Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Предметов трофейного искусства никто не скрывал»

Должны ли возвращать Германии картины из Симферополя?
18 ноября, 2008 - 20:51
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ЛАРИНА КУДРЯШОВА В ОДНОМ ИЗ ЗАЛОВ, ГДЕ ВЫСТАВЛЕНА КОЛЛЕКЦИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ. СРЕДИ ЭТОЙ ОБШИРНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ БОЛЕЕ 60 ПОЛОТЕН, ПОЛУЧЕННЫХ В КАЧЕСТВЕ РЕСТИТУЦИИ... / ФОТО НИКИТЫ КАСЬЯНЕНКО

Федеральное правительство Германии намерено обратиться к Украине с просьбой вернуть 87 полотен, которые после Второй мировой войны были вывезены в СССР, а теперь находятся в Художественном музее в Симферополе. Об этом сообщает dw-world.de со ссылкой на министерство иностранных дел ФРГ. В Берлине считают, что немецкие музеи имеют право на эти картины, которые до сих пор считались бесследно исчезнувшими, пока в августе этого года немецкие туристы случайно не обнаружили их в Крыму. Как заявил спикер министерства Йенс Плетнер, Германия еще с 1993 года ведет с Украиной переговоры о возвращении так называемого трофейного искусства. Сейчас Берлин планирует переговоры с Киевом о возвращении 87 картин, которые до войны находились в Музее Людвига («Suermondt-Ludwіg-Museum») в западногерманском городе Аахен. На переговорах также будет идти речь о том, чтобы эксперты из Аахена как можно быстрее получили доступ к картинам в Симферополе.

По версии немецкого СМИ, «в августе супружеская пара из Баварии, отдыхавшая в Крыму, увидела немецкие картины в Художественном музее Симферополя. Узнав на одном из полотен Аахенский собор, мужчина присмотрелся и увидел возле изображения оригинальные надписи на немецком языке, а под ними — тексты на русском. Он сфотографировал их и отправил в музей в Аахене. Там до сих пор считали, что полотна исчезли, и в немецком музее были выставлены их репродукции...»

С этой информацией корреспондент «Дня» побывал в Симферопольском художественном музее. Его директор Ларина КУДРЯШОВА попыталась расставить точки над «і»:

— Нельзя даже вести речь о том, что эти картины были кем-то найдены, — утверждает Ларина Владимировна. — Они давно находятся в экспозиции музея, выставлены на всеобщее обозрение, сведения о них включены в тексты экскурсий, и того факта, что в нашем музее находятся предметы так называемого трофейного искусства, никто не скрывал. Эта «супружеская пара из Баварии» могла просто услышать рассказ нашего экскурсовода или прочитать аннотацию в зале о происхождении коллекции западноевропейской живописи и потом поделиться этой информацией с журналистами мировой службы «Дойче велле».

— Ларина Владимировна, какова ваша позиция по поводу статуса этих полотен?

— Простая и соответствующая закону. Согласно ст. 3 и 14 Закона Украины «О ввозе, вывозе и возврате культурных ценностей» предметы искусства, которые попали в наши музеи как компенсация за безвозвратно утраченные в годы Второй мировой войны художественные ценности нашей страны, являются неотъемлемой частью государственного музейного фонда и возвращению не подлежат. Могу сказать, что только из нашего музея, коллекцию которого разбомбили немецкие летчики при эвакуации в Керченском порту, бесследно исчезло более двух тысяч экспонатов, в то же время Германия недосчиталась за весь период войны 1,5 тысячи полотен. Можете сопоставить эти цифры и сделать выводы о масштабах потерь. Но если мы тогда утратили полотна очень высокого качества известнейших мастеров мирового класса — Айвазовского, Кипренского, — то взамен получили работы значительно менее известных мастеров.

К этому добавлю, что ни мы, ни государственные органы Крыма не получали официальных обращений из Германии с просьбой о переговорах по поводу дальнейшей судьбы этих предметов искусства.

— Правда ли, что у вас находится 87 полотен из бывшей немецкой коллекции, назовем ее так?

— Нет, я не знаю, что имеют в виду авторы этой информации. У нас хранится и выставлено в экспозицию немногим больше 60 полотен, принадлежавших ранее музею им. Сюрмона Людвига.

— Могли бы назвать еще некоторые произведения искусства из этой коллекции?

— Да, кроме уже упоминавшейся картины с изображением собора в Аахене, это также полотно Иоганна Карла Лота, мастера венецианской школы XVII века — «Сатир с винным кубком», полотно «Играющие фавны» итальянского мастера Гвидо Канласси, натюрморт Яна Давидса де Хема и другие. Но нам переживать не за что, мы находимся под защитой закона...

— Вы могли бы что-то предложить немецким музейщикам в качестве взаимовыгодного сотрудничества в таких условиях?

— Да, конечно, мы совсем не занимаем позицию «собаки на сене», готовы пойти на то, чтобы и немецкие ценители искусства могли наслаждаться созерцанием этих полотен. Если Аахен имеет желание, чтобы их коллекция на какое-то время вернулась домой, можно воспользоваться опытом европейских коллег и провести взаимовыгодный временный обмен коллекциями для проведения выставок, скажем, на два года. Мы могли бы подобрать им коллекцию из полотен, полученных нами по реституции, а они могли бы предоставить нам равноценную коллекцию из имеющихся у них произведений для выставок у нас. Естественно, что обе коллекции будут служить как бы залогом друг для друга. От этого станут богаче и наши ценители искусства, и немецкие...

Прокомментировать непростую ситуацию в связи с заявлением МИДа ФРГ, озвученного «Немецкой волной», наша газета попросила Александра ЕРМАЧКОВА, министра культуры и искусств Автономной Республики Крым:

— Мы давно знаем о происхождении этой коллекции, и этой информации никто не скрывал. К нам никто не обращался с предложением о переговорах. В случае, если этот вопрос будет поднят, мы поступим точно по закону, и мы считаем, что его требования справедливы — в годы Второй мировой войны мы потеряли значительно больше, и репарации не в полной мере компенсировали нам эти потери. Кроме того, выставив эти картины из «немецкой коллекции» в нашей экспозиции, мы ведем активную пропаганду достижений западноевропейской, в том числе немецкой живописи, чего не происходило бы, если бы эти произведения искусства находились на месте. И я полагаю, что это способ взаимовыгодного сотрудничества на ниве искусства. Такова наша точка зрения и позиция относительно судьбы этих полотен.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День», Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ