Напомним, «Польско-украинские музыкальные диалоги» начались ораториальным концертом из произведений Марцина Юзефа Жебровского и Вольфганга Амадея Моцарта еще в октябре в Киеве, а в настоящее время продолжатся: 4 декабря — в Одессе и 11 декабря — во Львове.
Во второй части проекта, что реализуется при поддержке Института Адама Мицкевича из Варшавы, состоится встреча польской и украинской музыки и польских и украинских исполнителей в программе, которая составлена из знаковых произведений пяти польско-украинских композиторов ХХ — начала ХХІ века. Тем самым, продолжая миссию варшавского Фонда Pro Musica Viva по построению музыкальных взаимоотношений между Польшей и Украиной, в частности сотрудничества дирижера Романа Реваковича с украинскими музыкантами и известными коллективами.
57 лет тому назад Генрик Миколай Гурецкий завершил «Три произведения в старинном стиле» для струнных — произведение на удивление мелодичное для рьяного авангардиста, которым на то время считал себя композитор. Эта партитура — ответ на неосторожный упрек директора Польского музыкального издательства Тадеуша Очлевского об отсутствии даже намека на мелодию в произведениях Гурецкого. Так появился этот мини-цикл, в котором два быстрых танца оттеняют трогательную меланхоличную медленную часть. Как сознался потом автор, эта работа стала «окном в ренессанс, антидотом от авангарда».
В программе концерта в Одессе состоится мировая премьера произведения Александра Родина, написанная для Национального Одесского Филармонического Оркестра, — «После прочтения Лавкрафта» для струнных. Композитор и пианист, Александр Родин, лауреат международных престижных композиторских конкурсов и премий театральных фестивалей за лучшую музыку к драматическим спектаклям, является одной из самых загадочных фигур на украинском композиторском Олимпе.
Фигура Тадеуша Маерского является знаковой для музыкальной культуры Львова, поскольку музыкант стал одним из первых адептов серийной, додекафонной техники и эстетичных принципов экспрессионизма в музыкальном искусстве края. В частности, вместе с Коффлером только Тадеуш Маерский из всех галицких музыкантов стали сторонниками эстетики нововенской школы. Однако Маерский воспринимал и использовал далеко не все элементы додекафонии. Камерно-ансамбльные произведения композитора, в частности Фортепианный квинтет, который прозвучит в этой программе (версия для фортепиано и струнных), не принадлежит к его додекафонному наследию, а написан в русле позднеромантических тенденций, но с ощутимым влиянием авангардных европейских течений начала ХХ века. В советское время композитора обвиняли в формализме и преследовали, что, однако, не повлияло на его эстетические принципы. Тадеуш Маерский родился и умер во Львове и в настоящее время незаслуженно забыт. В консерватории Маерский преподавал не композицию, а фортепианную игру настолько удачно, что даже изобрел методы реабилитации «переигранных» рук учеников. Впрочем, на последующее развитие украинской композиторской школы Маерский почти не повлиял. Возрождение творческого наследия Маерского активизировалось недавно, уже в начале XXI века усилиями польского пианиста Михала Древновского, который, собственно, является солистом этого концерта.
Также в исполнении Древновского прозвучит концерт № 1 для фортепиано и струнного оркестра современного украинского композитора, главы Национального союза композиторов Украины Игоря Щербакова, чье творчество и духовная направленность сформировали лицо украинской музыки конца ХХ — начала ХХІ веков. В этом году он празднует свое 65-летие. Польский пианист Михал Древновский начал играть на фортепиано в возрасте 8 лет со своим отцом — известным пианистом Мареком Древновским. Окончив Музыкальную академию в Лодзи, учился в музыкальной консерватории в Женеве у Доминика Мерле и Паскаля Девойона, принимал участие в ряде мастер-классов с такими известными преподавателями, как Наум Штаркманн, Милош Магин, Фоу Тсуунг, Рудольф Керер и Евгений Инджич. Лауреат престижных международных премий, выступает с концертами как солист и камерный музыкант в Польше, Италии, Франции, Швейцарии, Австрии, Бельгии и Германии. Играл Шопена в Национальном театре в Варшаве как пианист и актер в спектакле Адама Ганушкевича под названием «Шопен, его жизнь, ее любовь, его музыка...» Поэтому, в его интерпретации публика услышит произведения и украинского и польского композиторов.
В финале одесского и львовского концертов проекта прозвучит «Синфониетта» для струнных выдающегося польского композитора, педагога и дважды лауреата премии «Гремми» Кшиштофа Пендерецкого. Роман Ревакович будет дирижировать Национальным Одесским Филармоническим Оркестром — в Одессе, а во Львове — Академическим симфоническим оркестром Львовской национальной филармонии.