В нашем изменчивом, непредсказуемом мире всегда вызывают и, видимо, будут вызывать удивление явления, сохраняющие точность колебаний часового маятника. В музыке это называется «железным ритмом», в жизни — постоянством настоящей любви. Фестиваль «Київ Музик Фест» относится именно к таким явлениям. В нынешнем году он открылся концертом джазовой музыки, посвященным памяти Владимира Симоненко, выдающегося украинского музыковеда, перу которого принадлежит уникальная «Энциклопедия джаза», которая ныне готовится к изданию в одном из самых престижных издательств Парижа. Он был директором-администратором восьми предыдущих Фестов, и делом чести друзей было провести нынешний, девятый, столь же организационно безупречно. По-моему, им это удалось. Очевидно, данью памяти безвременно ушедшему из жизни президенту джазовой ассоциации Украины было и значительное число джазовых опусов в нынешней программе фестиваля. Это — и фортепианная «Джаз-сюита» Сергея Бедусенко, и концерт Государственного эстрадно-симфонического оркестра Украины, посвященный 100-летнему юбилею Джорджа Гершвина, и, наконец, выступление Львовского камерного оркестра Музыкального института им. М. Лысенко, исполнявшего целый ряд произведений джазовой классики в мастерской аранжировке Мирослава Скорика.
«Джазовый мотив» фестиваля органично вплелся в его основную канву, которая состояла из произведений академических жанров. Современной профессиональной музыке вообще трудно дать какое-либо исчерпывающе четкое определение. Слово «авангард» ей не подходит («академический авангард» — а что бы это означало?), набивший оскомину термин «постмодернизм» — слишком размытое понятие для строгого музыкального искусства. Безусловно одно — мы находимся на том рубеже восприятия-освоения музыки, когда она из так называемой «элитарной» постепенно превращается в достояние широкого слушателя, уставшего от виртуального безобразия шоу-мании. Иначе, как объяснить овации после каждого исполнения, скажем, произведений Евгения Станковича на фестивале? Ведь язык и поистине безграничный арсенал выразительных средств музыки этого прекрасного композитора весьма далеки от пресловутой «простоты». Однако, несмотря на сложность, она находит благодарный отклик слушателей.
Много прозвучало в концертах фестиваля мировой классики. Так, государственный ансамбль солистов Украины «Киевская камерата» дал концерт из произведений В.А. Моцарта, С. Прокофьева, А. Шенберга (дирижер — «старожил» Фестов — Вирко Балей (США). Правда, такое обилие классики вызвало неоднозначные суждения. Например, днепропетровский композитор Виктор Мужчиль сказал корреспонденту «Дня», что, по его мнению, лучше бы исполнять побольше музыки современных украинских композиторов, далеко не все из которых представлены на столь престижном форуме. Оставив этот вопрос для дирекции фестиваля, отметим, что, исполненная Камератой знаменитейшая «Серенада для струнных» П. Чайковского, не была отмечена той легкостью, воздушностью звучания, которой достигают лучшие оркестры мира. И если «Киевская камерата», на мой взгляд, не по всем параметрам была готова к выступлениям на фестивале, то этого не скажешь о женском хоре Николаевского областного научно-методического центра культпросветработы и Николаевского училища культуры. Обладатель многих международных Гран-при, этот коллектив вписал одну из самых ярких страниц в партитуру фестиваля. С высочайшим профессионализмом (художественный руководитель — Светлана Фоминых) исполнены были хоры С. Рахманинова, М. Джемиски (Венгрия), К. Кюркчиски (Болгария), П. Фиала (Чехия), а также проникнутые духом новаторства произведения В. Мужчиля («Драматическая поэма», посвященная памяти Василя Стуса, и фрагменты из хорового концерта «Черный квадрат»). Николаевский хор смело использует в своих выступлениях элементы перфоманса. Так, в изумительной миниатюре мэтрессы украинской хоровой музыки Леси Дычко «Цветение вишни», написанной на стихи японских поэтов, были использованы в качестве миманса сверкающие кольца-веера, визуализирующие лунный свет, разлитый в стихах и музыке.
Венчал «Фест'98» авторский концерт Мирослава Скорика, посвященный 60-летию композитора. Со сцены Национальной оперы Украины он был назван «живым классиком». Зал встретил это определение, как и исполненные произведения разных периодов творчества маэстро, бурными овациями.
Резюмируя свои впечатления от фестиваля, известный украинский композитор Левко Колодуб в беседе с корреспондентом «Дня» подчеркнул: «Люди устали от попсы, залы — переполнены. Слушатели стоят в проходах, садятся на подоконники (как это было в Малом зале Музыкальной академии). Публика буквально рвется на концерты. Потому так оскорбил нас выпад в одном из выпусков новостей «Студии «1+1», где дискредитировался не столько сам фестиваль, но и в целом академическая музыка. Я же уверен, что именно академическое искусство остается основой украинской культуры».
Другой известный композитор, Игорь Щербаков, уверен, что успех нынешнего фестиваля обеспечен всей его уже почти десятилетней историей. «И не следует забывать, — отметил он, — что у Феста есть зачинатель и бессменный арт-директор — композитор Иван Карабиц. Я сам, будучи директором фестиваля «Форум молодых», знаю цену подобного труда. Этим может заниматься только тот, кто больше собственного здоровья любит дело своей жизни — музыку».