Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Последний подвиг Сирано де Бержерака

В Национальном театре имени И. Франко режиссер Юрий Одинокий представил долго ожидаемую зрителями премьеру
29 декабря, 2020 - 11:45
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Афиша уточняет, что спектакль «Сирано де Бержерак» — это сценическая фантазия по мотивам знаменитой пьесы Эдмона Ростана.  Хотя у Ростана «Сирано...» — романтическая драма. Постановка планировалась к 100-летнему юбилею франковцев, но пандемия коронавируса все планы поломала. И вот, наконец,  премьера.

Ставить  сегодня спектакль именно как романтическую драму очень проблематично. Потому что от слов о воспитанности, героизме и самопожертвовании у вчерашних романтиков сжимается горло, а высокие порывы 2014 года кажутся уже невозможными, а кому-то даже напрасными и смешными. Рискнем допустить, что спектакль, в основе своей — именно об этом. Об отчаянной попытке найти затертые, утраченные  смыслы.

Весь первый акт у Юрия Одинокого — это как будто «еще не Ростан». Перед нами — какой-то банальный театр, который взялся сыграть сюжет о Сирано. Первым на сцене видим Михаила Кукуюка — он здесь и Автор пьесы, и Дирижер, и Суфлер. Такой себе состарившийся Карабас Барабас, которого плохо слушаются ноги и язык, а еще хуже слушаются артисты.

Актер, назначенный на главную роль, — Алексей Богданович. Этот персонаж напоминает самурая, которого разбудили с дикого похмелья. Он — смеется. Так смеются сильные мужчины, когда им очень плохо. Играть героя, которого ему навязывают, этот персонаж не хочет. Почему? В том и кроется интрига первого акта.

Второй акт — лицедеи, наконец, играют спектакль «по Ростану», и играют роскошно, как это умеют франковцы. Тот, что «не хотел», — тоже играет. И становится понятно, почему в первом акте «все хотели», а он — нет. Потому что он — единственный,  кто знал, о чем эта пьеса и чем она заканчивается. А она — не так о красивой  любви, как о войне. Как и в некоторых других спектаклях Юрия Одинокого последних лет («Дамы и гусары», «Три товарища») здесь звучит мотив взаимосвязанности и взаимообусловленности любви и войны. Но, повторимся, заранее знает об этом лишь Сирано-Богданович. Да еще, может,  суровый Карбон де Кастель Жалу (Арсений Тимошенко), да еще рубака Лэ Брэ (Алексей Зубков). У них глаза людей, которые были на войне. И легко угадывается, на какой именно.

Совершенно неожиданный Кристиан де Невильет в исполнении Евгения Нищука. Этот персонаж глуп, словно пень. Глупый откровенно и нарочито. Он напоминает булгаковского Шарикова — только не злого, а наивно-простодушного. Кристиан все время пребывает в какой-то водевильной ипостаси. И лишь в конце спектакля предстает перед лицом трагедии. И принимает этот вызов, и идет на смерть. Нет, он не становится умнее — но за мгновение до гибели, наконец, становится живым, не водевильным,  человеком. В этом эпизоде спектакля будто сходятся в одной точке абсурдность войны и любви.

Спектакль очень мужской, при этом, как всегда в постановках Юрия Одинокого, старательно отшлифованы женские роли, от главной (Анжелика Савченко в роли Роксаны) до наименьших — Дуэньи (Ирина Дорошенко) и сестры Клары (Марина Кошкина).

Следующий показ спектакля «Сирано де Бержерак» состоится 4 января.

Иван БАБЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ