Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Последние штрихи

Свыше двухсот костюмов пошили для новой постановки в Национальной опере Украины
17 апреля, 2019 - 10:15
РЕПЕТИЦИИ НА СЦЕНЕ НАЧАЛИСЬ С СЕРЕДИНЫ МАРТА. НА ФОТО: ДМИТРИЙ ИВАНЧЕНКО, КОТОРЫЙ ИСПОЛНЯЕТ РОЛЬ ГРАФА АЛЬМАВИВА

Премьера «Севильского цирюльника» Дж. Россини состоится 19 и 21 апреля. По словам режиссера Анатолия Соловьяненко, в этот раз известное классическое действо перенесено... во вневременное пространство.

Напомним, комическая опера «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини (1792—1868 гг.) принадлежит к самым известным в своем жанре и вот уже свыше двухсот лет остается не только в действующем репертуаре мирового оперного искусства, но и пользуется неизменной симпатией слушателей, которые получают настоящее эстетическое наслаждение, купаясь в виртуозной, преисполненной красоты итальянской мелодики музыке, эмоционально сопереживая с героями оперы, которые всякий раз попадают в довольно причудливые ситуации, очерченные остроумным сюжетом либретто, созданного по мотивам бессмертной комедии французского драматурга Пьера Бомарше.

Сначала опера называлась «Альмавива, или Бесполезная осторожность» («Almaviva, ossia l’inutile precauzione»). Россини дал своему произведению такое название потому, что опера «Севильский цирюльник, или Бесполезная осторожность» уже была написана — ее автором был Джованни Паизиелло, и она была давно популярна на сцене. Кроме Паизиелло, до этого на сюжет «Севильского цирюльника» оперы написали Л. Бенда (1782), И. Шульц (1786), Н. Изуар (1797) и др.

Россини в 1816 году обязался написать для Театра Арджентина в Риме к карнавалу новую оперу. Однако цензура запрещала все либретто, которые были предложены композитором. Оставалось совсем мало времени до карнавала, и тогда возникла мысль о «Севильском цирюльнике». Россини обратился к Паизиелло за разрешением, и тот любезно согласился, не сомневаясь в провале оперы молодого композитора. Новое либретто написал Ч. Стербини. Россини сочинял чрезвычайно быстро, использовав некоторые материалы из предыдущих своих произведений, композитор справился с созданием оперы всего за 13 дней!

ХАРИЗМАТИЧНЫЙ УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ ДОН БАЗИЛИО — БАС СЕРГЕЙ МАГЕРА

 

Премьера состоялась в Риме 20 февраля 1816 года. Постановка прошла неудачно, поскольку была фактически сорвана поклонниками Паизиелло (или клакерами). Последующие исполнения оперы, которые состоялись на той же неделе, прошли намного успешнее, хотя начальный провал некоторое время еще тормозил рост популярности оперы.

Считается, что именно «Севильским цирюльником» завершено формирование итальянской оперы-буф как отдельного музыкально-сценического жанра во всех формальных технических требованиях: соразмерности поэтических арий и текстовых диалогов, хоровых речитативов и выразительных комичных мизансцен. Опера Дж. Россини, преисполненная естественной живостью и динамическим развитием событий, тонким сарказмом и бурным музыкальным юмором, довольно быстро обрела популярность. И не только в жаждущей хорошей оперной музыки Италии, но и за пределами своей родины.

— С музыкой «Севильского цирюльника» я знаком с детства. Как режиссер ставил эту оперу в 2005 году в Донецкой опере. Но сейчас почувствовал необходимость и желание посмотреть на эту историю под новым углом зрения, пойти на своеобразный эксперимент, — сознается А. Соловьяненко. — Именно поэтому, мы со сценографом спектакля Андреем Злобиным и художником костюмов Анной Ипатьевой перенесли действие в некое модерновое пространство, лишенное любых определенных признаков времени и места. Никакой конкретики! Разве что, это точно не прошлое. Но может случиться в будущем. И не просто «может», а случится обязательно.

ДУЭТ: СУСАННА ЧАХОЯН (РОЗИНА, ВОСПИТАННИЦА ВРАЧА БАРТОЛО) И ДМИТРИЙ ИВАНЧЕНКО (ГРАФ АЛЬМАВИВА)

 

Репетируют оперу несколько составов исполнителей. Я очень доволен, что начало работы над постановкой этого произведения дало мне возможность познакомиться с очень перспективным молодым тенором Анатолием Погребным. Очень интересная личность, прекрасный музыкант, чьи вокальные возможности легко справляются со сложной техникой, присущей музыке Россини. В настоящее время Анатолий поет в капелле «Думка», несколько сезонов тому дебютировал в партии Альмавивы в Национальной оперетте, но самое важное, что он имеет опыт участия в известном Россиновском фестивале в Пезаро, в рамках которого исполнял партию Кавалера Бельфиоре из «Путешествия в Реймс». Остальные исполнители — это солисты Национальной оперы Украины, которых хорошо знают наши зрители. Дмитрий Иванченко — Альмавива. Два Игоря — Евдокименко и Мокренко — в роли Фигаро.

В партии учителя музыки Дона Базилио, кроме опытных Сергея Магерыи Тараса Штонды, публика увидит и услышит еще двух исполнителей, которые раньше не пели эту партию, — Сергей Ковнир и Владимир Тишков.

Фееричную Розину будут играть такие замечательные певицы, как: Ольга Фомичева, Сусанна Чахоян и Лилия Гревцова. И еще эту партию также репетирует Тамара Калинкина.

Образ врача Бартоло с юмором исполняют Андрей Маслаков и Дмитрий Агеев, в последующем в этой роли должен выйти Тарас Бережанский. А партию Берты — наши ведущие меццо-сопрано: Анжелина Швачка, Татьяна Пиминова и Ирина Петрова.

Если сценическая версия будет авангардно-модерновой, то музыкальный материал остается классическим (дирижер-постановщик спектакля — Николай Дядюра). По словам, А.Соловьяненко, «наша задача — стилистически придерживаться всего, что заложено в партитуре Россини, и в то же время — не потеряться в определенных стереотипах и «заигравшихся» штампах. Мы надеемся, что зрители увидят музыкально- утонченную и визуально-интересную постановку, а еще этот спектакль придаст позитива и поднимет настроение публике.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»; фото предоставлены Национальной оперой Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ