Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Подвижник украинской музыки

Биография Ивана Гамкало, одного из известных современных оперных дирижеров, наполнена многими яркими творческими событиями
29 апреля, 2009 - 17:53
СРЕДИ ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ИВАНА ГАМКАЛО ПРЕОБЛАДАЮТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ НА УКРАИНСКУЮ ТЕМАТИКУ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Вот уже сорок лет Иван Дмитриевич является непосредственным и активным участником украинской художественной жизни. И не только как музыкальный деятель, но и человек, который своим высоким интеллектуальным потенциалом содействует созданию и формированию современного контекста духовной жизни нации. В нем объединились прекрасный оперно-симфонический дирижер и музыкальный теоретик, публицист и искусствовед, исследователь-биограф и педагог, наконец, человек, щедрый творческими идеями и проектами, о чем свидетельствует целый ряд реализованных им в последние годы на сцене Национальной филармонии уникальных замыслов по возвращению забытых оперных произведений и симфонической музыки украинских композиторов ХVІІ—ХIХ вв., первого прочтения опер современных композиторов в концертном исполнении.

Таких людей, как Иван Гамкало, называют подвижниками. И пусть это определение не представляется для кого-то комплиментарным, потому что творческое воодушевление, являющееся чертой характера Ивана Дмитриевича, неоднократно становилось импульсом к поискам и открытиям не только его лично, но и других людей. Приведу только один малоизвестный факт из биографии маэстро, хотя он и не касается главного дела его жизни — музыки, но красноречиво представляет широту его интеллектуального мировоззрения. Ведь именно Гамкало, как вспоминал Анатолий Кудрицкий, — бывший главный редактор издательства «Українська енциклопедія» им. Николая Бажана, вдохновил их на создание уникального справочника «Митці України», для которого написал сотни и сотни статей; через его руки как рецензента прошли практически все материалы о композиторах, исполнителях, оперных режиссерах, музыкальных теоретиках, критиках...

Воспитанник одной из самых признанных в Украине львовских дирижерских школ, ученик Николая Колессы, а по теоретическим дисциплинам — Станислава Людкевича, Романа Симовича и Анатолия Кос-Анатольського, Иван Гамкало получил прочную основу для дальнейшей творческой работы. Ведь он овладевал не только профессиональными навыками техники дирижирования, но и воспитывался на высоких образцах жертвенного служения искусству как высшему проявлению человеческого духа. Его учителя с высоким европейским образованием, закаленные в борьбе за национальные идеалы, несмотря на сложнейшие времена советской действительности, сумели зажечь негасимым огнем любви и уважения к национальной культуре и своих воспитанников, которые, придя в различные театры, филармонические коллективы, всегда с пиететом относились в первую очередь к украинской музыке, национальным духовным ценностям. Это и стало альфой и омегой творчества Гамкало как руководителя музыкальной части Дрогобычского музыкально-драматического театра, главного дирижера симфонического оркестра Донецкой филармонии, дирижера Национальной оперы Украины, где он работает с 1970 года. Среди творческих достижений Ивана Дмитриевича преобладают произведения композиторов на украинскую тематику, хотя он и является дирижером-постановщиком самых сложных произведений мирового оперного репертуара — «Гугенотов» Мейербера, «Царской невесты» и «Моцарта и Сальери» Римского-Корсакова, «Мазепы» и «Евгения Онегина» Чайковского, «Бориса Годунова» и «Хованщины» Мусоргского, «Трубадура» и «Травиаты» Верди... Однако магистральным направлением, доминантой творческой деятельности маэстро стала именно украинская опера, к сожалению, не всегда должным образом оцененная, не повсюду должным образом почитаемая. Как классическая, так и современных авторов. В интерпретации Ивана Гамкало на киевской сцене шли хорошо известные за многолетнюю сценическую историю оперы «Наталка Полтавка» Лысенко и «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского, забытая с шестидесятых годов ХХ в. «Наймичка» Верикивского и практически неизвестное в Киеве «Купало» Вахнянина... Он инициировал реконструкцию и постановку незаконченной оперы Леонтовича «На русалчин Великдень», что осветило еще одну грань гениального украинского композитора, который трагически погиб, не дожив и до сорока лет. Нашел ноты и возвратил нам из забвения, пусть и в концертном исполнении, невероятно интересную оперу Бортнянского «Сокіл». К особым творческим достижениям Ивана Гамкало, да и всей музыкальной культуры конца ХХ века, нужно отнести и постановку оперы Антона Рудницкого «Анна Ярославна, королева Франции». Произведение, написанное композитором далеко на чужбине, стало визиткой времени и щемящей любви к родной земле, однако, без воплощения на профессиональной сцене, было отмечено некоторыми просчетами. Под руководством маэстро была осуществлена музыкальная редакция партитуры, новая инструментовка. Впервые на киевской сцене зазвучала опера украинского композитора из диаспоры, привлекая внимание к незаслуженно отброшенному по идеологическим соображениям пласту нашей культуры, в котором есть большой, но еще не изученный и не введенный в творческую жизнь потенциал обогащения национальной духовности.

Ивану Гамкало довелось работать с плеядой выдающихся дирижеров — Константином Симеоновым, Вениамином Тольбой, Стефаном Турчаком, Олегом Рябовым, Владимиром Кожухарем, среди которых он был достойным коллегой, художником, прокладывающим собственный путь в творчестве. Многие певцы благодарят именно Гамкало за удачный, определяющий для них дебют на первой оперной сцене Украины. Это Мария Стефьюк, Лидия Забилястая, Виктория Лукьянец, Анатолий Кочерга, Владимир Гришко — звездная плеяда украинского вокального небосклона.

Творчество Ивана Дмитриевича хорошо известно не только в Украине. Любители оперного искусства в Германии, Швейцарии, Испании, Франции, Голландии, России с большим удовлетворением познакомились с его интерпретациями ряда классических произведений («Хованщина», «Трубадур», «Князь Игорь»).

Мастерство и дирижерские достижения украинского маэстро нашли соответствующее признание. Иван Гамкало — член президиума Европейской академии музыкального искусства (Вена, Австрия) — одного из наиболее уважаемых мировых художественных институтов. В 2001 году был избран членом-корреспондентом Академии искусств Украины. Он работал в Комитете по Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко, и это далеко не полный перечень творческих и общественных институтов, с которыми сотрудничает Иван Дмитриевич.

Значительный вклад в музыкальную культуру вносит дирижер и как педагог. Он является профессором Национальной музыкальной академии, долгое время преподавал дирижирование в Киевском институте культуры (сейчас — Национальный университет культуры и искусств), возглавлял государственные экзаменационные комиссии в художественных вузах Украины, был членом ряда жюри международных вокальных конкурсов, удостоен ордена «За заслуги» III и II степеней, член трех художественных союзов Украины. Иногда даже удивляешься, где Иван Гамкало находит энергию и время для такой активной и широкой творческой и общественной деятельности. Но, по-видимому, именно таким должен быть современный художник, который знает не только свое дело, но еще и патриот искусства, культуры и Украины.

Василий ТУРКЕВИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ