Kamianka Music Fest проходив под открытым небом, как бы под пристальным вниманием с небесной высоты Петра Чайковского — духовного патрона этой сказочно живописной земли. Ведь в течение 28 лет жизни композитора Каменка оставалась для него «лучезарным пунктом», «землей обетованной», по его же словам. «Я нашел в Каменке то ощущение мира и покоя, которого напрасно искал в Москве и Петербурге. Мне здесь очень хорошо, я наслаждаюсь жизнью». Здесь Петр Ильич написал свои 32 гениальных произведения.
Убеждена, что музыкальный нон-стоп, который проходил в первый день феста и соединил в одном пространстве детское исполнение и искусство прославленных музыкантов, романтику и музыку ХХІ века, классику и джаз, не смутил бы Петра Ильича. Фестивальную программу открыли победители Каменского детского конкурса памяти Чайковского, будущие звезды Аня Небаба и Антон Бондаренко, которые, между прочим, благодаря Центру культурных инициатив «Ответственное будущее», который возглавляет Виктория Зубенко, уже выступали во многих странах. Выступления детей сменили ансамбль «Скрипки Кременчуга» и прославлена «Киевская Камерата» с очаровательной Леди Скрипка Богданой Пивненко. А после этого началась «Космическая джазовая ночь», которая вспыхнула драйвом авторской музыки в стиле jazz и worldmusic (группа ATMAWINDS) и безумной энергетикой феноменальной группы из Германии FALK BONITZ TRIO, которая совмещает стили латино, джаза и классики. Семь часов музыки под цветущими липами, среди роскошной зелени слушатели восприняли «на одном дыхании», с невероятным восторгом. Каменский парк превратился в переполненный зал, аудитория которого, стоя аплодировала артистам, не сдерживая бурных эмоций.
На следующий день пианист-виртуоз классики и джаза Фальк Бонитц давал за роялем Чайковского мастер-класс по импровизации для детей. Интересно было наблюдать за их реакцией. Дело в том, что Фальк считает, чтобы начать обучение игре на инструменте, дети должны сначала полюбить инструмент и обращаться с ним, как с любимой игрушкой — забавляться на нем игрой собственных мелодий и ритмов, то есть импровизировать. Во время мастер-класса оказалось, что есть дети, наученные играть только по написанным нотам. Фальк Бонитц довольно быстро убедил их, что они и сами способны создавать музыку. И нужно было видеть радость в глазах детей, когда они импровизировали со звездным пианистом! Вспомнились бурные дебаты вокруг детских «музыкально-образовательных» реформ: не стоит ли повернуть их в сторону методики преподавания, а не системы образования?
Потом в игровой форме мастер-класса состоялось, возможно то, что больше всего растрогало бы Петра Ильича: семеро детей из местечка Мангуш Донецкой области — с территории, прилегающей к зоне военных действий, — исполнили весь его «Детский альбом». Играли под пение и щебет птиц возле зеленого домика Давыдовых пьесы из Альбома, который композитор написал в Каменке. Чтобы приехать на Фестиваль, детям и двум учительницам Мангушской школы искусств пришлось пройти три (!) строжайших поста, где проверяли даже их ноты. О возможности побывать на Земле Чайковского, дотронуться до клавиш Его рояля дети, оказывается, даже не мечтали.
Kamianka Music Fest завершился приятной прогулкой на лодках по реке Тясмин, берегом и пейзажами которой ежедневно любовался Петр Ильич, где черпал вдохновение для своих бессмертных творений. Кто давно был в Каменке, не узнает знаменитый парк, исторический Грот Чайковского, где сейчас проходят литературные чтения самых маленьких и самых старших поэтов. Европейский вид имеет вымощенная плитками тропинка с деревянными лавками вдоль извилистой реки Тясмин, по которой плывут прогулочные лодки по невероятной красоты Тясминскому каньону («Никакие красоты мира не сравнятся с моей Каменкой», — писал Петр Ильич.).
Оказывается, для благоустройства Тясминского каньона город и Каменский историко-культурный заповедник выиграли грант в конкурсе территориальных громад, и в городе начала действовать программа по возрождению культурного и природного наследия. Желание привлечь внимание к украинской родине Чайковского, сделать ее «лучезарным пунктом» для всех людей объединило тех, для кого украинская культура и имя в ней Чайковского являются большим желанием и стремлением. Именно поэтому здесь уже 16 лет подряд проходит детский конкурс памяти Чайковского исключительно только сельских и районных школ. Именно поэтому здесь основан Kamianka Music Fest. Одним из организаторов и куратором этих незаурядных проектов является уже упоминавшаяся Виктория Зубенко и ее единомышленники, которые много лет сотрудничают с местной властью и патриотами своего края, среди них глава Каменской объединено-территориальной громады Владимир Тирон, директор Каменского историко-культурного заповедника Галина Таран и ее заместитель Тамила Чупак, директор Каменской ДМШ им. Чайковского Сергей Чуприна, другие небезразличные горожане. Будто о них писал Чайковский: «Все очарование здешней жизни заключается в высоком достоинстве людей, которые живут в Каменке. Жить, ежедневно встречаясь с большим количеством хороших людей — очень приятно».
Совместными усилиями преданные Каменке и Чайковскому люди находят возможности привлечь международные проекты, например программу ООН по развитию культурного пространства территориальных громад при участии частного сектора («Устойчивое развитие городов и сообществ»), ищут партнеров и спонсоров, которых убеждают в необходимости поддерживать собственные инициативы. Одним из удивительных меценатов конкурса, фестиваля и вообще искусства является австрийский предприниматель Томас Бруннер, который уже 16 лет живет и работает в Каменке. Томас посетил немало мест в Украине, но «прикипел» к Каменке. «Я бывший житель маленького австрийского местечка Санкт-Флорен (под г. Линц), где похоронен выдающийся австрийский композитор Антон Брукнер. Это местечко насчитывает всего пять тысяч жителей, но благодаря имени Антона Брукнера оно стало одним из мест культурного паломничества со всего мира. Хочу, чтобы и Каменка была таким пунктом. Ведь весь мир склоняется перед гением Чайковского! Украина так богата культурными и историческими местами, которые необходимо просто возрождать. Мне Украина напоминает красивый старинный дом, который нужно отремонтировать, отреставрировать и включить везде свет (не только в нескольких комнатах!). И этот дом будет очень величественным и привлекательным. Конечно, огромные возможности для этого имеет культура. Мне кажется, что государство на протяжении 27 лет не инвестировало в культуру необходимые средства, возможно, потому, что не верило в будущее? Государство, которое верит в будущее своей страны, в первую очередь вкладывает деньги в культуру, образование. Украине нужно тоже уже поверить в себя, в свое будущее!»