Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Премьер в... квадрате

Звезда балета и молодой хореограф Артем Шошин своими двумя новинками очаровал поклонников Терпсихоры
30 октября, 2020 - 10:40
АРТЕМ ШОШИН — ЛІРИЧНО-РОМАНТИЧНИЙ МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ ТА ОЛЕНА САЛТИКОВА (ТРОЯНДА) В ОДНОЙМЕННІЙ ВИСТАВІ «КИЇВ МОДЕРН-БАЛЕТУ» / ФОТО НАДАНО «КИЇВ МОДЕРН-БАЛЕТОМ»

На прошлой неделе Шошин стал героем двух художественных событий в нашей столице.  Сначала в резонансной онлайн-премьере «Киев модерн-балета» он прекрасно исполнил главную роль в «Маленьком принце» (постановка Раду Поклитару на музыку Моцарта с сочетанием украинских колыбельных в исполнении Марии Пилипчак состоялась в Октябрьском дворце, а транслировалась в Youtube — об  этом спектакле «День» писал в №203), а через три дня пригласил зрителей уже на свою хореографическую работу — «Далеко по соседству» — на сцене Киевской оперы.  Одноактный спектакль, который за 30 минут рассказывает о жизни семьи, — это уже восьмой спектакль Артема в статусе балетмейстера. О новинках в репертуаре ведущих коллективов, с которыми сотрудничает Шошин, о вызовах, которые поставил коронавирус, и о том, как оставаться энтузиастом, несмотря на нынешние непростые времена для деятелей искусства, — наш разговор.

«СПЕКТАКЛЬ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» РОЖДАЛСЯ ЕЩЕ ДО КАРАНТИНА»

— Поздравляю с двумя премьерами! В «Маленьком принце» вы исполняли главную роль, и у вас получился лирически-романтический образ. На этот раз Раду Витальевич хоть и по-своему прочитал сюжет Антуана де Сент-Экзюпери, но кардинально не менял известную историю.  Это спектакль-притча о дружбе, любви, надежде и смерти... Как рождалась постановка?  Какие вызовы принес коронавирус и как проходили репетиции?

— У нас всегда на репетициях творческая атмосфера.  Готовилось три состава исполнителей, и мы до премьеры не знали, кому выпадет шанс первым представить новое хореографическое прочтение известного произведения Антуана де Сент-Экзюпери.  При рождении постановки мы все присутствовали на репетициях, глядя, как работают коллеги, и каждый искал свои краски, чтобы лучше и убедительнее передать характеры героев, которых мы будем играть.  Поклитару давал нам возможность не только выполнять его задумки на сцене, но и самим что-то искать и находить.  Где-то за неделю до онлайн-премьеры Раду Витальевич назвал фамилии тех, кто выйдет на сцену Октябрьского дворца (именно там проходил показ, который транслировали в интернете, и его уже посмотрели 17000 балетоманов. — Т.П.) и кто какую роль  будет исполнять.  Спектакль «Маленький принц» рождался еще до карантина, затем была пауза, когда театры закрылись из-за COVIV-19, а когда Минздрав разрешил работать, то мы снова начали активно репетировать, соблюдая санитарные нормы.  Всем измеряли температуру, в помещении театра мы ходили в масках, а уже когда выходили на сцену, то маски снимали, потому что танцевать в них невозможно... Мы же все были здоровы, а потому никто не заражался.  Знаете, я в маске даже в магазине, где этот аксессуар обязателен, не очень комфортно себя чувствую...

— Я смотрела онлайн-трансляцию «Маленького принца», но несколько раз «картинка» и музыка пропадали.  Грешила на «Волю-кабель», а потом узнала, что это «поработали» хакеры.  По вашему мнению, кому и почему захотелось сорвать премьеру, которую смотрели в разных городах мира через Youtube?

— Об атаке хакеров-»ботов» во время онлайн-трансляции я узнал уже после премьеры.  Очень неприятно и непонятно, зачем это делалось.  Для всех нас спектакль прошел на одном дыхании.  Блокировка трансляции — недружественная акция против «Киев модерн-балета», хотя наш коллектив имеет немало своих поклонников и, в частности, лично фанов творчества Раду Поклитару. Очень жаль, что были проблемы с онлан-премьерой... Даже не знаю, кто и зачем пошел на такую позорную акцию. Наоборот, считаю, что надо друг друга поддерживать, потому что сейчас из-за пандемии искусство во всем мире переживает не лучшие времена.  Особенно трудно театральным коллективам, оперным и балетным театрам.  За рубежом многие ведущие сцены вообще закрылись до следующего года!  А украинские театры еще как-то держатся, хотя в залах есть дистанционные ограничения для публики.  От карантинных зон устанавливается количество зрителей, не все постановки можно показывать и из-за большого количества исполнителей, есть проблемы и в хоровых коллективах, и в симфонических оркестрах... Впрочем, сегодня в Украине деятели искусства находят креативные подходы, чтобы проходили не только концерты, но и постановки.  А что касается хакерской атаки, я не понимаю, зачем было «ставить палки в колеса» спектаклю?  Тебе не нравится балет — не смотри!  Не любишь «Киев модерн-балет»?  Не ходи на наши постановки!  Каждый сегодня может найти для себя что-то интересное.  С каждым годом армия поклонников «Киев модерн балета» растет, потому что наш руководитель Раду Поклитару — интересная творческая личность, и зрители всегда ждут его новые спектакли.

«МНЕ ПРИЯТНО ОТКРЫВАТЬ НОВЫЕ ЛИЦА И ТАЛАНТЫ»

— В «Киев модерн-балете» вы — премьер труппы, а репертуар Киевской оперы украшают ваши постановки как хореографа.  Последняя новинка — «Далеко по соседству», где вы также являетесь автором либретто.  Этот спектакль можно назвать балетной сагой о жизни: от рождения до последнего вздоха... о конфликте отцов и детей, поисках своего места... Получилось балетное эссе о семье, проблемах и любви...

— Я очень доволен этим балетом.  «Далеко по соседству» — это уже восьмая моя постановка как хореографа.  Впервые после премьеры ничего не хочу менять.  Потому что раньше после просмотра находил какие-то «штришки», которые надо добавить к спектаклю.  А сейчас ничего переделывать или добавлять не хочу.  Рад сотрудничеству с актерами, которые заняты в этой постановке.  Считаю, что гармоничными вышли и декорации, и вообще — большое спасибо всей творческой команде Киевской оперы.  Горд, что мы все сделали, чтобы балет получился теплым и его хорошо восприняли зрители.  И во время репетиций, и уже на премьере я с удовольствием смотрел, как работают артисты.  Хореографическая составляющая спектакля родилась всего за две с половиной недели.  Это достаточно быстро для полноценного одноактного балета.  С Мией Нагасавой, которая исполнила образ Любимой, мы работаем уже не впервые. Я считаю ее замечательной танцовщицей и тонкой актрисой. Она балерина от Бога и суперталантливая артистка. Она немало перетанцевала классики и очень органична в современном танце.  Напомню, что Мия получила «бронзу» на престижном Международном фестивале современной хореографии (IFMC) в Витебске, Беларусь.  Я обожаю эту танцовщицу и с удовольствием всегда с ней работаю.  Хочу отметить Владислава Бондаря — новый премьер театра, исполнивший роль Сына, вместе с Мией они продемонстрировали высококлассный творческий дуэт.  Эти артисты — очень гармоничны на сцене.  Для меня — это звездная пара Киевской оперы.  В этой постановке открылись и другие артисты, которые пока не являются ведущими премьерами труппы.  В частности, это Ирина Иванив, которая классно сыграла роль Матери.  Она еще не прима, но с образом Матери, по моему мнению, лучше никто бы из танцовщиц театра не справился! Хочу отметить и Никиту Бельченко, который имел небольшую хореографическую роль (Ангел Смерти), но он прекрасно с ней справился.  Мне приятно открывать новые лица и таланты.

«СИЖУ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ, И ЭТО МЕГАСЛОЖНО»

— Сейчас вы совмещаете танцевальную и хореографическую карьеры, а к чему больше лежит душа?

— Сижу на двух стульях, и это мегасложно! Все осложняется тем, что я много занят как танцовщик в «Киев модерн-балете», и не могу удержать свои задумки, а потому вывожу их на сцену. Без балета я не могу жить, хотя чувствую, что душа стала больше лежать к труду как хореографа. Я люблю танцевать, но, видимо, где-то подсознательно уже думаю об окончании артистической карьеры, хотя ставить точку и уходить со сцены на пике творчества (в 29 лет) еще рано. Поэтому стараюсь находить время и силы заниматься и как танцовщик, и как хореограф.


«ДАЛЕКО ПО СОСЕДСТВУ» - ЭТО БАЛЕТНОЕ ЭССЕ О СЕМЬЕ. НА ФОТО ИРИНА ИВАНИВ (МАТЬ) И ВЛАДИСЛАВ БОНДАРЬ (СЫН)

— Артем, вас можно назвать «играющим тренером-хореографом».  То, что вы классный исполнитель, помогает при рождении спектакля в статусе балетмейстера? Часто приходится самому показывать коллегам, чтобы они раскрыли образ на сцене так, как вы его видите?

— Да, на репетициях я часто показываю, как хочу, чтобы станцевали или рассказали на языке пластики мои коллеги. Считаю, что то, что могу сам показать сложные па, мне помогает как балетмейстеру. Могу чувствовать, в чем сложность, подсказать как танцовщик, как лучше «нарисовать» роль. Я хорошо понимаю, что коллеги испытывают в тот или иной момент, как комфортно, а как некомфортно им танцевать, готовы ли они к тому, что надо рассказать на сцене?

«ПУСТЬ БУДЕТ МИНИМУМ ПУБЛИКИ В ЗАЛЕ, НО АРТИСТУ НУЖНО ЧУВСТВОВАТЬ ДЫХАНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ»

— Пандемия фактически не дала всем деятелям искусства полноценно работать с марта. Как вы поддерживали свою творческую форму в период строгого карантина и самоизоляции?

— Честно? Я не поддерживал как-то особенно свою физическую танцевальную форму, а только растягивался, чтобы не потерять шаг, и качал пресс. Карантин дал возможность хорошо отдохнуть, потому что до пандемии у меня был очень напряженный график.  Фактически последние два года жил, словно вертясь в колесе: премьеры, постановки, гастроли, а карантин поставил на паузу театры.  Вот я и воспользовался возможностью, чтобы отдохнуть, подумать о новых проектах, посмотреть хорошие фильмы, интересные спектакли, записанные на видео, почитать книги, также пытался духовно развиваться, вдохновиться на дальнейшее творчество.  Кстати, балет «Далеко по соседству» — это плод размышлений именно во время пандемии...


«ДАЛЕКО ПО СОСЕДСТВУ» - УЖЕ ВОСЬМАЯ ПОСТАНОВКА А ШОШИНА, В КАЧЕСТВЕ ХОРЕОГРАФА, И ЗВЕЗДНЫЙ ДУЭТ КИЕВСКОЙ ОПЕРЫ: ВЛАДИСЛАВ БОНДАРЬ И МИЕ НАГАСАВА, ВЫПОЛНИВШИЕ РОЛИ СЫНА И ЛЮБИМОЙ

— Этот год в связи с COVIV-19 не дал возможности активно гастролировать, полноценно выступать, участвовать в международных фестивалях.  Никто не может гарантировать, что до Нового года ситуация станет лучше или не появится еще какой-нибудь коварный вирус. Многие театры во время карантина запускали видеотрансляции постановок, но концерты и спектакли вживую — это всегда сильные впечатления у публики.  По вашему мнению, какие выводы нужно сделать, чтобы снова не оказаться в долгой творческой паузе?

— Даже если карантин будет продлен, то все равно я буду стараться работать.  Пусть будет минимум публики в зале, но артисту нужно чувствовать дыхание зрителей.  Творческий процесс должен происходить: людям искусства и публике это необходимо. Знаете, из-за пандемии мы сначала думали, что сделаем только запись «Далеко по соседству», а когда карантин немного ослабили и появилась возможность показать его вживую в театре, то мы решили продемонстрировать полноценную премьеру, а не онлайн-показ.  За полгода мы сильно соскучились по публике, и пусть сейчас Минздрав не позволяет полностью заполнять зал, а только на 50%, но артисты и — судя по реакции зрителей — зрители получили мощный драйв.  Если COVIV-19 будет мутировать и активно работать не будут позволять, то мы будем думать не об онлайн-трансляции, а попробуем делать специальную запись спектакля — так называемый фильм-балет, который был популярен раньше на ТВ, а потом уже готовый «продукт» демонстрировать  в интернете.  Хотя действительно, видеоверсия и живая постановка — это совершенно разные вещи.  Запись спектакля дает возможность увидеть спектакль с другой стороны.  Одно — когда ты слышишь, как на постановку сразу реагирует публика в зале, а видео дает нам возможность сделать разные ракурсы спектакля. Думаю, что будем работать на два фронта — кинобалет и сценическая версия спектакля.

— В вашей последней постановке традиционные декорации, а в «Маленьком принце» — 3D, какие, по вашему мнению, лучше использовать в балете?

— В «Маленьком принце» показываются замечательные видео, но 3D — это дорогое удовольствие, и не каждый театр может сегодня себе позволить такие расходы. В своих спектаклях я люблю естественную и традиционную сценографию. Видео придает объем спектаклю, а картинка иногда завораживает зрителей — и это хорошо. Хотя, наверное, я еще не дорос до видеопроекций, мне нравится интимная, теплая театральная атмосфера.

— Раду Поклитару уже заявил, что готовит новинку на начало декабря — «Девять свиданий» для трех действующих лиц. Вы будете участвовать в этом проекте? Немного приоткройте занавес, что мечтаете поставить в будущем?

— В «Девяти свиданиях» я буду играть, участвую в одном из составов исполнителей. Но еще мы не знаем, кому Поклитару отдаст преимущество показать премьеру.  Мы вместе с партнершей Еленой Салтыковой среди заявленных танцовщиков этой постановки. Спектакль уже готов...

Что касается моих новых проектов, то надеюсь, что скоро будет не только 9-й, но и 10-й, 11-й и другие.  Идей немало, за какую возьмусь первой, еще не знаю.  Это будет зависеть от того, в каком театре будет та или иная постановка, кто будет финансировать ее. На следующий сезон я уже имею предложение сделать двоактный балет на музыку классика современности, выдающегося композитора Мирослава Скорика на сцене Львовской оперы, и это будет спектакль — как посвящение маэстро, который, к сожалению, в этом году ушел в вечность...

Продолжу сотрудничество и с Киевской оперой, которую считаю своим вторым домом. Я уверен, что пандемия все же закончится, и не важно — будет финансирование новых постановок или нет, но когда есть команда единомышленников, энтузиастов, которые любят искусство, то, несмотря на разные препятствия, мы будем идти вперед и работать, чтобы радовать публику интересными  новинками. Все трудности можно преодолеть, если есть энтузиасты, а в Киевской опере работают высококлассные профессионалы и оптимисты, а потому все у нас будет хорошо!

Фоторепортаж: «Далеко по соседству»

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ