Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Поиск единого поля

Эксперимент профессора Ивана Вакарчука — «прививка» творческой ветви к классическому университетскому образованию
13 октября, 2004 - 19:21

С 1999 г. во Львовском национальном университете им. Ивана Франко происходят не совсем обычные для классического университета события: основана кафедра театроведения и актерского мастерства, несколько позже — кафедра режиссуры, выходят в свет театроведческий журнал «Просцениум», «Вестник Львовского университета, серия «Искусствоведение» и так далее. Все — по инициативе ректора вуза, профессора Ивана Вакарчука. Руководитель учебного заведения, где начат и развит этот своеобразный для Украины эксперимент — «прививка» творческой ветви к классическому университетскому образованию, — не гуманитарий. В кругу научных интересов доктора физико-математических наук Ивана Александровича Вакарчука — физика квантовых жидкостей, теория сверхтекучего гелия, теория фазовых переходов и критических явлений, физика неупорядоченных систем, физика магнитных систем, математические методы в теоретической физике, проблемы квантовой механики, некоторые задачи геофизики, общая теория относительности и космология, теория звездных спектров, философия науки. Среди достижений Вакарчука — более 230 научных трудов, учебники и монографии, не имеющие аналогов в Украине. Особый вклад их автора отмечен Государственной премией Украины в области науки и техники — за написание учебника «Квантовая механика» (2000 г.). И. А. Вакарчук известен и как основатель и главный редактор «Журнала физических исследований», журнала для ученической молодежи «Мир физики», главный редактор «Вестника Львовского университета. Серия физическая», член редколлегии журналов «Condensed Matter Physics», «Высшее образование Украины». С 1996 г. возглавляет Совет ректоров Львовщины. В 2001 г. он избран президентом Украинского физического общества, с 2002 г. — вице-президент Союза ректоров высших учебных заведений Украины. В этом перечне — только часть того объема труда И. Вакарчука, который связан с руководящей должностью, активной научной, педагогической, общественной работой. Так чем же можно объяснить то, что летопись творческих событий во Львовском национальном университете им. Ивана Франко создается не только количественно, но и качественно, создается последовательно, по инициативе и при неизменной поддержке физика-теоретика, профессора И. Вакарчука?

26 марта 2004 г. открылась еще одна новая страница университетской жизни — по приказу ректора И. Вакарчука открыт факультет культуры и искусств.

— Откуда ваша созидательная идея во времена, когда, кажется, только разбрасывают камни? Ведь вы не актер, не режиссер, не театровед, в конце концов не функционер от культуры.

— Присмотритесь внимательнее к моим книгам или трудам и, наверное, заметите, что у меня какая-то внутренняя потребность объединять естественные, точные науки с тем, что мы создаем как гуманитарное направление. Всю жизнь меня почему-то занимало и удивляло, почему нельзя сочетать одно и другое. Сам я к искусству не имею непосредственного отношения, но всегда был в тесной связи с теми, кто рисует, пишет музыку. И всегда удивлялся, почему существует какое-то взаимное непонимание между нашими «мирами». По-видимому, не я один над этим задумывался, это известная проблема «двух культур». Но я рассуждал: нельзя ли объединить в одном ареале, пространстве людей из таких якобы разных сфер, как наука и искусство? Это меня всю жизнь волновало. С другой стороны, на мир искусства я всегда смотрел с восхищением, с глубоким уважением. Семейное окружение связывало меня с искусством: старший брат — профессиональный художник, жена — художник-любитель, старший сын — музыкант... Музыка всегда для меня была необычайной загадкой. Но театр представлялся еще с детства особенно таинственным. По- видимому, он такой таинственный и есть… За тем, что возникает на сцене, непременно что-то ищешь, там всегда есть еще что-то. Сколько я бывал в театре, уже и взрослым, каждый раз, когда можешь сказать хорошие слова, одинаково в душе остается ощущение чего-то более глубокого, что никогда не вытянешь на свет божий, чего- то — из мира метафизического. Это дает особое наслаждение, ощущение тайны. Вот такое восприятие, возможно, и натолкнуло меня на первые попытки убедить других в том, что нужно если не объединить эти разные направления человеческой деятельности — науку и искусство, то сделать так, чтобы они сосуществовали близко, рядом. Мир не может быть разделен на тех, кто знает математику, и тех, кто знает нечто другое… Нужно быть вместе — тогда и возникнет нечто более глубокое… Это ощущение, стремление к объединению никогда не покидало меня. Когда я читаю лекции студентам на физическом факультете, то приглашаю их к разговору, который бы касался той — другой стороны.

— Я прошу прощения за неточность в начале нашего разговора: ведь вы на самом деле актер, как и ваши коллеги по кафедре теоретической физики, с которыми вместе вы ставите, например, «Гамлета» на языке оригинала. И печатаете переводы пьес, например, «Копенгаген» Майкла Фрейна. Это также один из способов сочетать интеллектуальное и образное начала — в себе и близких?

— Да, это по-видимому один из способов создавать единое интуитивно-образное и эвристически-логическое поле... Эта проблема живет во мне «тотально», поэтому, когда я стал ректором, когда возникла в университете атмосфера, в которой можно было говорить и на эту тему, мы начали говорить на разных уровнях, чтобы приучить всех к мысли, что можно «впустить» в университет театр. В каких-то программах я не очень четко, чтобы не беспокоить слишком «бдительных», давал название новой кафедре — и так несколько лет подряд. И уже когда можно было убедить людей, сложились такие благоприятные обстоятельства, что и люди искусства обратили внимание на университет. Были долгие и неоднократные разговоры с Богданом Козаком, Федором Стригуном и другими. Я все чаще произносил прилюдно мысль о возможности существования в университете театрального направления. Кто-то воспринимал это серьезно, кто- то — нет, спрашивая: как можно устраивать в университете «балаган»? Из всех тех — не одного, не двух, не трех — разговоров у меня сложилось определенное видение, как в университете это звено обучения и творчества может сотрудничать с другими. И выкристаллизовалась мысль о театральном факультете.

— Его испытательной и одновременно стартовой площадкой стала новая кафедра?

— Да, все началось с кафедры, которую мы создали в 1999 году, — кафедры театроведения и актерского мастерства. Создавали ее, предусматривая будущий факультет, и работать она должна была с таким же наполнением. Хотя понятно, что тогда мы еще не видели в полном объеме структуру будущего факультета. Для нас было важным, чтобы те, кого объединяет слово «театр», — актеры, театроведы, режиссеры — были специалистами с университетским образованием. Когда в прошлом году был первый выпуск актеров, мы все радовались, но я лично гордился еще и тем, что замысел создания театрального направления в Университете втянул в свой круг многих людей, поверивших в эту идею. По-видимому, нам таки удалось убедить многих профессионалов, благодаря которым замысел стал реальностью, — и вот есть молодые люди, которые закончили наш университет и имеют актерское образование, а в этом году — уже есть и театроведы. Это наши первые выпускники. И по первым откликам о них слышим, что они — работящие, хорошие актеры. Так же и театроведы: среди них те, кто, возможно, когда-то будет давать профессиональные оценки, которыми будут дорожить.

— Отдельным шагом в создании будущего факультета было общественное обсуждение, состоявшееся осенью 2001 года. В университет тогда пригласили художественных руководителей и ведущих актеров львовских театров, театроведов, киноведов, искусствоведов, представителей областного и городского управлений культуры. Разговор был несколько хаотичный и нецеленаправленный: люди просто высказывали разные, даже противоречивые соображения. Оказалось ли это действительно полезным для формирования будущего факультета?

— Если вы заметили, я на том обсуждении больше молчал, слушал, записывал, чтобы не навязывать свое видение. Поэтому все говорившие высказывали вслух то, что думали. Атмосфера была деловая, может, даже суховатая. Каждый что-то предлагал. И на основе стенограммы, того, что я записывал сам, вырисовывалась модель будущего факультета. Потом проходили обсуждения на заседаниях Ученого совета. И журнал… Я очень рад, что есть «Просцениум». Он мне тяжело дался: от идеи основания до выхода в свет первого номера прошло более полутора лет. Не доходило, как люди не понимают, что это нужно! На мой взгляд, журнал многим помог, и нам, в частности. Работа в журнале сложная, кропотливая, прекрасно это знаю, поскольку сам веду два физических журнала. Но она дает возможность постигать широкую художественную картину, общаться с разными людьми, разными регионами, странами, прогнозировать будущее… Это целый мир.

— Приказ о создании факультета подписан накануне Международного дня театра. Это случайность или стечение обстоятельств?

— Это «якобы случайность»... Я искал какую-то такую дату. А поскольку в этом году День театра приходился на субботу, да и подарки нужно делать накануне праздника — так и возникла дата 26 марта. Вообще, я склонен придавать определенное значение таким «мелочам». Вспомните — приказ на назначение Богдана Николаевича Козака на должность заведующего кафедры театроведения и актерского мастерства был подписан в 1999 году... в Страстную пятницу!

— И не было возможности изменить дату?

— Нет. Пусть несет свой «крест»... Отныне Богдан Козак возглавляет и новообразованный факультет...

— Сейчас, когда факультет уже действует — каким вы видите его?

— Понятно, что свое выразительное лицо он еще не приобрел. Оно будет формироваться постепенно. За два-три выпуска молодых специалистов мы отчетливее увидим (если говорить об университетском понимании образования), что нужно еще «втянуть» в университет, что взять из опыта стран Западной Европы. А возможно, возникнут еще другие специальности.

— Какие, например?

— На том обсуждении, о котором мы уже упоминали, говорилось о возможности развивать на таком факультете специальности «режиссура кино», «режиссура телевидения», «сценарное искусство» и, конечно, «кукловодство». Несколько лет назад я только намекал в университете о театре кукол, очень осторожно, чтобы не обвинили во всех смертных грехах. Но ведь нужно понимать, что это не игрушка для детей, как нас приучили его воспринимать, а искусство, которое никакими другими средствами не заменишь. У него своя философия, свой язык… Когда я в детстве впервые увидел кукольный театр — он произвел на меня такое глубокое впечатление, что я ходил под его влиянием много недель. Помню это, как видите, и до сих пор. Это удивительный театр, в котором нужно много мыслить, дофантазировать. Если нам удастся, будем искать людей, которые смогут развивать такое важное театральное направление.

— Какие, по вашему мнению, первоочередные задачи стоят перед теми, кто будет создавать новый факультет?

— Сегодня факультет имеет серьезную поддержку и понимание со стороны академического сообщества университета. Некоторые мои коллеги с гордостью говорят о том, что у нас в университете есть факультет культуры и искусств. Это действительно гордость. Здесь важно с первых шагов максимально использовать наши собственные резервы. Чем скорее будет сделана инвентаризация львовских возможностей, тем скорее мы поймем, как использовать и привлекать «внешние» резервы: речь идет, в первую очередь, об обеспечении учебного процесса, о возможности максимально использовать приглашение различных преподавателей как из Украины, так и из Европы — на год, семестр, месяц, неделю. У нас есть такая возможность, и будем делать все, чтобы реализовать ее. Нужно, чтобы студенты могли «прикоснуться» к разным людям, разным художественным и научным направлениям. По самому духу университетского образования, мы должны вводить эти разные направления — тогда возникнет содружество, сотрудничество, конкуренция мнений. Ведь если есть одно мнение — это воинский устав, и только многовекторность мнений, идей — признак нормального существования. Имея внутреннее интеллектуальное удовлетворение от того, что мы создали такой факультет, очень хочу, чтобы в нем жили основы толерантности, чтобы не было разделения на «наших» и «не наших». Это недопустимо. Это самое худшее. И не только с точки зрения нравственных основ. Речь идет о самом результате, например, спустя пятьдесят лет. Если сейчас не начать развитие какого-то одного из направлений, то в будущем это приведет к пустоте, лакунам, непреодолимым пробелам.

— Очевидно, нет нужды говорить о цене воспитания специалистов по таким направлениям, как искусство и культура? Так что как ректор, вы понимаете, что это будет, возможно, самый дорогой факультет?

— Самое дорогое образование — по-видимому, медицинское…

— А поскольку в университете не учат медицине, то ее место займут культура и искусство?

— Я очень хорошо знаю «цены» факультетов. Поэтому скажу так: дорогой, но не самый дорогой. Для примера возьмем высшего европейского уровня физический факультет: стоимость новейших приборов, аппаратуры, нужных для него, нельзя сравнить ни с чем, собственно, сегодня мы себе этого не можем позволить. В нашей ситуации понятно, что новый факультет будет одним из самых дорогих в университете.

— Для нового факультета выделено отдельное помещение — на улице Валовой. Это историческое, бывшее монастырское сооружение, которое нуждается в переоборудовании и ремонте…

— Да, ремонт уже начат, выделены средства. Поскольку университет в целом имеет проблемы с помещениями, то нужно немножечко потерпеть. Не подождать, а потерпеть. Руководство факультета должно составить план на три года — это реальный срок качественного ремонта для этого корпуса, если в нем одновременно проводить еще и обучение. Большей длительности ремонт делать трудно, меньшей — вряд ли реально. Сделать за год хороший ремонт — невозможно.

— Можем ли надеяться и на хорошо оборудованную театральную сцену, современную видео- и аудиотехнику, другие технические средства, на реальную возможность финансирования выездных практик студентов-театроведов, этномузыкологов, культурологов?

— Очевидно. Если не так — то зачем? Если согласиться на прозябание — то не нужно начинать! Нужно отвечать за то, что начал. И студенческий театр очень нужен. Профессиональный студенческий театр... Это отдельная структура. Здесь должны бы работать актеры, режиссеры, театроведы. Это была бы экспериментальная площадка, где можно все. Или почти все.

— Продолжая тему «отдельных структур»... Все пять лет своего существования кафедра театроведения и актерского мастерства усилено работала в издательском направлении, чтобы обеспечивать учебный процесс крайне необходимой литературой по истории и теории театра. Издано более десяти наименований книг и пособий. Учитывая неотложную потребность в учебной и научной театроведческой литературе на фоне безынициативности государственных и частных издательств в этой области, может ли в структуре нового факультета появиться редакционное отделение? И насколько, по вашему мнению, продуктивна и реальна идея создания Института театра и драмы как научно-исследовательского подразделения факультета?

— Эти институции должны рождаться как естественная потребность дальнейшего развития факультета.

— В разговоре мы упомянули обо всех специальностях и специализациях, кроме книговедения и библиотековедения. Между тем, кафедра библиографии и библиотековедения также была первой такого направления в университетском образовании и работает уже шестой год.

— Да, мы не упомянули, но многое из сказанного касается и этого направления. Нам нужно ломать стереотип «сельского библиотекаря», как часто воспринимают эту профессию библиографа-библиотековеда. Современная библиотека и ее работники — это совсем другой стиль, это центр новейших информационных технологий. Это отдельная наука, и быть современным библиотековедом непросто. Сегодня мы в Научной библиотеке университета создали места для всех выпускников кафедры. Можем их всех взять на работу.

— Такое бы — театроведам! В этой удивительно интересной и необходимой театру профессии, к сожалению, на современном рынке труда, во всяком случае во Львове, еще не нуждаются. Более того, в известном стандарте — «классификаторе профессий» — она вообще отсутствует… А тем временем о театре пишут дилетанты, проходят сезоны, годы жизни театров, незафиксированные, неисследованные профессионально. По чему будем писать историю нашей культуры через несколько десятков лет?

— Мы знаем об этих ваших проблемах и будем заботиться, в первую очередь, о социальной защите выпускников-театроведов, поскольку это действительно уникальная профессия. Если университет не в состоянии создать для них рабочие места, то мы можем предложить им второе образование. Возможно, не всем, а по желанию — тогда можно будет составлять индивидуальный график обучения и так далее. Выпускник с двумя дипломами, очевидно, получит в реальной жизни больше шансов самореализоваться и будет социально более защищен.


***

В послесловии к учебнику «Квантовая механика» (Львов, 1998) — И. Вакарчук отмечает: «...автор далек от той мысли, будто исчерпывающе познавать окружающий мир можно только последовательным наращиванием логических связей в виде утверждений и уравнений. Есть другие подходы, которые не нуждаются в языке уравнений, а используют, например, средства искусства. Эти разные пути взаимодополняющи. Именно поэтому мы пытались проводить сравнение различных явлений, которые описываются квантово-механическими законами и законами классической физики, приводили аналогии из истории, музыки, искусства... здесь мы сталкиваемся с известной проблемой двух культур, со взаимодействием образного и логического мышления.

...Возможно, Природа «подсовывает» нам только то, что мы хотим увидеть. Возможно, настоящее понимание она отдаляет на грань возможностей нашего разума, где оно только мерцает. Но важно, что простое слово «интересно» руководит нами в неудержимом стремлении познать всю ее Красоту».

Майя ГАРБУЗЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ