В Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры до 25 февраля проходит выставка, посвященная 75-летию со дня расстрела выдающегося художника.
Иван Падалка был однин из лучших учеников Михаила Бойчука, а в 1920-х имя Падалки было внесено в сотню лучших художников Европы ХХ века! Его работы экспонировались на выставках в Голландии, Дании, Италии, Германии, Норвегии, Польше, Швейцарии, Франции, Японии.
О произведениях Ивана Падалки и его соратников, которые выставлялись в Париже в 1931 году, французский писатель Э. Даби писал: «...Перед нами правдивое и простое искусство. Это искусство не стремится ни ослепить, ни обмануть, ни даже убедить. Оно искреннее в своих чувствах, это могучее искусство, которое очаровывает молодостью и здоровьем. Художники стремятся показать... живые картины нового мира».
В 1934 году начались преследования прогрессивных деятелей украинской культуры. Иван Падалка, его учитель Михаил Бойчук и друзья — бойчукисты были расстреляны 13 июля 1937 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. На месте их захоронений и десятков тысяч уничтоженных тоталитаризмом художников, писателей, поэтов, ученых в настоящее время построен Мемориал памяти.
На выставке, в знак памяти и в 75-ю годовщину со дня расстрела выдающегося художника И. Падалки впервые представлены оригиналы уцелевших живописных и графических произведений из фондов Национального художественного музея Украины, копии из архивов ГМУИИ и отдельных иллюстрированных художником книг и журналов.
В оригинальной экспозиции (по проекту профессора Академии Ларисы Скорик) перед зрителем предстает образ художника, подвижника и патриота, который несмотря на драматизм судьбы, выполнил свою миссию сполна.
Рядом с произведениями Ивана Падалки, монументальных росписей бойчукистов можно увидеть работы украинских художников, которые творчески и духовно исповедуют заветы школы монументальной живописи Михаила Бойчука: Владимира Прядки, Александра Ивахненко, Александра Мельника, Петра Гончара, Владимира Мельниченко.
В экспозиции представлены также несколько рисунков Александра Саенко 1920—1921 годов, периода совместного обучения с И.Падалкой в Украинской академии искусства.
Проректор по научной работе НАИИА Остап Ковальчук отметил нерядовое значение этого проекта, который открывает трагические страницы эпохи возрождения первой трети ХХ века, становления школы монументального искусства Михаила Бойчука, выдающиеся имена, которые запечатлены в истории развития украинского искусства.
Куратор выставки, член гуманитарного совета при президенте Украины, профессор НАИИА Лариса Скорик отметила, что это первая попытка вернуть имена выдающихся воспитанников монументальной школы живописи Михаила Бойчука. В залах представлены произведения 24 художников, но их было значительно больше.
Мария Гнилоскуренко, праправнучка родной сестры Ивана Падалки, студентка НАИИА рассказала:
— Я давно вынашивала идею показать творческой молодежи (в стенах Академии) монументальное искусство, украинскую графику художников, которые принадлежали к школе Михаила Бойчука. Почти все произведения Ивана Падалки утеряны, но некоторые из них остались в фондах, семейных архивах, и мы имеем возможность показать их не только в фотографиях.
Благодарю за поддержку руководство Академии и профессора Ларису Скорик за воплощенный в образах проект, всем, кто пришел почтить память Ивана Падалки.
— У художников-бойчукистов были «крылья», они любили Украину, умели рисовать. Хотя основные произведения уничтожены, но то, что осталось, дает представление о мощной художественной школе, — отметил Владимир Мельниченко, художник.
— Иван Падалка учился в Академии в 1917—1922 годах, достойно прошел творческий путь художника и педагога в Миргороде, Межигорье, в конечном итоге, вернулся в Академию, стал основателем украинской графической школы. Его судьба была тесно связана с трагическими страницами истории украинского народа, сказал Андрей Яланский, проректор по научно-педагогической работе НАИИА.
— Дело монументализма не уничтожено, — уверен Николай Стороженко, профессор НАИИА. — Молодые художники берегут память о наших титанах, которые творили искусство, — глубоко философское, человечное, чистое, с любовью к народу, к культуре. За что пострадали — за линию, форму, пятно... Искусство имело общечеловеческое содержание, всенародный характер. Шла речь о национальной форме, генетическим естеством пишется эта линия, метафизическое понимание формы, физическое — ум. Это наша школа, мы живем ее идеями, исповедуем национальную форму — форму плоскости. В 1990-х годах художники-монументалисты собрали альбом произведений бойчукистов и жили с ними все это время. С Воскрешением идей школы!
На открытии выставки присутствующие посмотрели фильм «Розстріляне відродження».