Так кинопрограмму составили картины, без которых сложно себе представить не только украинский или советский, но и мировой кинематограф: «Земля» Александра Довженко, «Тени забытых предков» Сергея Параджанова, «Симфония Донбасса» Дзиги Вертова, «Вавилон ХХ» Ивана Мыколайчука, «Лебединое озеро. Зона» Юрия Ильенко, «Каменный крест» Леонида Осыки, «Долгие проводы» Киры Муратовой... Об уровне подготовки свидетельствует и то, что при изначальном безденежье фестиваля практически все фильмы были снабжены титрами на немецком — основном языке Швейцарской конфедерации; любой кинематографист знает, каких затрат требует отитровка даже короткометражной ленты. Не менее насыщенной получилась и музыкальная часть. Широкий отклик получили выступления симфонического оркестра Национальной филармонии с 11-летним виртуозом-скрипачом Сашей Пушкаренко (исполняли Вторую симфонию Льва Ревуцкого, Пятую симфонию Петра Чайковского и концерт Макса Брука для скрипки с оркестром), ансамбля бандуристов и юных виртуозов из Одессы.
Что до художественной экспозиции, то здесь также была сделана небезуспешная попытка показать широкий контекст украинской живописи. Работы современных мастеров — Матвея Вайсберга, Петра Бевзы, Алексея Аполлонова, Алексея Литвиненко, Елены Абессиновой соседствовали с полотнами гениев авангарда 1920—30-х годов, — Малевича и Кандинского, чей вклад и в западную, и в украинскую культуру был равноценен.
Так что весьма обоснованное недоумение, даже досаду вызывает тот факт, что столь достойно проведенную презентацию украинской культуры за рубежом отечественные СМИ в целом проигнорировали.
О своих впечатлениях «Дню» рассказал один из участников выставки в Берне, киевский художник Матвей Вайсберг:
— Мое впечатление — очень хорошее. Реклама Дней заполонила весь городской вокзал, в каждом троллейбусе и на каждой афишной тумбе висели фестивальные плакаты. Организаторы попытались провести такую историческую горизонталь — кто мы, какого происхождения, показать нашу культурную протяженность. Ведь то, что стране 10 лет, отнюдь не означает, что и ее культура тоже 10-летнего возраста. Мы предоставили лучшие доказательства своей преемственности — прекрасную киноретроспективу, параллельную выставку современных киевских художников и живописцев, которые хорошо известны швейцарцам — Малевич, Архипенко, Шевченко — художник 1920-х, Кандинский. В конце концов, Украина, наряду с Австрией или Германией имеет право считать Кандинского хотя бы отчасти своим. Мы же действительно появились не на голом месте. Сейчас, кстати, немало украинских художников работают и выставляются в Швейцарии — Николай Журавель, Тиберий Сильваши, Андрей Блудов, те же Петр Бевза, Алексей Литвиненко.
Что же до неведения украинских СМИ об этой акции, то не нахожу в этом ничего удивительного. У нас же искреннее радение за культуру по-прежнему остается уделом одиночек, а за рубежом — и подавно. В Берне, — что могли, то и сделали. Умудрились при нулевом бюджете найти спонсоров, к счастью, швейцарцы в этом отношении люди очень благожелательные. Так что для Украины, повторюсь, сделано огромное дело. Россию знают в Швейцарии благодаря еще дореволюционным связям. А нашу страну начали узнавать только сейчас именно благодаря таким героическим усилиям.