Исторические источники пестрят рассказами о любвеобильности знаменитейшего мужчины — Наполеона Бонапарта. Женщины любили Наполеона, император тоже любил женщин, возможно, не так самозабвенно, как власть и дело своей жизни, но все же любил. Приведу цитату из книги Ф.Массона, звучащую неким эмоциональным заключением: «Человеку свойственно познать женщину, верить в женщину, любить женщину, испытывать, благодаря женщине и для женщины, всю гамму чувств и ощущений, которую женщина может дать. Наполеон познал все эти чувства и ощущения, и в этом смысле, как и во всяких прочих, он стоит выше всех других существ».
Личность всемогущего императора рассмотрена в последующие времена в различных аспектах, написаны тома исследований, научных трудов, мемуаров, художественных произведений. Несомненно, тема «Наполеон и женщины» — из разряда приоритетных, ракурс личных отношений способен подогревать любопытство человечества бесконечно.
Пьеса чешского драматурга Иржи Губача «Корсиканка» тоже на эту тему. И пусть история отношений Наполеона и женщины, не случайно названной Жозефиной, встретившихся на острове Св. Елены, где император доживал в заточении свои последние дни, выдумана, она многое может дать понять. Хотя, есть основания полагать, что фантазии автора о существовании такой женщины не беспочвенны. Пьеса «Корсиканка» уже много лет в фокусе внимания мирового театра, она достаточно репертуарна. Совсем недавно появилась она и на афише Национального театра русской драмы им. Леси Украинки под названием «Наполеон и корсиканка». К постановке обратился Михаил Резникович. Для осуществления сценографического решения спектакля из Москвы был приглашен Давид Боровский. В спектакле использована музыка Юрия Шевченко и стихи Юлии Богдановой, Анатолия Навроцкого, Андрея Дементьева.
Драматург попытался представить своих главных героев обыкновенными мужчиной и женщиной. Былая слава, величие выносятся «за рамки», остаются где-то в прошлом. Перед лицом неизбежности и вечности отброшено все наносное и у персонажей происходит оценка прожитой жизни. Режиссер-постановщик М.Резникович ставит свой спектакль о том же, но из просто политического анекдота он выбирает только то, что дает ему возможность исследовать природу человеческих отношений, вневременных, национально не привязанных, рассматривает психологию гения-тирана перед той последней чертой, когда все люди становятся просто людьми.
Завязка спектакля динамична. Проникшая в нынешнее жилище Наполеона, а оно у него, контрастируя с прежней роскошью дворцов, более чем скромно, это бывшая конюшня, Жозефина (Татьяна Назарова) настроена решительно. Найти этого Наполеона и рассчитаться с ним. Вернее, добиться, чтобы он рассчитался с ней, вернул ее деньги. И пусть Бонапарт даже и не подозревает об этом долге, она напомнит ему о его призывах, обращенных к своим солдатам, а ее муж был одним из них, сложившим голову за своего императора. Решительность Жозефины ослабевает, когда она видит Наполеона, узнает его как человека, постигает его внутреннюю трагедию. Татьяна Назарова создает яркий, многогранный образ. Ее героиня, простая женщина из народа обладает мудростью, чутким душевным пониманием. Актриса темпераментна, зажигательна, в арсенале ее актерских приемов — глубокий психологизм, палитра эмоциональных изменений, настоящий драматизм. Режиссер вместе с актрисой раскрывает этот образ постепенно, как китайскую шкатулку — за очередной дверцей новая, а дальше еще одна так и не познанная шкатулочка — грань характера.
Дуэтные сцены с Наполеоном (Давид Бабаев), а на них, можно сказать, построен спектакль, насыщены фонтанирующими эмоциями. Здесь и первоначальная неприязнь, настороженность, неприятие, постепенно перерастающее в теплые чувства, за которыми сдерживаемая, но уже зарождающаяся любовь. Назарова-Жозефина в одном лице и заботливая мать, и насмешлива, как циничная маркитантка, и проницательная, ироничная, своенравная, легко меняющая гнев на милость, а может быть трепетно незащищенной. Актриса создает этот образ как некое обобщение всех тех женщин, которые были в жизни Наполеона, возможно, такая Жозефина идеальна для него. В ней сконцентрировались все те качества, которые он хотел найти в любимой женщине. Возможно, он хотел, чтобы именно такой была та его Жозефина, настоящая.
Образ Наполеона в исполнении Давида Бабаева — творческая удача актера. Убедительность и органика найденного рисунка роли могут привести зрителя к мысли о правомерности существования именно такого Наполеона. Раздавленный обстоятельствами, переживший свою мировую славу, с, все еще бередящими душу, отголосками непреклонной воли. Он еще надеется на возможность перемен в своей судьбе. Далекий берег надежды с трудом, но можно рассмотреть в единственное окно этой проклятой конюшни. Там, за ним, далеко-далеко свобода…
За психологическими эскападами Д.Бабаева наблюдать увлекательно, вот он, буквально сломлен приступом физической боли, вот — вне себя от гнева, можно поверить в то, что все трепетали от страха перед ним. А здесь он уже хохочет вместе с Жозефиной и нет в нем ничего от грозного властелина мира, а есть просто обыкновенный мужчина. Из таких контрастных, противоречивых моментов актер создает полнокровный объемный образ.
Не менее интересно решено и окружение Наполеона — Бертран в исполнении Бориса Вознюка, Гурго — Сергей Озиряный, Попилтон — Игорь Бондаренко.
Из политического анекдота, незатейливой истории о Наполеоне и корсиканке театру удалось создать психологическую драму. Насытить ее высказываниями реального исторического персонажа Наполеона Буонапарте. Трагический финал этой по-чеховски горькой комедии звучит настолько остро и болезненно, что невольно возникают параллели с днем сегодняшним — «Я люблю власть, но как художник. Я люблю ее, как музыкант любит свою скрипку. Я люблю ее, чтобы извлекать из нее звуки, аккорды, гармонию».
Финалом спектакля, М.Резникович настаивает на актуальности пьесы, на вневременности истории отношений Наполеона и Жозефины, волей автора названной именно так. Замечательный драматический дуэт Т.Назаровой и Д.Бабаева перерастает в финале в дуэт вокальный. Актеры исполняют песни Эдит Пиаф и Джо Дассена. Душевные мелодии любимых певцов словно подводят к эмоциональному резюме спектакля, не важно кем нам выпадает быть в жизни, важно как звучит мелодия наших сердец и главная загадка жизни — в просто Женщине и просто Мужчине.