Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Последователи Сержа Лифаря

Со студентами Украинской академии танца и танцовщиками Национальной оперы встретилась любимая ученица мастера хореографии, звезда гранд-опера Клод Бесси
24 апреля, 2019 - 10:25
КЛОД БЕССИ В КИЕВЕ ТАКЖЕ ПРОВЕЛА МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ТАНЦОВЩИКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ, КОТОРЫЙ ВЖИВУЮ ТРАНСЛИРОВАЛСЯ В YOUTUBE / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Мы с теплотой вспоминаем Сержа Лифаря — выдающегося танцовщика и хореографа, творческая деятельность которого на протяжении 30 лет была связана с Гранд-опера, балетом Франции, а сердце, по его словам, принадлежало Киеву. Художественное пространство этого харизматичного мастера было чрезвычайно широким: ведущий солист балета, хореограф, педагог, реформатор французского балета, труппы, основатель нового стиля в балете — неоклассицизма, автор трудов по истории и теории классического танца, художник, коллекционер, библиофил. С 2004 года имя Сержа Лифаря носит Киевская муниципальная академия танца. Недавно в этом учебном заведении состоялась знаковая встреча с мастерами, которые лично были знакомые с Сергеем Михайловичем, работали с ним и учились у него, в частности, с ведущей танцовщицей Национальной оперы Парижа, которая была многолетним директором Академии танца балетной школы при Гранд Опера, Клод БЕССИ; выдающимся танцовщиком Национальной оперы Парижа, хореографом, обладателем приза Вацлава Нежинского и многолетним партнером К. Бесси по сцене Сирилом Атанасовым; продюсером Валере Коленом, режиссером-документалистом Бертраном Норманом; продюсером Франсуа Дюпле, а также руководителем балета Национальной оперы Украины Анико Рехвиашвили.

«ПОНИМАТЬ ЭСТЕТИКУ ТАНЦА»

Главными «действующими лицами» в группе гостей были Клод Бесси и директор Киевской академии танца Андрей Лягущенко, который своими вопросами к знаменитой этуаль смог не только раскрыть перед собравшимися интересные детали творческих взаимоотношений именитой гостьи с Лифарем, но и способствовать максимальному погружению зрительской аудитории в безграничную художественную и духовную Вселенную нашего великого соотечественника.

Эта встреча стала своеобразным прологом к фестивалю «Французская весна в Украине», многие зрители наверняка открывали для себя неизвестные страницы 300-летней истории французского балета, вдруг понимая, почему вся профессиональная терминология балетного искусства озвучивается именно на французском языке (в то время как музыкального — на итальянском). Действительно, история в более чем три века, а именно в 1713 году король Франции Людовик ХIV обнародовал указ о создании «Conservatoire de danse», дала шанс этой структуре постепенно подняться на уровень элитарной школы танца, которая в Старом мире до сих пор не имеет аналогов.

Конечно, это заведение переживало разные времена, и именно Сержу Лифарю в 1930-х выпало стать реформатором балетной школы парижской Гранд-опера, о чем он сказал: «В Парижской опере танец умирал. Мне выпала честь оказаться ее волшебным Принцем. Я горжусь этим. Могу сказать откровенно: дом развлечений я превратил в Храм».

Возможно, именно с тех пор неизменно высокий социальный статус этой школы и теперь, словно наследуя установку монаршего основателя данного заведения относительно того, что «французская школа танца должна ориентироваться на примат гармонии, координацию движений, точность инвестиций и презрение доблестю», современные меценаты активно приобщаются к финансированию заведения. Так, в 2012 году они пополнили его бюджет на 10 миллионов евро.

Госпожа Бесси рассказала об учебе у Сержа Лифаря, его чувствительнуй опеке и внимании к себе на протяжении всего периода их общения и сотрудничества (а она танцевала во всех балетных постановках Лифаря). Именно Клод Бесси возобновила постановку многих балетов, осуществленных в свое время Лифарем. Она призналась: «Это человек научил меня практически всему: танцевать, даже одеваться и какую прическу сделать. Он научил любить свою работу, понимать эстетику танца. У Лифаря была невероятная способность находить лучшее положение тела артиста. Он мог с помощью тела изобразить лучшую позицию ног, корпуса, знал, каким образом все это представить публике. Лифарь имел фантастические знания человеческой сущности и делал все для того, чтоб понравиться зрителю. Сегодня всему этому я учу и своих учеников. Когда мы просматриваем фотографии Лифаря, то видим, что он всегда выглядел несравненно. И вообще, такая, как я сейчас, — это все Серж Лифарь. В свою очередь я пыталась передать все эти знания своим ученикам в школе, где я преподавала на протяжении 30 лет».

Клод Бесси оказалась систематическим реформатором процесса обучения балетной школы Парижской оперы. Теперь преподавание носит мультидисциплинарную направленность. Оно предусматривает разные классы танцев (классический, характерный, современный, джаз, фольклор и барокко), дополнительные курсы по музыке, пантомиме, комедии, исполнительскому искусству, истории танца и др., анатомию или гимнастику. Большинство из этих курсов было введены в 1980-х годах.

РЕПЕТИЦИЯ В ГРАНД-ОПЕРА: СЕРЖ ЛИФАРЬ И КЛОД БЕССИ / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА КЛОД БЕССИ

 

Именно по ее инициативе был добавлен цикл общеобразовательных дисциплін, и благодаря этому воспитанники по окончании школы получают не только диплом артиста, но и диплом бакалавра. Не меньшей заслугой госпожи Бесси стало строительство современного здания школы и переезд ее из Гранд-опера в новое, автономное помещение. Сама Клод Бесси рассказала об этой важной странице своей биографии следующим образом: «Это продолжалось десять лет. На протяжении десяти лет, чтобы получить новую школу, я рассказывала министрам культуры (министрам, потому что они менялись), в каких условиях живут дети. Старое здание было в плохом состоянии, не работало отопление, летом было очень жарко. Школе нужно было новое здание, которое отвечало бы требованиям школы Гранд Опера. Долгое время я пыталась довести до властных структур необходимость изменений, и дело сдвинулось с места лишь после того, как условия проживання детей собственными глазами увидели жены министров, которых я пригласила. И в конце концов нам удалось переехать». И в наши дни Школа танца Парижской оперы (L’ecole de danсe de l’Opera national de Paris) продолжает развиваться и совершенствоваться. В этом большая заслуга энергичного и настойчивого директора Клод Бесси (1972—2004), благодаря которой это заведение получило собственную образовательную автономию и постоянную «прописку» в новом здании в парижском предместье Нантери...

КОНКУРС ЛИФАРЯ ВОЗРОДЯТ

Творческая встреча в Киеве завершилась концертной программой студентов Академии, которую открыл фрагмент из «Сюиты в белом», поставленной Сержем Лифарем в 1943 г. на музыку Эдуарда Лало. Этот балет — образец неоклассического стиля. Возможно, именно это произведение как можно лучше раскрывает глубинное понимание Лифарем сущностной специфики французского балета, чем сам мэтр когда-то поделился с известным французским танцовщиком и педагогом Аттилио Лабисом: «Итальянцы и россияне имеют интересный темперамент для танца [он имел в виду крайности, характеризующие большую чувствтвенность и страстное, подчас неконтролированное выражение], но французы имеют нечто исключительное, чего больше ни у кого нет: это — чувство меры». Он, очевидно, говорил не о музыке, а о точном жесте, который должен быть для поддержания баланса и ощущения движения». Этот номер в первую очередь стал своеобразным музыкальным приношением уважаемой гостье, ведь сама Клод Бесси еще при жизни Сержа Лифаря оттанцевала в «Сюите» не одну партию. С какой-то долей вероятности можно предположить о нотках ностальгической рефлексии эмоционального состояния знаменитой француженки во время просмотра «Сюиты в белом», в которой пластика элегантной изысканности сменяется всплесками виртуозности и совершенной техники исполнения сложных поддержек. Аристократизм и настоящий французский шарм, утонченность и какое-то инфернальное целомудрие переплетенных рук и тел — все это завораживало и зрителей в зале. Классическую линию продолжила и «Моцартиана» в исполнении учениц 6—7 классов отделения классической хореографии.

Особенно эмоциональную поддержку собравшихся получил номер «Два фавна» на музыку К. Дебюси, (хореография Д. Клявина) посвященный родившимся в Киеве двум гениям мирового балета Вацлаву Нежинскому и Сержу Лифарю. А яркая и колористически пестрая хореографическая картина «Красная калина» (хореография П. Вирского), посвященная 100-летию воссоединения украинских земель, стала триумфальным апофеозом выступления молодых исполнителей — обладателей Гран-при хореографических коллективов колледжей, училищ культур, студентов специализации «народная хореография».

Кстати, в Украине возродят Международный балетный конкурс имени Сержа Лифаря, об этом сообщила пресс-служба Министерства культуры. Это будет способствовать развитию и популяризации национальной культуры, поддержке талантливой творческой молодежи, расширению международных культурных связей, пропаганде лучших образцов классического и современного хореографического искусства, увековечению памяти величайшего артиста, балетмейстера и теоретика танца ХХ века Сержа Лифаря. Напомним, Международный конкурс балета им. С. Лифаря впервые состоялся в 1994 году. С 2006 года он не проводился. В 2011 году это твоческое соревнование возобновили, но из-за отсутствия финансирования с 2014 года конкурс не проводился.

Наталия СЕМЕНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ