Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Помогите, мы падаем на... солнце»!

Как украинцы Александр Козырь и Михаил Карюков учили режиссуре Френсиса Форда Копполу
10 апреля, 2020 - 11:21

Думаете, шучу, относительно влияния украинского кино на американский кинематограф — в его космическом, так сказать, сегменте? А вот и нет. Было, было такое. Хотя, как это ни парадоксально, об этом почти никто не вспоминает. Сейчас, накануне годовщины первого полета человека в космос, попробуем кое-что прояснить.

НЕБО ПОЗВАЛО

Полгода назад прошло 60 лет с момента выхода в советский прокат фильма «Небо зовет» (1959, Киевская киностудия имени А.Довженко, режиссеры Александр Козырь, Михаил Карюков). За два года до полета Юрия Гагарина украинские режиссеры уже сослали космонавтов в небесную даль и даже больше, на Марс. Еще в 1954-м, на Всесоюзном съезде писателей, Александр Довженко, говоря о близких временах покорения космоса и новых реалиях человеческой жизни, натыкался на откровенный скепсис целого зала: «чепуху несет». Однако в 1957-м состоялся запуск первого Спутника, и пошло-поехало. В том числе в кино.

«Небо зовет» — о полете человека в космос. К разработчикам космической техники приходит писатель Троян (Сергей Филимонов), знакомится с ходом дел, а потом пишет научно-фантастическую повесть...

Именно события той повести и оживают перед нами на экране. Уже наступили времена, когда СССР имеет в космосе некую орбитальную станцию (ее начальника играет украинский актер Виктор Добровольский), с которой собирается стартовать на Марс советский корабль и его команда во главе с Евгением Корневым (популярный в те времена российский актер Иван Переверзев (и Добровольский, и Переверзев, да и большинство других актеров относятся к категории мужчин, которых моя бабушка называла «представительный мужчина»; то есть породистый — только таких в космос и полагалось отправлять; ну не мелочь же какую-то!).

Выясняется, на Марс летят и американцы, стартуя с любезно предоставленной им советской станции. Двое американцев — Кларк и Верст (ну, почти круть и верть) — актеры Константин Барташевич и Гурген Тонунц. Советские пытаются их отговорить: полетите позже, когда планеты удобнее выстроятся. И нет же, гамериканцы спешат, чтобы опередить «советы». И, конечно, вляпуются в беду (их корабль начинает падать на солнце). Тут благородные советские люди и приходят им на помощь, лишний раз демонстрируя преимущества советского образа жизни и нашинского морального кодекса.

Главное, что вызывает интерес в фильме, это показ космической техники. Художник Юрий Швец (о нем чуть дальше), в совместном труде с оператором Николаем Кульчицким, продемонстрировал просто выдающийся класс: перед нами действительно космическая техника будущего, эстетика будущего. По сути дела, Юрий Швец и вся творческая бригада фильма начали определенные матрицы и определенную моду на изображения будущего. Вспомните, скажем, знаменитый фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» (1968) — впечатление, что его создатели много чего просто позаимствовали из украинского фильма...

СТУДЕНТ КОППОЛА ПИШЕТ ДИКТАНТ... НАУКРАИНСКОМ КИНОЯЗЫКЕ

Однако речь идет не только о стилистике визуальных образов будущего. В 1962 году в США вышла картина «Битва за пределами Солнца/ Battle Beyond the Sun» режиссера Роджера Кормана. Как сказано в американской статье в Википедии, Корман купил фильм «Небо зовет» для распространения в США (то есть для проката?!), однако поступил, мягко говоря, очень странно. Он нанял молодого студента киношколы Фрэнсиса Форда Копполу (да, будущего постановщика «Крестного отца» и «Апокалипсиса сегодня») и дал ему задание американизировать фильм.

Что сделал студент Коппола? Включил абсолютное большинство эпизодов украинского фильма в якобы новый американский (поэтому в титрах значатся американские актеры, которых и близко нет в кадре). Кроме того, Коппола снял несколько эпизодов из якобы марсианской жизни — перед зрителями предстают некие монстры...

Кроме того, события фильма перенесены в 1997 год. После атомной войны полуразрушенный мир делится на Север и Юг, которые соревнуются между собой в завоевании космоса. В завершение стороны приходят к идее примирения — чтобы не уничтожить мир совершенно. В финале все так, как в картине киевлян: астронавты возвращаются на Землю, где их радостно встречают взволнованные массы — только, конечно, советских флагов нет.

Этого фильма, конечно в фильмографии Копполы вы не найдете. Ученическая работа с использованием, и этаким бесцеремонным, материала чужой киноленты. Ну, задание такое было — во времена, когда об авторском праве даже в Америке имели довольно своеобразное представление. Как, собственно, и в СССР. Но ведь научился чему-то студент, факт!

Эта история имела свое продолжение. Эпизоды фильма «Небо зовет» с космической станции были включены в другой американский фильм — «Путешествие на доисторическую планету» (1965, по продюсерству того же Роджера Кормана). Само по себе это признание первенства и авторитетности образа будущего, предложенного украинскими кинематографистами.

ЛИЛИПУТЫ И ЛУННЫЕ ПЕЙЗАЖИ

А теперь вернемся к фигуре художника Юрия Швеца (1902—1972) — личности, к большому сожалению, малоизвестной у нас, поэтому и информации о нем очень мало. Родился на Полтавщине в семье батрака. В 1920-е годы окончил сразу два вуза — Музыкально-драматический институт имени Николая Лысенко (как вокалист) и Украинскую академию искусства — как собственно художник. В его послужном списке несколько десятков фильмов.

Начало творческой карьеры Юрия Швеца — участие в знаменитых кинолентах «Новый Гулливер» и «Космический рейс» (оба 1935). «Новый Гулливер» Александра Птушко — на удивление изобретательная лента, с ощутимым агитковым месседжем, сказ о том, как пионер Петя попадает (во сне, правда) в страну Лилипутию и помогает трудящимся победить в борьбе с вымогателями (гм, сегодня это не такая уж и архаика — нам бы такого Петьку в помощь!) Лилипуты сплошь кукольные персонажи, как и вся Лилипутия, выстроенная Юрием Швецом. Фильм произвел впечатление не только в СССР, показывался он и в США, американцам он понравился, самому Чарли Чаплину!

Параллельно шла работа над фильмом «Космический рейс» («Мосфильм», режиссер Василий Журавлев). О полете на Луну, который, почти так, как через четверть века в «Небо зовет» — завершался триумфальным возвращением на Землю. Картину создавали в довольно тесном контакте с Константином Циолковским, который однажды пожелал встретиться с художником. Так и написал в письме к режиссеру: «Вам надо как-нибудь приехать с простецким, но бойким художником, который бы набросал вчерне то из моих работ, что вы найдете подходящим». Так и встретились...

Позже Швец вспоминал, что выдающийся ученый советовал исходить из максимально достоверных установок относительно показа Луны и обстоятельств самого космического полета (это в 1930-е!). Достоверность заключалась в соблюдении уже добытых наукой знаний. «Он,- писал Швец,- будто просматривал изображения знакомых ему мест, будто переносился в воспоминаниях о прогулке по лунным равнинам и ущельям. Он видел нашу Землю издалека, как мы видим с Земли Луну. Он будто сам был в скафандре, и при каждом появлении нового пейзажа Луны через стекло гермошлема сверкали глаза в восторженном взгляде» (подаю по публикации в «Независимой газете», 2016, 22 июня).

Впечатляющее свидетельство, которое говорит о том, что Циолковский действительно повлиял на формирование представлений о космосе, особенности его пейзажа и собственно антуража и снаряжения тех, кто отправляется на освоение космических время-пространств. Так что горизонты фильма «Небо зовет» имели свою традицию, которую и воплощал в себе художник Юрий Швец.

НАВСТРЕЧУ МЕЧТАМ

Старшее поколение еще помнит тот энтузиазм, с которым были связаны первые полеты человека в космос. Тогда, на рубеже 1950—1960-х, СССР развивался достаточно динамично, что рождало самые светлые надежды на будущее — близкое и далекое. Гай-гай, и как быстро те надежды были похоронены маразматичной властью, уже в конце 1960-х, под грохот танков на улицах чехословацких городов. Есть какой-то печальный символизм в том, что с завершением эпохи надежд закончилась, в начале 1970-х, и жизнь Юрия Швеца.

А тогда, в начале 60-х, Михаил Карюков (сорежиссером выступил актер Отар Коберидзе, он же исполнитель главной роли) и Юрий Швец создали еще одну космическую историю — фильм «Мечте навстречу» (Одесская киностудия, 1962). По сценарию писателя-фантаста Олеся Бердника, чьими книгами мое поколение зачитывалось в детстве (позже, как известно, он стал диссидентом, был арестован, и его произведения исчезли из оборота).

Чего только здесь мы не увидим, с марсианскими пейзажами включительно. И теми же техническими и технологическими доспехами. А костюмы космонавтов точь-в-точь такие, в которых летали первые советские космонавты. Именно для этой картины, кстати, была написана (композитором Вано Мурадели на слова Евгения Долматовского) знаменитая песня «И на Марсе будут яблони цвести».

Космический материал еще некоторое время держался украинских киностудий. Скажем, в 1967 году на экранах страны появился фильм «Туманность Андромеды» Евгения Шерстобитова, по одноименному роману Ивана Ефремова (киностудия имени А.Довженко, оператор Николай Журавлев, художник Алексей Бобровников). В принципе похожа и уже традиционна на то время эстетика визуальных представлений человечества о будущем.

А спустя десятилетия, в 1978-м, Леонид Быков принимался делать фильм «Пришелец» — о сходстве цивилизаций, земной и внеземной. Это был знак такого себе «одомашнивания» космоса, интимизации представлений о нем. Так жаль, что трагическая смерть помешала съемкам картины. Хотя остались пробы, эдакий минифильм, в котором звучит высокий и немного печальный призыв оставаться людьми — где бы мы ни были и кем бы ни были!

Сергій ТРИМБАЧ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ