Все профессии достойны уважения, но одна из самых завораживающих — профессия дирижера. Трудно удержаться от сравнения дирижерской палочки — с палочкой волшебной. Дирижер — единственная профессия, где музыкант исполнительимеет дело с «живым инструментом» — оркестром. Не следует забывать при этом, что каждый из оркестрантов — творческая личность, художник в своем деле. Какой же магический дар требуется тому, кто отваживается подняться на дирижерский подиум и начать колдовство?
28 декабря исполняется 100 лет со дня рождения прославленного украинского дирижера Натана Григорьевича Рахлина (1905—1979). О Рахлине известно не так уж много. Во всяком случае, меньше, чем заслуживал этот по-настоящему великий музыкант с его феноменальным дарованием. Украинская пресса мало о нем писала, а маэстро нечасто рассказывал о себе. Скупые биографические сведения о Рахлине содержатся в «Советской музыкальной энциклопедии», но они дают не слишком богатое представление о масштабе этой личности. Чуть больше ясности вносят воспоминания, статьи, интервью, посвященные деятельности Натана Григорьевича.
В юности Рахлин был трубачом-сигналистом в бригаде героя Гражданской войны, комбрига Григория Котовского. Затем Натан стал участником духового оркестра Высшей военной школы в Киеве. Он прекрасно играл на многих инструментах, в частности, на кларнете, баяне, гитаре, лютне. В 1923— 1927 гг. Рахлин занимался в Киевской консерватории (по классу скрипки), в 1930 г. окончил Музыкально-драматический институт им. Н. Лысенко, где учился в классе дирижирования у Бердяева и Орлова. В 1931—1935 гг. заочно обучался музыкально-теоретическим предметам и композиции у Штейнберга (Ленинград).
Натан Рахлин был дирижером первого Симфонического оркестра на радио в Харькове (1932—1934), художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра в Донецке (1934—1937). В 1938 г. получил вторую премию на I Всесоюзном конкурсе дирижеров. Рахлин заслуженно считается крупнейшим советским дирижером (в 1948 г. он получил звание Народного артиста СССР, в 1952 г. — Государственную премию СССР).
Дважды возглавлял Государственный симфонический оркестр УССР, в 1941—1945 гг. — Государственный симфонический оркестр СССР. В 1966 году стал художественным руководителем и главным дирижером созданного им в Казани Государственного симфонического оркестра Татарской АССР. В 1946— 1966 гг. — профессор Киевской, с 1967 г. — Казанской консерваторий.
Музыканты, работавшие под его началом, вспоминают не только овации, которые вызывало исполнение Натана Рахлина, а и его кропотливую работу, его импульсивный темперамент, увлекавший за ним оркестр. Рахлин-человек, немного сентиментальный, внимательный и увлеченный, общительный, добродушный, имел не меньшее обаяние, чем Рахлин — блестящий профессионал.
В дирижерской карьере Натана Григорьевича чередовались подъемы и спады. Да и сам он говорил, что из-за занятости ему не всегда удается довести произведение до такой степени, как оно задумано. Рахлин обладал не только набором определенных качеств, которые обеспечивают успех в профессии дирижера, но и некой иррациональной силой, которая подчиняет оркестрантов и аудиторию. Его современники и коллеги отмечали романтический характер дарования Рахлина, его эмоциональную стихийность, импровизационное начало… Однако природная непосредственность восприятия музыки естественно уживалась в нем с железной волей дирижера, богатым опытом и мастерством. Репертуар дирижера и созданные при его участии аудиозаписи поражают воображение своим изобилием; в них вошли произведения зарубежных, русских, украинских авторов. Многие оркестровые сочинения украинских советских авторов впервые исполнил именно Н. Рахлин.
В качестве высших достижений дирижера музыковеды-исследователи его творчества называют исполнения «Пассакалии» Баха- Гедике, ряда произведений Л. Бетховена (9-я симфония), Г. Берлиоза («Фантастическая симфония»), П. Чайковского (6 симфония, симфония «Манфред», фантазия «Франческа да Римини»).
Исполнение Рахлиным музыки Чайковского, Вагнера, Бетховена всегда оставляло неизгладимое впечатление на слушателей; при этом трудно отрицать его дирижерскую универсальность и доступность его интерпретации. У музыкантов есть шутка: «Хороший дирижер держит партитуру в голове, а плохой — голову в партитуре». Натан Рахлин чаще дирижировал наизусть. Иной раз музыканты жаловались на утомительность репетиций, проводимые маэстро, стихийные изменения трактовки произведений. Но в результате такой работы повышался уровень исполнения, устанавливался подлинный ансамбль между оркестрантами, поэтому вряд ли можно упрекнуть в этом дирижера — так же, как и в его повседневной рассеянности…
Неудивительно и то, что, увлекаясь творчеством древних мыслителей и историков, Рахлин обладал блестящей эрудицией, которая выходила далеко за пределы одной музыки. Жизнерадостная творческая энергия и артистическое обаяние Натана Григорьевича в сочетании с исключительной дирижерской техникой, выносливостью, тонким ощущением ритма и тембра и дарили слушателям его лучшие выступления. Имя Рахлина — одно из тех имен, которые определяют культуру и историю Украины.