В прошлом году «ИГРА» вызвала необыкновенный резонанс — ведь она стала первой общенациональной театральной наградой с начала украинской Независимости. Очевидно, алгоритм фестиваля-премии, сам ее основатель (Национальный союз театральных деятелей Украины), состав экспертов и результаты вызвали доверие у отечественных коллективов: количество заявок увеличились — с 70 до 83. Это, конечно, не охватывает все театральное пространство Украины, но, во-первых, «ИГРА» сориентирована на активных, тех, кто чувствует себя в тесной связи с общим контекстом, а во-вторых, многие посмотрели на уровень победителей и, надо полагать, сделал какие-то выводы относительно собственных перспектив.
На основании просмотра 83 видеозаявок, которые презентуют премьеры 2018 календарного года, экспертный совет сформирует лонг-лист (до 30 названий в 6 номинациях — «За лучший драматический спектакль», «За лучший спектакль камерной сцены», «За лучший спектакль для детей», «За лучший спектакль в жанре оперы/оперетты/мюзикла», «За лучший пластический/
хореографический спектакль», «За лучший поисково-экспериментальный спектакль на пересечении театральных жанров»), который будет объявлен в Международный день театра 27 марта.
Но некоторые выводы можно сделать уже сейчас. «ИГРА» сохранила свою широкую географию. От Ужгорода и Мукачево на западе — до Харькова и Мариуполя на востоке, от Одессы, Херсона, Николаева на юге — до Чернигова на севере — «играет» вся Украина. Вместо Берегового, Кривого Рога, Житомира, Северодонецка, Запорожья, которые, очевидно, решили сделать творческую паузу, пришли Нежин и Черновцы. Более широко представлена Одесса. Стабильно принимают участие в «ИГРЕ» Ривное, Полтава, Винница, Ивано-Франковск, Тернополь, Сумы, Хмельницкий, Белая Церковь, Днепр и Харьков (хотя и несколько уменьшенным составом). Абсолютной чемпион — Львов: в настоящее время представлены ВСЕ тамошние государственные театры, за исключением Национального имени М. Заньковецкой.
«ИГРА» продолжает ожидать Черкасский областной театр им. Т. Шевченко — и остается только сожалеть, что опять откладывается его открытие после ремонта, поэтому творческая команда во главе с П. Ластивкой не в состоянии полноценно реализовывать свои творческие замыслы.
Не скажешь, что это уже система (ведь она, как считается, «наступает» только с третьего раза), но опять нет среди заявителей Кропивницкого (ни муздрамы, ни кукольников), Луцка (так же), Черновицкого театра имени О. Кобылянской, Коломыйского имени И. Озаркевича. Эти «хутора», похоже, живут собственной неторопливой жизнью и не спешат коммуницировать со всеми.
Почти вдвое больше, чем на первую «ИГРУ», поступило заявок из Киева — 33 вместо 17. Подтянулись «тяжеловесы» — Театр оперы и балета для детей и юношества, Театр драмы и комедии на левом берегу Днепра, Театр на Подоле, Киев Модерн-балет, а также многочисленные группировки, которые представляют современный танец, благодаря чему «пластично-хореографическая» номинация разрослась с трех до 10 претендентов. Продолжают «играть» театры имени И. Франко и оперетты, «Актер», «Колесо», «Золотые ворота», Дикий театр, Печерск, мастерская Николая Рушковского. Присоединились Оперная студия НМАУ имени П. Чайковского, Сцена 6, Creator, PostPlayТеатр — Театр Переселенца, ТЕ-АРТ и даже такая экзотика, как Театр теней Teulis. На этом фоне позиция Театра имени Леси Украинки, Молодого, «Сузір’я» и Национальной оперы (при том, что другие театры такого статуса — Одесский и Львовский — не считают участие в общеукраинском проекте ниже своего достоинства) выглядит демонстрацией — знать бы только, чего именно.
В целом более широкое представительство Киева вызвано, наверное, еще и большей информированностью и включенностью во все этапы «ИГРЫ» именно киевлян — ведь и объявление шорт-листа, и собственно фестиваль проходили здесь со значительным резонансом и вниманием СМИ. Конечно, хорошо было бы (и об этом идет речь как о перспективе) проводить фестиваль поочередно в других мощных театральных центрах — во Львове, Одессе, Харькове, Днепре. Но сейчас для этого нет соответствующего ресурса, да и сугубо логистически Киев более удобен для приезда театров и с востока, и с запада, и с юга.
В конечном итоге, очевидным является повышение художественного качества тех спектаклей, которые выдвинуты театрами на рассмотрение экспертов. «Дебют» в «ИГРЕ» Одесских театров им. В. Василько и Оперного, Львовских им. Л. Курбаса и Первого, упомянутых уже киевских коллективов сразу поднял общую «планку». Да и те, кто уже испытал себя в прошлом году, значительно ответственнее отнеслись к участию в фестивале-премии — ведь все видели уровень победителей и понимают, с чем и кем их будут сравнивать.
Нынешняя «ИГРА» будет иметь также еще один «соблазн» для театров — впервые введены индивидуальные награды актерам, режиссеру, сценографу, хореографу, автору музыкального оформления. Правда, претендовать на них смогут лишь те театры и спектакли, которые войдут в шорт-лист, а будет определять победителей полностью обновленный (согласно Положению) состав международного жюри. Но это состоится не так скоро — 30 ноября.