О настоящем, вызовах и будущем театра «Дню» рассказывает Богдан Струтинский, генеральный директор-художественный руководитель НАТО (так с юмором коллеги называют Национальный академический театр оперетты). В настоящее время это очень популярный коллектив, который не просто занял свою нишу в театральной афише нашей столицы, а диктует моду, много экспериментирует, удивляет и интригует. Каждая премьера вызывает резонанс. А еще Б.Струтинский возглавляет Национальный союз театральных деятелей, который в настоящее время переживает непростой период, — об этом наша беседа.
РЕПЕРТУАР
— Богдан Дмитриевич, 85 лет — почтенная дата для театра. В настоящее время билеты в Оперетту раскупят за месяц-два. Как удалось сделать так, что зрители штурмуют кассы?
— Просто ежедневно иду в театр и вкладываю свою душу и сердце в дело своей жизни. Знаете, когда есть желание меняться, что-то изменять, и даже когда не хватает финансов, то как-то так складывается, что на пути к цели встречаются люди, которые помогают в реализации разных планов. Также должна быть четкая художественная позиция — чего ты хочешь, как это видишь, как это формируешь и создаешь «лицо» театра. Мы расширили возможности и высоко подняли творческую планку. В настоящее время мы не зацикливаемся на одном жанре оперетты — в репертуаре также оперные, драматические, камерные и моноспектакли, мюзиклы, шоу, положили начало салонным концертам. И зрители поняли, что в Киеве есть такое место, такая лаборатория, где можно услышать и увидеть спектакли разных направлений. Хотя из-за лицензионных мюзиклов, которые украшают нашу афишу, все очень непросто решалось. Это и хлопоты с лицензированием, и авторскими правами, но мы первыми в стране демонстрируем лучшие мировые театральные хиты. Действительно у нас много качественных программ, которые уже стали брендами, в частности, это вечера мюзиклов «Штраус в Оперетте», «Рождественские встречи», новогодние концерты, на которые потянулись зрители, потому что это всегда интересно, оригинально. На аншлагах проходит основанный нами международный проект «10 теноров», который с успехом мы презентуем не только по Украине, но и за рубежом: Польша, Германия, Грузия, Португалия, Словакия, Венгрия, Франция. Наши успехи — это и хорошая работа маркетинга театра. Кроме художественной составляющей мы эстетически изменяем Национальную оперетту. Публика приходит и, кроме спектаклей и концертов, получает наслаждение: глаз радует нарядное помещение, качественный сервис и здесь можно замечательно отдохнуть семьей или компанией. Факторов успеха много. Зритель слышит прекрасные голоса, видит хороших актеров и танцовщиков, и ему захочется еще раз прийти в наш театр.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
ЭКСПЕРИМЕНТЫ
— Расскажите о своей творческой команде? У вас универсальные артисты, которые классно поют, танцуют, играют.
— У нас небольшой театр, и в этом проблема. В настоящее время работает почти 400 человек. Мы наименьший национальный театр. Поэтому по договору за свои средства приглашаем специалистов, в частности обслуживающий персонал. Потому что не хватает людей. Вот такая палка о двух концах. На сегодня Национальная оперетта — единственный театр в нашей стране, где спектакли демонстрируются на пяти сценах! Каждая площадка имеет своих поклонников. Кроме Главной сцены, мы сначала открыли Театр в фойе, где ставили небольшие постановки на музыку Баха, Оффенбаха, Доницетти, Моцарта, потом появилась экспериментальная Сцена «77», где идут драматические спектакли, а на Stage_Lab актеры демонстрируют моноработы. Активно заработал и «АРТ-центр им. И. Козловского» (за год на 30% увеличилась доходная часть), на сцене которого проходят самые разнообразные художественные события: драматические и музыкальные спектакли, концерты классической и современной музыки, творческие вечера и встречи с известными художниками, реализуются международные арт-проекты и проходят выставки. Как видите, публика может выбрать то, что ей наиболее интересно посмотреть.
— Какие вызовы сегодня стоят перед вашим коллективом?
— Их много. Нужно уравновесить штатное расписание, потому что у нас физически не хватает людей. Средства, которые мы зарабатываем, вкладываем в зарплату, а нужно было бы в новые проекты. Много лет не решается вопрос реконструкции, не просто эстетизации, а расширения помещений здания для производства и складирования декораций (потому что это катастрофическая ситуация — имеем временные ангары во дворе театра) — и это один из важнейших вопросов. Хотя есть распоряжение, и имеем все документы, готов проект, но нужны для реализации большие средства, а потому проблема не разрешается.
КО-ПРОДУКЦИЯ
— Вы являетесь лидерами по количеству премьер. Когда смотришь на афишу — глаза разбегаются!
— Премьеры привлекают зрителей. Действительно их много. На Большой сцене последняя новинка — «Баядера» Имре Кальмана. Мы привлекаем к сотрудничеству разных режиссеров. Так, известный бродвейский мюзикл «Семейка Аддамс» поставил литовский постановщик Кестутис Стасис Якштас, а Ираклий Гогия (Грузия) — «Хануму», которые проходят с аншлагами. А когда делаем общие проекты с венграми (оперетта «Графиня Марица», шесть вечеров венгерской музыки), или восемь концертов «Штраус в Оперетте» совместно с Австрийским культурным форумом и проч., нам помогают дипломаты посольств Венгрии, Австрии.
— В рамках Международного музыкального форума «Operetta grand music» с 16 по 18 декабря в Оперетте проходил Международный семинар по театральной ко-продукции («Theatre coproduction workshop»). О чем вы договорились на перспективу?
— Международный семинар по театральной ко-продукции — это налаживание тесных отношений со странами-участницами и наведение культурных мостов между государствами. Состоялось обсуждение важности развития международных связей и поиск партнеров для общих проектов. В настоящее время еще идут переговоры с французами c «Опера Комик» (Париж) о том, чтобы их команда поставила у нас оперу «Гамлет» Шарля Луи Амбруаза Тома. Это очень дорогостоящий проект. Увидим к чему придем. Есть согласие на эту работу с их и нашей стороны, но договоренность состоится, когда ударим по рукам и подпишем соглашение. Например, на премьеру мистического мюзикла «Дориан Грей» Матиаса Варкони пригласим публику 19—20 марта. Переговоры об этом спектакле длились тоже долго, но работа уже началась.
ФЕСТИВАЛЬ
— Вас можно поздравить с успешным проведением Второго международного театрального фестиваля-премии «ИГРА», в частности и тем, что ваша постановка «Скрипач на крыше» получила награду как лучший музыкальный спектакль. Будут ли изменения в команде международного жюри? Может в список иностранных специалистов пора добавить украинского театроведа?
— Изменения в судейской команде будут. Нынешняя «ИГРА» для меня сделала немало открытий. Хотя нужно отметить, что жюри под руководством Дитера Топпа — известного немецкого журналиста, музыковеда, культурного менеджера — работало согласованно. Я не вмешивался в их работу. Максимально отстранился и никому не навязывал свое мнение. Их вердикт — это другой взгляд на театральный процесс в Украине. А ротация в составе международного жюри и среди экспертов обязательно будет. Фестиваль должен развиваться и видоизменяться. Мы это обсуждали с экспертами. Возможно, действительно в состав судей нужно ввести украинского театроведа, но куратором он не будет, а каждый имеет свой голос, который отдает за тот или другой спектакль, актера, режиссера и т.д. Есть разные мнения. Кто-то за новации, а другие считают, что предложенная схема работы жюри хорошая, и ее не стоит изменять. Для меня важно, что «ИГРА» имеет резонанс, о ней говорят, результаты активно обсуждают. А у каждого есть свои предубеждения, вкусы...
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ТВОРЧЕСКИМ СОЮЗАМ?
— Хочу задать вам болезненный вопрос: быть или не быть творческим союзам? И, в частности, Национальному союзу театральных деятелей Украины, который вы возглавляете, потому что чиновники считают, что государство не должно их финансировать. Уже найдено решение?
— Вопрос завис. Он сложный... Контакта нет, нас не слышат, и диалога нет. К сожалению. Наш Союз переживал много разных периодов и времен. Последние годы НСТДУ пошла вверх, изменив стиль работы. Имеем достижения, и этого нельзя не заметить. Потому что когда чиновники говорят, что союзы — балласт и ничего не делают, то это неправда. Мы свои позиции будем отстаивать. К сожалению, наше общество очень аморфно, а театральное сообщество еще больше аморфно. Вот и получается, что самому нужно закатить рукава, брать щит и отстаивать интересы Союза. У нас немало людей работает на волонтерских принципах, и не хочется их разочаровывать. Имеем много планов, которые хотим реализовать. Но как говорил наш классик Тарас Шевченко: «Борітеся — поборете, вам Бог помагає! За вас правда, за вас слава. И воля святая!»