Имя Лены Божко — новое среди профессиональных фотографов. Вообще-то, она должна была стать художником театра и кино — именно так называется ее специальность в дипломе художественной академии, которую Елена окончила. Она даже оформила два спектакля, но в один прекрасный день поняла, что не ее это дело. А поскольку еще на первом курсе института начала серьезно интересоваться музыкой, создала с друзьями группу «Світ Джейн», стала его солисткой. Поначалу все складывалось как нельзя лучше: группа давала много концертов в клубах, пришла популярность, а с ней — приглашения на музыкальные фестивали. Но все испортил «финансовый вопрос» — чтобы закрепить успех, необходимо было записать альбом, снять клип, и, желательно, не один, а денег не было. Коллектив распался.
Лена продолжила эксперименты в выборе профессии: делала авторские куклы, работала на телевидении, в глянцевом журнале. Даже пресс-секретарем одной политической партии. Везде достаточно успешно, но со временем охладевала.
Фотографировала, сколько себя помнит. Еще в школе ей подарили пленочный фотоаппарат «Олимпус», и Лена стала снимать портреты друзей. Именно портреты. Пейзажи и натюрморты ее не интересовали. Наверное, это школьное увлечение так и осталось бы хобби (сегодня мы все немного «фотохудожники»!), если бы не знакомство с известным фотографом Виктором Марущенко. Лена пришла в Школу фотографии, которую он организовал, и когда настало время диплома, именно учитель посоветовал ей сделать серию портретов, поскольку этот жанр удается Елене более всего. Авантюрная дипломница пошла ва-банк — решила снимать известных кинематографистов, актеров театра, сценографов. Кого-то знала лично, иных героев и их контакты подсказывали друзья. Как, например, продюсера Олега Кохана.
Кохану работы Лены понравились, и он предложил выпустить календарь «12 кадров» с ее фотографиями. А также организовать выставку, где представить все отснятые портреты, не вошедшие в календарь. Была поздняя осень 2013 года... Календарь выпустить успели, о вернисаже, конечно же, забыли надолго. Так все начиналось. Затем появился календарь на 2015 год — теперь уже «12 музик». Имя фотографа Елены Божко стало узнаваемым в профессиональном мире. И известие о ее персональной выставке в галерее «ХудГраф» было воспринято с воодушевлением.
Если бы мне предложили охарактеризовать этот вернисаж одним словом, я бы назвала его «Фотоувеличение». Черно-белые портреты известных актеров (Алексей Горбунов), художников (Борис Егиазарян), музыкантов (основу экспозиции составили работы, напечатанные в календаре «12 музик») — Андрея Кузьменко (Кузьмы), Олега Скрипки, Святослава Вакарчука, Сашка Положинского («Тартак»), Дмитрия Шурова (Pianoboy), Андрея Хлывнюка («Бумбокс»), Олега «Фагота» Михайлюты («ТНМК»), Валерия Харчишина («Друга Ріка»), Виталия Кириченко («НУМЕР482»), Олега Собчука («С.К.А.Й.») — напомнили мне фотооткрытки киноактеров, которые продавались в киосках «Союзпечати» в моем детстве. Мы их собирали и хвастались друг перед другом, у кого больше.
Портреты Лены Божко тоже можно коллекционировать. Обмениваться ими, дарить, просто рассматривать. Каждый ее герой, выхваченный на мгновение из суеты жизни, становится менее звездным, чем порой представлялся со сцены или с телеэкрана, и по фотографии можно составить его психологический портрет. Очень хочется, кстати, попробовать провести такой эксперимент, а потом спросить у близких, верны ли выводы. Мне кажется, результат будет положительным. Лене как-то удается разглядеть в глазах (а она сама признается, что акцент чаще всего делает именно на глаза) своих моделей то, что они нередко глубоко прячут — незащищенность, надежность, мудрость, нежность. А иногда и эгоизм.
Особенно подолгу посетители задерживались у фотографии Андрея Кузьменко, и слова Довлатова — «всякий портрет — условная смесь долговечного с сиюминутным», которые мне всегда казались точной характеристикой жанра, — воспринимаются еще и провидческими.
А мне лично очень нравится портрет кинорежиссера Андрея Загданского. Я присутствовала на той фотосессии, и чуждый любого пафоса Андрей попросил меня разговаривать с ним, чтобы не выглядеть «памятником себе». Я рассказала кинематографический анекдот, а Лена Божко успела остановить то самое мгновение. Карты раскрылись: взрослый, серьезный мужчина оказался смешливым мальчишкой, причем умеющим смеяться и над самим собой. Насколько я знаю, Загданскому портрет также нравится.
Уходила с выставки я с мыслью: будет ли продолжение календарной серии? Если «да», какую тематику, профессию, направление Лена Божко выберет на следующий год? — Спортсмены? Литераторы? Полиция? Может быть, политики?.. Фотограф, однако, хранит интригу. Так что, будем ждать сюрприза.
Андрей ЗАГДАНСКИЙ, кинорежиссер:
«Фотопортрет — это всегда метафизическое уравнение. Момент щелчка затвора как выравнивание носиков на старинных весах. На этих метафизических весах — два характера, два темперамента, два знания, два самоощущения. Две жизни. Фотограф — это умение держать взгляд другого человека. Небольшое и страшное испытание, игра в гляделки всерьез. За милой и исключительно обаятельной Еленой Божко скрывается серьезный игрок в гляделки. Фотограф».
Мария СИДОРЧУК, сценарист:
«Я люблю рассматривать ее работы, особенно мужские, угадывать характер героя. Они очень разные, отличные и эмоционально, и по композиции, но в глазах всегда читается — сильный, смелый, талантливый и великодушный. Иногда мне кажется, что это страницы раздела «Настоящие мужчины» из «Красной книги».
Олег КОХАН, продюсер:
«Фотопортреты Елены Божко (начиная с моего собственного) напоминают мне живопись. Это не просто зафиксированное мгновение, но нечто большее: не знаю, в чем кроется секрет, но в глазах ее героев виден характер, темперамент, настроение. И многие из них, например, Борис Егиазарян, Слава Вакарчук, Леша Горбунов, считают работы Лены лучшими своими портретами».