Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

После потерь

11 октября, 2008 - 00:00
ДВЕ ПОДРУГИ: НАТАША (ВАЛЕРИЯ ЗАКЛУННАЯ) И ЖЕНЯ (НАДЕЖДА КОНДРАТОВСКАЯ) — АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ, НО ВМЕСТЕ С ТЕМ ОНИ — «ДВА БЕРЕГА У ОДНОЙ РЕКИ» (НЕДАРОМ ЭТОТ ХИТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕМОЙ ЗВУЧИТ В СПЕКТАКЛЕ) / ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

В Национальном академическом театре русской драмы им. Леси Украинки состоялась премьера спектакля «При закате солнца» по пьесе Юлии Дамскер.

Лирическая драма в постановке Ольги Гаврилюк позволила зрителю увидеть работы настоящих звезд театрального искусства в одном спектакле. Валерия Заклунная (Наташа), Надежда Кондратовская (Женя) и Юрий Мажуга (Гарри Котляр) сыграли судьбы людей «на закате», в прошлом которых остались личные трагедии, профессиональные взлеты и неурядицы, неосуществленные мечты и страшные моменты, проведенные в лагере. А объединяющим звеном представленных жизненных историй стало одиночество.

Уже сценография спектакля (художник-постановщик — Елена Корчина) свидетельствует о том, что зритель увидит на сцене историю жизненную и сентиментальную. Старые фото на стене, пустая клетка, в которой, очевидно, уже никто давно не поет, предметы быта — и оранжевый круг, символизирующий солнце на закате...

Известная в прошлом актриса Наташа (Валерия Заклунная) переживает свое забытье в доме у подруги, с которой они прошли, как говорится, огонь и воду — и заключение. Страшнейшим из всех аспектов одиночества для нее является профессиональное увядание и невостребованность. Именно поэтому Наташа живет воспоминаниями... о прошлой славе, поклонниках, которых отчасти «придумывала» сама, ролях в театре. Как это ни парадоксально, но она все еще играет роль великой актрисы, звезды сцены, у ног которой — благодарный и влюбленный зритель. Отсюда — фееричная, несколько смешная одежда и парик, «кресло для великих», в котором Наташа восседает, как настоящая прима. А еще она ждет журналиста — свою юношескую любовь, который должен якобы прийти к ней «за интервью». Но он, как какой-нибудь Годо, так и не появляется...

Тоска о прошлом читается в каждой реплике героини — от сожаления о колбасных довесках до воспоминания о роли Офелии, Дездемоны и даже Фирса. Для нее тюрьма кажется привлекательным пристанищем, поскольку сулит «официальную» несвободу. На воле же — несвобода иного характера, которая отягощает, мучает, ущемляет. Но Наташа изо всех сил старается держать форму, смеясь в глаза судьбе. Поэтому ее «мне 18, все остальное — трудовой стаж» звучит с горечью, но афористично.

Другая героиня Женя (Надежда Кондратовская) — несостоявшаяся актриса, которая научилась воспринимать жизнь такой, какая она есть: работу в драмкружке, поклонника — соседа сверху, поиск продуктов подешевле на 50 копеек. Женя похоронила сына, и в ее душе образовалась пустота, которую она заполняет обычными жизненными хлопотами, чувствуя себя занятой. Женя и Наташа — абсолютно разные, но вместе с тем они — «два берега у одной реки» (недаром этот музыкальный хит темой звучит в спектакле).

И вот привычный уклад жизни двух одиноких женщин нарушается с появлением «потерянного» мужа Жени, еврея Гарри Котляра (Юрий Мажуга). Он успел похоронить двух предыдущих жен, нажить детей и внуков, заработать приличное состояние и вернулся за Женей, надеясь, что она еще жива. Гарри — смешной, несколько нелепый, и в то же время каждая его реплика органично, щемяще вплетается в общую смысловую канву.

Трогательно-смешна сцена появления Гарри в доме Жени. Он принимает Наташу за свою супругу, уговаривает ее ехать в Иерусалим, обещая рай с фруктовыми садами. Наташа, истосковавшись по счастливым моментам, соглашается. А потом — так горько становится и стыдно... Этот душевный дискомфорт словно током пробегает по зрительному залу. А отчего? Вспоминается фрагмент из «Планеты» Евгения Гришковца, когда герой выясняет, что стыдно ему «за надежду», которую он в эмоциональной суете себе позволил.

Спектакль «На закате солнца», возможно, не в духе времени. Поэтому реплика героини Валерии Заклунной «Время ушло, мир перевернулся» воспринимается как смысловой вывод. В этом сценическом произведении нет тщетности и суетливости — лишь искусство жизни и человеческих отношений. В спектакле звучит настоящая музыка и поэзия. Совершенно очевидно, что режиссерским открытием является создание актерского спектакля. Но, вместе с тем, любая незамысловатая деталь — будь то открытая в доме дверь, словно в ожидании потерянного, или детская игрушка-шарманка, напоминающая о семейном счастье, — дает возможность еще раз усвоить неоспоримую истину: в жизни нет ничего более величественного и ценного, чем сама жизнь, даже если порой она кажется бессмысленной и заурядной.

Елена ВАРВАРИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ