Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Под знаком любви и музыки

Известный музыковед, педагог и автор «Дня» Марина Черкашина-Губаренко отметила 70-летие
4 июля, 2008 - 00:00

Юбилейные торжества включали в себя несколько примечательных событий. На праздновании состоялась презентация только что вышедшей в свет книги Романа Черкашина и Юлии Фоминой «Ми — березільці (театральні спогади)». В эти же дни в НМАУ им. П. Чайковского проходила Международная научно-практическая конференция «Современный оперный театр и проблемы опероведения». В творческом проекте Марины Черкашиной- Губаренко принимали участие ученые-музыковеды Украины, России, Франции, Бельгии, Греции.

Рассказывая о выдающемся ученом в области музыкознания, вероятно, следует начинать с перечисления достижений и научных званий. Мне же хочется начать с ее улыбки. Все, кто впервые встречают Марину Романовну, сразу попадают в поле притяжения этого необыкновенно светлого, открытого, доброжелательного человека. Эта женщина вдохновляет своим присутствием, словами и — особенной светящейся улыбкой. О таких людях, как она, говорят: «С ними рядом интересно жить». Драгоценное качество, редкое во все времена, присуще ей — доброта.

Марина Черкашина-Губаренко является одним из самых крупных в Украине специалистов по оперному искусству. Окончив в 1962 году Харьковскую консерваторию (ныне Государственный университет искусств им. Котляревского), более 20 лет проработала в alma mater на кафедре истории музыки. С 1985 года живет в Киеве, где двадцать три года заведует кафедрой истории зарубежной музыки НМАУ им. Чайковского. Доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Академии искусств Украины, лауреат премии Украинского театрального общества, премии имени Лысенко. Член Союза композиторов Украины и Союза театральных деятелей, основатель и председатель Киевского Вагнеровского общества. Замечательный педагог, любимый многими поколениями студентов и аспирантов. Неутомимый пропагандист украинского и зарубежного музыкального искусства, она постоянно выступает с лекциями в Доме ученых. Автор многочисленных научных трудов, а также публикаций о музыке и театре в прессе, в том числе в газете «День».

Работая в творческом союзе с мужем, выдающимся украинским композитором Виталием Губаренко (1934—2000), она писала либретто к его операм и балетам, и в этом также проявилась ее уникальная многосторонняя одаренность.

Марина Романовна — дочь режиссера Романа Алексеевича Черкашина и актрисы Юлии Гавриловны Фоминой, стоявших у истоков легендарного театра «Березиль», учеников Леся Курбаса...

ДИНАСТИЯ

Хоровой класс Музыкальной академии с трудом вместил всех, кто пришел поздравить Марину Романовну. Сердечными были поздравления официальных лиц, представляющих Министерство культуры и туризма, Академию искусств, Союз композиторов, Национальную филармонию, Дом ученых и, конечно же, Музыкальную академию. А ректор Харьковского университета искусств Татьяна Борисовна Веркина вручила Марине Романовне в качестве юбилейного подарка книгу о ней, специально изданную университетом ко дню рождения.

Чествования Марины Романовны Черкашиной-Губаренко и презентация книги воспоминаний ее родителей «Мы — березільці...» соединились в красивый театрализованный праздник. Серьезное, прекрасно оформленное издание со множеством фотографий выпущено Харьковским издательством «Акта», будет интересно и специалисту, и массовому читателю.

— Все мы начинаемся от наших родителей. А у меня были замечательные родители, которыми я всегда гордилась, которых я безумно любила. Они были скромными людьми, тружениками театра, по-настоящему преданными искусству, — сказала М. Черкашина-Губаренко. — Поэтому издание книги — это для меня самое большое счастье и самый дорогой подарок, который я могла себе сделать. Мне хотелось, чтобы под одной обложкой были собраны две книги — Романа Черкашина и Юлии Фоминой. Мама была литературно одаренным человеком. Чтобы внести немного юмора, расскажу, как она работала. У нас была удивительная квартира, мы жили все вместе. В одной комнате Губаренко сочинял музыку, причем он регулярно рвал струны, потому что играл очень громко, и соседи с ним боролись. А в другой комнате мама писала свои воспоминания, причем условий для творчества не было никаких, и она сидела за маленьким узеньким столиком. Мой муж, очень большого роста, шумный — входил в ее комнату, видел, что она пишет, становился в театральную позу и восклицал: «Ну что, теща у нас тоже писатель?!».

На презентации книги выступали гости, друзья и ученики Марины Романовны.

— Культура — это феномен памяти, именно память является универсальным способом дать другому человеку счастье полноты жизни, — подчеркнула искусствовед Наталья Ермакова, автор предисловия к книге. — Эти люди давали всем, кто их окружал, счастье полноты жизни не только в культуре, а вообще. Они не жили в культуре, а сами были культурой — во всех своих проявлениях. Великие учителя и великие ученики, преданные учителю, великие миссионеры, они были единственными фактическими проводниками священного знания. И то, что они сделали, выходит за пределы того, что может сделать современный человек. Чистота и честность, с которой они прожили жизнь, удивительны и являются благословением. То, что они были, делает счастливыми тех, кто их знал, и тех, кто может воспользоваться этим знанием.

— Я благодарна судьбе за возможность общаться с этой семьей, — призналась научный руководитель Музея Булгакова Кира Николаевна Питоева. — Редко можно сказать о себе, что ты знаешь в семье четыре поколения, а со мной произошло именно так. Мы встретились с Романом Черкашиным и Юлечкой, как она себя всегда называла, когда о Курбасе еще не говорили так свободно. Я стремилась к этому знакомству, мне хотелось увидеть человека, который в 1933 году, будучи совсем молодым, на известном собрании встал на защиту Курбаса. И тот, кого я увидела, меня ничем не разочаровал, — это был человек рыцарской внешности и рыцарского характера. Это совершенно удивительная пара, и они были для всех нас примером. Прожить вместе всю жизнь, как прожили они, и уметь переносить все сложности, неприятности, горести жизни, как умеет это делать Марина Романовна. Еще это была семья музейщиков, что мне особенно близко, тем более, что наш музей — это музей семьи. Марина Романовна — носитель традиций семьи, и за то, что вы передаете эту традицию следующему поколению и своим ученикам, великий поклон вам и людям той эпохи, которые дарят и всегда дарили нам этот пример.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

Один из самых удивительных моментов празднования наступил, когда на сцену вышел Роман Божко, правнук Романа Черкашина и Юлии Фоминой. Молодой человек вместе с Ольгой Совой (оба — студенты Киевского колледжа театра и кино) представили в виде небольшой пьесы фрагменты книги «Мы — березільці...». Это были страницы о том, как Ромео и Джульетта (а они сами себя так называли) уехали в Москву, познакомились там с поэтом Арсением Тарковским, жили, преодолевая немыслимые бытовые и материальные трудности. И были счастливы — своей любовью и стремлением служить искусству. Юноша и девушка играли талантливо, и, думаю, не у меня одной возникло на мгновение чувство, что время вернулось, а прошлое ожило, тем более что Роман очень похож на своего прадеда в молодости.

Елена Наумова, преподаватель НМАУ, прочла фрагменты дневника бабушки Леонилы Романовны, которая вела подробную летопись жизни маленькой Марины. Бабушка документально зафиксировала все: письма родителям — «Мама, ты помнишь меня? Я веду себя хорошо», описание дня рождения внучки во время войны — «мальчик-сосед подарил тетрадку и пучок редиски». И ее детскую мечту — стать театральной актрисой.

И сразу же было озвучено стихотворение Марины Романовны, написанное ею в 2000 году, под названием «Моя родина — детство»:«Жизнь готовит сюрпризы —//Я не стану актрисой,// И за это спасибо судьбе.// Но мой театр не кончается, // Он во мне продолжается, // Он в пульсации крови, //Он во всем и везде».

Забавным показалось сообщение о том, что юбиляр не имеет свидетельства об окончании музыкальной школы им. Бетховена города Харькова из-за того, что она плохо посещала уроки музыкальной литературы. И тогда отец, встревоженный недостаточным прилежанием дочери, написал поэму «Сон моей дочери», героями которой были ноты и Иоганн Себастьян Бах.

Всех присутствующих развеселило поздравление коллег по кафедре композиции НМАУ — вручение загадочной «Чайной оперы», сопровождаемое премудрыми утверждениями чаньских философов, гласящими: «Лучше выпить чашку чая, чем тратить время на пустые разговоры. Никакой науки не бывает без чая. Только тот, кто пьет чай, может стать Буддой».

Как сказал ректор НМАУ Владимир Иванович Рожок, «там, где появляется Марина Романовна, всегда царит искусство, юмор, толерантность, успех. И все ее аспиранты всегда защищаются».

ФАКЕЛ НАДЕЖДЫ

А потом звучала музыка Виталия и Ирины Губаренко. Об этом концерте Марина Романовна говорила так: «Мои муж и дочь Ирина не дожили до сегодняшнего дня. Но я подумала, что они не могут пропустить этого события, они продолжают жить с нами — своей музыкой, своим творчеством. Дочь писала музыку серьезных жанров, работала в театре, ее произведения звучали в 30 спектаклях Харьковского театра для детей и юношества. Она сочиняла авторские песни и прекрасные стихи, и я издала книгу ее сочинений. Пусть на концерте произойдет встреча двоих Губаренко — отца и дочери, пусть впервые вместе прозвучит их музыка».

На сцену выходили музыканты и певцы — совсем юные студенты и заслуженные артисты. Вдохновенно читала стихи Ирины Губаренко актриса Харьковского театра для детей и юношества Ольга Двойченкова, ученица Романа Черкашина, который был прекрасным декламатором.

А когда Роман Божко и Наталья Кучина исполняли романтическую песню Ирины Губаренко «Вечер», неожиданно началась гроза, за окном гремел гром, а на сцене горели свечи и гасли. «Вечер, снова он со мной, свечи задуем по одной», — но строка другого стихотворения обещала факел надежды, который озарит дорогу.

— У моих родителей было особенное отношение к людям, — вспоминает М. Черкашина-Губаренко. — Они всегда всех защищали. В мамином лексиконе не было слова «плохой». Мама проработала в театре много лет, и там все называли ее «мама Юля» — за доброжелательность, человеческую порядочность, желание стать на защиту каждого. Думаю, самое главное, чему меня научили мои родители, — это доброта и открытость к людям.

Ольга САВИЦКАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ