсеев, роль Дяди Вани исполнил талантливый актер Алексей Вертинский. Он играет неожиданно, темпераментно и своеобразно. Выразительная сценография Андрея Александровича-Дочевского приблизила действие представления к украинским реалиям. А спектакль Театра на Подоле поставил Виталий Малахов в легендарных декорациях сценографа Данила Лидера, которые удивительным образом передают атмосферу большого семейного дома, где живут Чеховские герои. Дядю Ваню играет Владимир Кузнецов — тонко, с чрезвычайным душевным волнением, убедительно передавая тоску по неосуществленному счастью.

Чеховская «Палата №6» стала знаковым представлением молодого, но самобытного коллектива «Киев модерн-балет». Хореограф Раду Поклитару поставил этот спектакль в 2008 г. на музыку эстонского композитора Арво Пярта (сценографом выступил Андрей Злобин). «Палата №6» поднимает психологические пласты, в частности, тему непонимания тех, кто отличается от так называемой нормы (а врач, найдя интересного собеседника — своего пациента психиатрической больницы, вскоре стал восприниматься коллегами как душевнобольной человек). Балет камерный, но со сложной пластикой — бесед Врача и Пациента, которые языком танца рассказывают о смысле жизни. Кстати, с этой постановкой «Киев модерн-балет» в настоящее время выступает на «Бергитта-фестивале» в Таллинне.

Конец прошлого сезона в ТЮГе на Липках ознаменовался взносом в киевскую «Чеховиаду». Режиссер Константин Дубинин осуществил постановку «Роман доктора» по А. Чехову, определив жанр представления — стилизация-шутка на два действия. А на сцене Театра им. И. Франко студенты курса Богдана Ступки Национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого играют «Чайку». Эту знаменитую Чеховскую пьесу поставил режиссер Валентин Козьменко-Делинде.

Нужно отметить, что художественный руководитель Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра Эдуард Мытницкий не раз обращался к драматургии Антона Павловича. Можно вспомнить его громкий спектакль «Пять пудов любви», поставленный на сцене Театра им. Леси Украинки. В настоящий момент в репертуаре Театра драмы и комедии благосклонностью зрителей пользуется спектакль в постановке Мытницкого «26 комнат...» по пьесе «Леший». Сегодня мастер работает над Чеховскими «Тремя сестрами» и ценители театра с нетерпением ожидают, как сценически «прочитает» одно из наиболее сложных произведений писателя известный режиссер.

Возможно, предстоящий театральный сезон откроет нам новые имена талантливых постановщиков, которые чувствуют драматургическое слово Чехова.

P.S.: Кстати, осенью почитателей творчества классика приглашают в Крым. С 11 по 18 сентября там пройдет ІІІ Международный фестиваль «Театр. Чехов. Ялта», в рамка которого будут представлены спектакли: «Чайка» Донецкого областного ТЮЗа (Макеевка), «Вишневый сад» Духовного театра «Воскресение» (Львов), «Невеста» Камерного театра им. А. Чехова (Испания, Мадрид), «Тайные заметки тайного советника» Театра «Эрмитаж» (Россия, Москва) и мастер-класс «Репетируем Чехова» Академии Армата Бранкалеоне (Италия, Масса).

Алла ПОДЛУЖНАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ