Национальная опера Украины… Это был театр Виталия Губаренко. Так с теплотой в душе считал сам композитор, потому что именно здесь увидели свет его первые оперы под руководством главного дирижера Стефана Турчака. Так с недоброжелательностью окрестили Киевскую оперу те, кому не давали покоя новые написанные и поставленные оперы Губаренко.
О театре Виталия Губаренко, подразумевая Национальную оперу, говорят и сегодня — но уже с новым чувством — благодарности композитору за его произведения. Но просветленные чувства, по иронии судьбы, почти всегда опаздывают. Как писала Лина Костенко, «а справжня слава — то прекрасна жінка, що на могилу квіти принесе».
Этими «посмертными цветами» для Виталия Губаренко, ушедшего от нас четыре года назад, стало возвращение его творчества в Национальную оперу Украины — постановка одного из наиболее известных и любимых произведений — оперы «Нежность, или Письма любви». Именно этот спектакль был показан в опере к 70 летию композитора в конце июня нынешнего года.
Удивительно, но ни в афише, ни во вступительном слове не прозвучало, что композитора нет в живых. Создавалось впечатление, что он, как и прежде, в зале среди публики — с густой шевелюрой, безумно волнующийся, сосредоточенно суровый. И только общее настроение спектакля, режиссерское виденье (постановка Владимира Бегмы) подчеркивало некую «потусторонность». Ведь смерть — пожалуй, наиболее непознаваемое человеческим разумом явление. И когда человек уходит в мир иной, мистическое значение приобретают многие детали. Как в данном случае спроецированные на аванзанавес письма-прощания героини с любимым и с жизнью (фактически, письма, написанные «с того света»), затемненный вид сцены, загорающийся в высоте подсвечник во время оркестровых интерлюдий, так напоминающий свет лампады… Да и дирижерская трактовка Германа Макаренко походила на импрессионистическую, подчеркивалось звучание «нереальных» тембров — челесты, ксилофона, концентрировалось внимание на часто повторяющихся остинатных мотивах, символизирующих время, бесконечность… Более целостно и глубоко прочувствован образ героини Оксаной Терещенко, которая несколько лет назад дебютировала именно в «Нежности» — таком сложном жанре, как моноопера.
Сегодня, когда украинские оперные театры испытывают дефицит национального репертуара (качественного, прежде всего), безусловно, необходимо возвращаться к творчеству Виталия Губаренко — автора 13 (!) опер самых разных жанров — начиная от монооперы и заканчивая большим, монументальным спектаклем на стыке оперы и балета — «Вий». Последний — это безусловная удача для поставщиков. Ибо здесь сочетается все, что необходимо для требовательного зрителя: драматургия Гоголя (если можно так выразиться, хит), музыка Губаренко — от первой до последней ноты театральная, легко воспринимающаяся и в то же время современная, и те потенциальные возможности, которые таит в себе синтетический жанр оперы-балета. Здесь зрелище и психологизм, пение и танцы, массовость и сольные эпизоды, фантастика и реальность, любовь и ужасы… Безусловно, подобная опера предназначена для большой сцены, с хорошей базой — и творческой, и материальной. Поэтому, безусловно, хотелось бы увидеть и услышать «Вия» Губаренко на столичной сцене. Ведь нельзя быть столь близорукими и проводить в поисках репертуара огромное количество времени, не замечая того, что находится совсем рядом. Не поднять ли нам веки?