Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Прекрасный пример «мягкой украинизации»

Как молодежь воспринимает сериал «Поймать Кайдаша»
10 апреля, 2020 - 12:24
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КАНАЛОМ СТБ

«Поймать Кайдаша» стал настоящим явлением в украинской культуре. Обсуждение в сообщениях на «Фейсбуке»; в интернете — многочисленные интервью с актерами сериала, сценаристкой; на сайтах — ссылки «Будет ли второй сезон?» ... Несомненно, «Поймать Кайдаша» требует национального обсуждения. И на этот раз посмотрим на сериал сквозь призму восприятия молодежи.

«ПОЙМАТЬ КАЙДАША» — ЭТО ШАНС

Алиса ПОЛИЩУК, корреспондент отдела политики газеты «День»:

— «Поймать Кайдаша» — это шанс. Шанс, что на украинском телеканале могут снимать качественные сериалы, с не простым сюжетом и выразительной игрой актеров, с посылом, с поддержкой классики, пониманием в конце концов. Такие мысли у меня были после просмотра сериала. А что же было «до»?

Когда мама уговаривала посмотреть вместе с ней, потому что интересный, актуальный и так далее, — я только смеялась. У меня сложные отношения с украинским кино, искренне стараюсь поддерживать, но если поверхностное и некачественное — молчать тоже не буду. Представить, что в этом случае ошибусь, было сложно. Ошиблась.

Как фанатка реализма, детальностью изображенной действительности, игрой, в которую веришь сразу, и настоящими чувствами я была действительно удивлена — это качественное украинское кино, сделанное с минимальной денежной поддержкой. Меня поразило то, как искусно была вплетена классическая история Нечуя-Левицкого в нашу действительность (может, потому, что, к сожалению, Кайдаши — наше сущностное измерение), в частности, через повторение диалогов из произведения, которые в сериале ощущаются как вполне органичные. Поэтому можно только искренне поблагодарить шоураннера и сценаристку сериала Наталью Ворожбит за эту историю.

Хотелось бы, чтобы на этом производство истинно украинского контента не прекращалось, чтобы мое поколение имело возможность смотреть кино и сериалы не о «тупых хохлах» в примитивных комедиях, а о людях со своим государством, особенностями, взглядом на мир. Мы не должны забывать нашу историю и культуру. В украинской литературе осталось еще множество произведений, которым можно было бы дать невероятно яркое продолжение или воспроизведения. Чего стоит хотя бы «Місто» Валерьяна Пидмогильного. Такие фигуры, как Павел Скоропадский, Липинский, Шептицкий, не меньше заслуживают взвешенного кино. Надеемся, что пример «Кайдашей» научит нас делать украинское для украинцев и об украинцах, ведь культурная политика и самоидентификация — путь к получению независимой европейской нации.

«СЕРИАЛ «ПОЙМАТЬ КАЙДАША» ДАЕТ НАМ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗОБРАТЬСЯ СО СВОИМ «ХУТОРЯНСТВОМ»

Александра Клесова, участница Летней школы журналистики газеты «День» -2017:

— Некоторое время мне казалось, что сериал «Поймать Кайдаша» стал хитом сезона, и его посмотрели чуть ли не в каждой украинской семье. По крайней мере такое впечатление на меня производила лента новостей в «Фейсбуке», которая пестрела сотнями положительных комментариев, репостами и горячими спорами о суржике и сомнительных поступках главных героев. Однако, оказывается, «Фейсбук» снова показал мне ложную реальность, и во внефейсбучном мире сериал остался почти незамеченным. Особенно среди молодежи, к сожалению.

Так вот, я долго думала, как привлечь своих знакомых к просмотру фильма, и почему украинцам стоит познакомиться с современным перепевом повести Ивана Нечуя-Левицкого. Потому что здесь речь идет не о дружеском совете, мол, посмотри фильм, который мне понравился. «Поймать Кайдаша» — это о нас всех, это о национальном.

Украина была соткана из хуторов и сел, и, по сути, мы все являемся выходцами из провинций. Даже если тебе повезло родиться в городе, твои деды-прадеды жили именно в деревне. Да, сейчас мало кто захочет этим хвастаться, и сельские картинки не для «Инстаграм», но это наше корни.

Сегодня мы почему-то упорно пытаемся доказать свою урбанистичность и воспринимаем село как нечто неполноценное, но только возвращение к своим истокам и своим традициям может сделать нас цельными. Известный украинский языковед и философ Александр Потебня отмечал, что глубокая разобщенность образованных и необразованных классов, невнимание или пренебрежение первых ко вторым делает невозможным творческое взаимодействие высоких и низких, новых и старых течений мысли. «Кто любит и знает, не может быть радикалом».

Сериал «Поймать Кайдаша» дает нам возможность разобраться со своим «хуторянством». Не возражать, игнорировать и избегать, а увидеть, услышать, прислушаться и стать ближе. Понять, кто есть ты сам и какой мир тебя окружает.

«ЭТО ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ВЫЗОВ СИНДРОМА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И НАВЯЗАННОЙ ШАРОВАРЩИНЫ»

Максим Антоненко, студент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко:

— Как и любой ребенок нулевых, родившийся в Киеве, я рос на культурно-цивилизационном фронте. С одной стороны, с экранов телевизоров вела свое наступление эскадра российских сериалов, «хорошего советского кино» и праздничных концертов в стиле «неосоветик». С другой, компьютеры и экраны смартфонов начали быть доступными широкой общественности, бомбили нас контентом западного образца: сетями, английским и итальянским футболом, подростковыми мультфильмами. Украина же была представлена ??в информационном и культурном поле ребенка нулевых советской шароварщиной и разочарованием взрослых Виктором Ющенко, который, казалось, и является представителем этой «украинскости». Ростки украинских 5’nizza, ТНМК и Русланы находились под руинами заваленной оранжевой революции.

Однако в 2014 году произошло событие, которое все изменило. Революция достоинства. Помню, как я дрожал от гордости и возмущения, когда видел горящие шины. Помню, как трясло учителей, когда они не выпускали нас из школы, потому что по району шныряли банды титушек. Помню, как дергало от новостей о похищении Крыма и начале войны на Донбассе. И эти спазмы души, как дефибриллятором, запустили пульс страны, а горящие шины распространили огонь творческой интеллигенции.

«Поймать Кайдаша» — это не просто мыльное кино. Это не «Сваты по-украински». Это переосмысление собственной культурной действительности, вызов синдрому неполноценности и навязанной шароварщине. То, что началось в 2014 году... Сериал — прекрасный пример «мягкой украинизации» без четкого идеологического месседжа, но искренне и о человеческом. О никому не нужном Кайдаше, об амбициозной и несчастной Матрене, о хрупкой и обиженной Мелашке, о хитрой и по-деревенски мудрой Параске. О нас.

Это сериал под лозунгом «свій до свого по своє». И не зря он снят скорее «по мотивам повести». Герои современные и живые, история многим знакома. Но вопросы во время просмотра возникают на самом деле более глубокие, современные. Кто я в доме, на своей земле? Неужели мы одни в этом водовороте дрязг? Кто заступится за обиженного?

Безусловно, «Поймать Кайдаша» — далеко не идеальный сериал, но я завидую детям, которые, не без помощи карантина, родятся в 2020 году. Они получат в свое пользование легкий для восприятия и осмысленный украинский продукт, которого ежедневно все больше на рынке. Они будут жить в обществе, которое переосмысливает свое прошлое, уважает свое настоящее и мечтает о будущем. А еще, надеюсь, будут жить в обществе, которое способно взять на себя ответственность и создавать. Хорошее украинское кино как-то создают.

«ЭТО ХОЛОДНАЯ ВОДА НА НАШУ ГОЛОВУ»

Екатерина БЕЛОВА, студентка Киевского национального университета имени Тараса Шевченко:

— Для меня лично «Поймать Кайдаша» — трагикомедия. Ни одного положительного персонажа, который бы под гнетом обстоятельств не сломался — и как это похоже на нашу настоящую жизнь. Анализировать сейчас каждого отдельного героя не время, однако прежде всего это просто люди, которые делают свой выбор, пытаются спасти себя и своих родных, ищут свой путь. Показательно то, что сериал не заканчивается на позитивной ноте, как оригинальная повесть. Кайдаши продолжают ссориться, а умирающий отец наблюдает за будущим поколением, которое эти дрязги не задевают.

Сериал разоблачает слишком много недостатков современного украинского общества, чтобы фокусироваться на каком-то одном. Скорее это холодная вода на нашу голову, чтобы напомнить, что мы такие же — и перемены только в наших руках. С таких, на первый взгляд, обычных людей начинается развитие здорового украинского общества. Каждый из нас ведет внутри маленькую борьбу, которая в конечном итоге, как и в картине, заканчивается полномасштабной войной извне. И победа в этой войне определена победой в борьбе. «Борітеся — поборете!», как писал Тарас Григорьевич Шевченко.

«НАМ СТОИТ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ИССЛЕДОВАНИИ СОБСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ СОХРАНЕНИИ»

Артур БОРСУК, студент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко:

— Для меня сериал о «Кайдашевой семье» стал довольно интересным проектом современного украинского кинематографа. На самом деле, такая культовая социально-бытовая повесть в современном кинематографическом пространстве нашла много своих пылких поклонников и очень легко захватила сердца людей.

Эта работа показывает нам, что мы должны ценить свое культурное наследие. Наследие, которое всю нашу историю хотели уничтожить, переписать, разорить, хотели навязать чужие мысли. Учитывая эту тенденцию, было бы невероятно приятно увидеть реализацию подобных сериальных проектов, ведь в нашей истории существует еще очень много важных персоналий, о которых следует помнить.

К сожалению, современные украинцы не осознают или вообще не знают трагичности нашей истории. Не знают о невероятно тяжелой борьбе украинской нации за собственную независимость. Не знают о жизни своей элиты, которую так жестоко истреблял и одновременно боялся враг. Не знают о грубых ошибках наших предков. И не понимают быта украинцев. Нам стоит сосредоточиться на исследованиях собственной культуры и ее сохранении, ведь это сокровище для будущего и для выживания в этом тяжелом мире. Наша уникальность — в нашей культуре. Ее следует любить, исследовать, беречь и передавать нашим потомкам.

«УКРАИНЦЫ МОГУТ НЕ ТОЛЬКО СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ, ОНИ МОГУТ И ГОРДИТЬСЯ СОБОЙ»

Мария ЧАДЮК, корреспондент отдела общества газеты «День»:

— Для меня главным преимуществом сериала «Поймать Кайдаша» является его качество. Как по мне, он хорошо построен композиционно, герои действительно «живые», а не «картонные», то есть психологически мотивированные поступки героев двигают сюжет, а не сюжет приписывает героям то, что для них нехарактерно. Сценаристка точно передала украинские высказывания, о чем свидетельствуют комментарии «вот и у нас так говорят». Суржик стал для многих неоднозначным решением, хотя для меня он имеет символическое значение. Стоит отметить и переосмысление классики, «осовременивание деталей»: интересно было наблюдать за выстраиванием соответствий XIX — XXI вв. Это далеко не весь перечень положительных характеристик, о которых уже неоднократно упоминали. И действительно, этот сериал, безусловно, заслуживает высокой оценки.

Если говорить о глубоком осмыслении, то этот сериал для меня — импульс для вопросов. Наверное, стоит отметить, что к «Кайдашевой семье» я специфически отношусь. Эта повесть была для меня одним из самых болезненных текстов в школьной программе. Одно дело, когда человеческие трагедии вызывает что-то фатальное — тоталитарные режимы, стихийные бедствия — тогда мы практически не имеем влияния, но когда видишь, как члены семьи разрушают жизнь друг друга, это уже слишком ... В «Кайдашевой семье» сконцентрированы эти «способы разрушения». В тексте же практически нет эпизодов, когда главные герои спокойно делают что-то вместе, общаются на какие-то нейтральные, будничные темы, как бывает в каждой семье, как бы она ссорилась. Почти все в повести — либо конфликт, либо «подводка» к нему. Похоже, что Нечуй-Левицкий делал это умышленно, будто оставляя нам послание — фиксацию наших проблем. Мастерски сделал. Но посмотрим на интерпретацию этого произведения ныне: показательным здесь является подпись к театральному спектаклю — «комедия». И это действительно отражает то, как мы в основном воспринимаем текст — как смешно они друг с другом ссорились. Почему исчезло ощущение трагедии?

«Поймать Кайдаша» оставляет для размышлений немало эпизодов, которые точно указывают на то состояние, которое мы имеем сейчас. Автор сценария так же, только не языковыми, а кинематографическими штрихами, указывает на эти изменения, произошедшие с нами. В частности, меня поразило, возможно, через гиперболизированность эпизода, когда закончилась вода, Мотря берет святую воду, чтобы почистить зубы. И таких штрихов по всему сериалу немало. Но опять, когда смотрю на обсуждения, то вижу высказывания «тот мне напомнил того», шутки из сериала. Однако же Наталья Ворожбит в своих интервью постоянно напоминает, что речь идет о проблемах, которые мы так и не преодолели за 150 лет. Почему не обсуждается это?

Ученые считают, что люди обычно обсуждают что-то противоречивое, то, что может повысить их статус в коммуникации и т.д., но не то, что является нормой, потому что это как само собой разумеющееся. И у меня возникает еще один вопрос: так что, мы считаем жизнь Кайдашей нормой?

Кайдаши Нечуя-Левицкого были «заключены» в своих моделях жизни, в том числе и в силу исторических обстоятельств, они не знали альтернативы. Но современные Кайдаши в этом сериале точно так же выглядят «заключенными». По причине внешних обстоятельств? Из-за нежелания выбрать другой путь? По незнанию, что существует альтернатива?

Команда «Поймать Кайдаша» уточнила фиксацию проблем, осуществленную Нечуем-Левицким. Точный «диагноз» — очень важен. В то же время я жду фильмы, сериалы, которые запечатлели бы лекарства — альтернативу, уже существующую. Очень жду, например, качественный сериал, где главный герой родился бы в деревне, благодаря порядочности и упорному труду преуспел и теперь помогает другим. Я знакома со многими людьми, которые могли бы стать прототипами таких героев. Украинцы могут не только смеяться над собой, они могут и гордиться собой! Есть другая «норма», и я очень хочу увидеть ее на экранах.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ