Держать ответ за содеянное, то бишь, — отчитываться и, наполняя металлом голос, исполнять речитативом арию о светлом будущем родной отрасли, такое же неблагодарное дело, как ждать и догонять. Тем более, в явно затянувшийся период политической нестабильности и экономической конвульсивности. Культура и в лучшие времена не была среди бенефициантов, принимающих на авансцене подношения восторженной публики — ей отводилась роль хора, столь необходимого в греческом театре для разъяснения логики поступков героев. Для подтверждения моих размышлений стоит лишь заглянуть в пространные программы самых несхожих партий и объединений, претендующих на места под парламентским куполом, дабы вершить судьбами державы, — там нет или ничтожно мало места отведено культуре. А жаль! Ведь именно она формирует тот духовный и поведенческий стержень личности, которая, как «аз» и «веди» знает, что хоровое пение, может, и хорошо, но категорически «нельзя писать мимо унитаза».
Фон для третьего пришествия в кресло министра культуры Юрия Петровича Богуцкого был не самый благоприятный. Тяга все разметать и построить «свой, новый мир» у его недавних предшественников была столь велика, что кроме войны, объявленной храмам культуры и ее деятелям, из самого названия министерства стаяло неприбыльное искусство, уступив место перспективному, по слухам, туризму. Да и местные власти, под шумок разборок верхнего эшелона, прикрываясь странно трактуемыми ими законами, целенаправленно разоряют оставшиеся «культурные гнезда».
В такой обстановке министр вряд ли может стать белым магом, способным развеять злые чары и отвести порчу, но опытный и умелый чиновник от культуры, г-н Богуцкий, без ажиотажа и конвульсий пытается, призвав на помощь свою команду, стабилизировать обстановку в отрасли и придать ей поступательное движение.
За годы становления независимости было создано достаточное количество законных и подзаконных актов, написано и утверждено различных программ, касающихся области культуры. Две концепции развития культуры и духовности, более 50 программ, включая две, посвященные развитию национального кинематографа, дорожная карта и т.д. Но ни одним парламентом так и не проведен, столь необходимый культуре закон о меценатстве, и не заявлен на государственном уровне протекционизм, в котором она так нуждается.
Несмотря на то, что обозначенная в бюджете цифра в 810 млн. гривен, предназначенная на культуру в этом году, в прошедшем полугодии была «отпущена» министерству в стопроцентном объеме, (по сравнению с 1999 годом она кажется баснословной — тогда в бюджетной строке значилось 156 млн. гривен), по мнению министра, культуре, по-прежнему, явно недостает административного и финансового ресурса.
Активизируется работа с областными администрациями — Закарпатской, Харьковской, Одесской и др. В перспективных планах подписание подобных соглашений с Сумской и Кировоградской областями. 85 стран мира готовы обмениваться с нами своими культурными достижениями. Продолжается финансирование строительства музеев — Арсенал в Киеве, усадьба в Батурине. Кстати, представитель журнала «Музеи Украины» витиевато благодарил г-на министра за помощь в отстаивании ряда музеев областного и районного масштабов. Даже многострадальное кино получает деньги в полном объеме. Другое дело, что 49 млн. гривен в год на кино — ничтожно малая цифра, а если сравнивать с северным соседом, неприличная.
Социальное положение работников культуры выглядит уныло, в сравнении с коллегами из образовательной, научной и даже медицинской сфер. Но г-н министр надеется выровнять эту несправедливую разницу уже в следующем, 2008 году.
Обнадеживающе звучали перспективы развития работы библиотек и музеев, реставрации и ремонта памятников, обеспечение творческих вузов музыкальными инструментами и другим оборудованием, и т.д. Интересной показалась мысль о широкой сети автоклубов на селе, где единственное окно в мир, давно уже расцвечено исключительно вкусами производителей телевизионного продукта.
Министерство возвращается к системе грантов — главное, чтоб судьи, которым вершить их адресность, были объективны. Госзаказ в кино должна сменить господдержка. Исключение составит детское кино и анимация.
Жизнь на киностудии им. А. Довженко еле теплится, полнокровно существует лишь новостройка, жильцы которой недовольны шумным творческим соседством. Чиновники разных уровней с плохо скрываемой алчностью, смотрят на «гуляющие» площади в самом центре столицы. Дальновидные продюсеры, успешно снимающие сериалы и работающие в области совместных проектов, уже вывели свои мощности за черту города. Говорят, на очереди, студия научно- популярных фильмов, у которой появился щедрый инвестор, готовый «строить и месть». А ведь этот жанр кино некогда составлял немалую славу национальному кинематографу. Но г-н Богуцкий, отвечая на вопрос об этом, заверил, что «студия ни в коем случае не будет сворачивать свою работу».
По поводу же последних событий с галереями, студиями, Центром Курбаса и др., на которые бурно реагировала общественность столицы, г-н министр сказал, что 26 числа этот вопрос был поднят им на заседании Кабмина. И уже сегодня Киевсовет пересмотрел свои позиции — 81 объект уже снят из «черного списка». Он выразил надежду, что безобразия, вызванные неточной формулировкой статьи закона, будут прекращены. А чтобы не было желания их повторить, будет внесена поправка в закон.