Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Он поет не для всех. Для каждого

Сольная программа Ивана Пономаренко стала «экзаменом» на звание мастера экстракласса
18 января, 2006 - 19:55
ИВАН ПОНОМАРЕНКО В ОПЕРЕ «МАЗЕПА»

Сольный концерт вокалиста — явление неординарное в современном музыкальном мире: эмоциональные и физические нагрузки при этом столь велики, что отечественные (а тем более — зарубежные!) звезды академического искусства предпочитают совместные («сборные» — по филармонической терминологии) выступления. Образно говоря, к «сборным» костюмированным представлениям можно отнести и оперный спектакль — в нем тоже участвует целый ряд вокалистов плюс оркестр, хор и балет. Поэтому даже сложная, ведущая оперная партия не сопоставима по художественно-эстетическим нагрузкам с сольным концертом!

Именно поэтому сольная программа народного артиста Украины, лауреата международных конкурсов Ивана Пономаренко, прозвучавшая под сводами зала Национальной оперы, оказалась в центре внимания публики в декабрьском репертуаре театра.

Особую торжественность концерту придало прозвучавшее перед началом сообщение ведущей о том, что известный артист выдвинут на соискание Государственной премии Украины имени Т.Г. Шевченко. Можно себе представить степень творческого волнения певца: подобные выступления являются одновременно и своеобразным артистическим отчетом перед публикой, и «экзаменом» на звание Мастера экстракласса перед представителями комитета по госпремиям, и творческим марафоном на пути к музыкальному Олимпу.

Ну что ж, если «по гамбургскому счету» — все эти экзамены и марафоны соискатель выдержал с честью: овации и «браво!» звучали в зале фактически после каждой народной песни в исполнении Ивана Пономаренко, после каждого классического украинского романса, звучание которых под сводами оперного зала — уже само по себе — раритет.

Особый шарм концерту придало участие в нем великолепного музыкального коллектива — Национального оркестра народных инструментов (художественный руководитель и главный дирижер — народный артист Украины Виктор Гуцал). Оркестр не только безупречно аккомпанировал солисту, но и виртуозно исполнил несколько оркестровых сочинений, украсивших концертную программу.

Впрочем, слушатели имели возможность насладиться звучанием превосходного баритона и без аккомпанемента: И. Пономаренко на редкость проникновенно спел трогательную народную песню «Вівці мої, вівці». Впечатление — ошеломляющее!

Справедливости ради следует сказать, что киевская публика давно привыкла к блестящим выступлениям певца в многочисленных оперных спектаклях: «Мазепа», «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П.И. Чайковского; «Набукко», Аида», «Риголетто» Дж. Верди; «Кармен» Ж. Бизе; «Лючия и Ламмермур» Г. Доницетти и других. Одно его участие в них часто обеспечивало успех всей постановки. Совершенно свежий тому пример — недавно прошедший в Киеве Фестиваль итальянской оперной музыки. Два первых спектакля Фестиваля («Аида» и «Травиата») можно смело назвать «имени Пономаренко» — настолько замечательно и безупречно спел он труднейшие партии в этих постановках.

Однако сольный концерт певца открыл публике новую грань его дарования: в этот вечер исполнялась только украинская музыка — народные песни, песни украинских композиторов, классический украинский романс. Конечно, фурор произвел известный шедевр — «Безмежне поле» Н. Лысенко. Шквал аплодисментов можно было сравнить только с океанским цунами (разумеется, без трагических последствий). Во многих случаях трудно было определить: что совершеннее — композиторский текст или его вокальное воплощение Иваном Пономаренко? Исполнительский талант певца позволил ему продемонстрировать процесс истинного сотворчества интерпретатора и композитора.

Украшением концерта стало трогательное выступление И. Пономаренко в дуэте с народной артисткой Украины Людмилой Семененко.

Сорокалетие своей оперно- творческой деятельности певец встречает в великолепной вокальной форме (дай Бог молодым), ежемесячно даруя киевской публике незабываемые музыкальные впечатления. Он объехал полмира, получил множество приглашений, пел в Париже, Москве, Петербурге и даже в Претории и Иоганнесбурге (Южная Африка)! Известный итальянский дирижер Карло Франчи после южноафриканских гастролей певца сказал, что Пономаренко рожден для исполнения опер Верди. Мы же убедились — и не только!

Прекрасный голос и музыкальный талант Ивана Пономаренко — национальное достояние державы. Овации слушателей и многократные вызовы «на бис» — безоговорочное свидетельство признания, любви и восхищения публики. Певец безусловно достоин присуждения ему высокой Национальной премии. (Даже несмотря на наличие на сцене невесть откуда взявшегося микрофона, иногда явно искажавшего чудесный тембр голоса прославленного вокалиста). Незабвенная Эдит Пиаф однажды сказала: «Я пою не для всех, я пою для каждого». Это же может сказать о себе Иван Пономаренко — его искусство находит отклик в сердце каждого из его слушателей.

Евгений КУРЫШЕВ, кандидат педагогических наук, доцент. Фото Александра ПУТРОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ