На прошлой неделе Шошин стал героем двух художественных событий в нашей столице. Сначала в резонансной онлайн-премьере «Киев модерн-балета» он прекрасно исполнил главную роль в «Маленьком принце» (постановка Раду Поклитару на музыку Моцарта с сочетанием украинских колыбельных в исполнении Марии Пилипчак состоялась в Октябрьском дворце, а транслировалась в Youtube — об этом спектакле «День» писал в №203), а через три дня пригласил зрителей уже на свою хореографическую работу — «Далеко по соседству» — на сцене Киевской оперы. Одноактный спектакль, который за 30 минут рассказывает о жизни семьи, — это уже восьмой спектакль Артема в статусе балетмейстера. О новинках в репертуаре ведущих коллективов, с которыми сотрудничает Шошин, о вызовах, которые поставил коронавирус, и о том, как оставаться энтузиастом, несмотря на нынешние непростые времена для деятелей искусства, — наш разговор.
«СПЕКТАКЛЬ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» РОЖДАЛСЯ ЕЩЕ ДО КАРАНТИНА»
— Поздравляю с двумя премьерами! В «Маленьком принце» вы исполняли главную роль, и у вас получился лирически-романтический образ. На этот раз Раду Витальевич хоть и по-своему прочитал сюжет Антуана де Сент-Экзюпери, но кардинально не менял известную историю. Это спектакль-притча о дружбе, любви, надежде и смерти... Как рождалась постановка? Какие вызовы принес коронавирус и как проходили репетиции?
— У нас всегда на репетициях творческая атмосфера. Готовилось три состава исполнителей, и мы до премьеры не знали, кому выпадет шанс первым представить новое хореографическое прочтение известного произведения Антуана де Сент-Экзюпери. При рождении постановки мы все присутствовали на репетициях, глядя, как работают коллеги, и каждый искал свои краски, чтобы лучше и убедительнее передать характеры героев, которых мы будем играть. Поклитару давал нам возможность не только выполнять его задумки на сцене, но и самим что-то искать и находить. Где-то за неделю до онлайн-премьеры Раду Витальевич назвал фамилии тех, кто выйдет на сцену Октябрьского дворца (именно там проходил показ, который транслировали в интернете, и его уже посмотрели 17000 балетоманов. — Т.П.) и кто какую роль будет исполнять. Спектакль «Маленький принц» рождался еще до карантина, затем была пауза, когда театры закрылись из-за COVIV-19, а когда Минздрав разрешил работать, то мы снова начали активно репетировать, соблюдая санитарные нормы. Всем измеряли температуру, в помещении театра мы ходили в масках, а уже когда выходили на сцену, то маски снимали, потому что танцевать в них невозможно... Мы же все были здоровы, а потому никто не заражался. Знаете, я в маске даже в магазине, где этот аксессуар обязателен, не очень комфортно себя чувствую...
— Я смотрела онлайн-трансляцию «Маленького принца», но несколько раз «картинка» и музыка пропадали. Грешила на «Волю-кабель», а потом узнала, что это «поработали» хакеры. По вашему мнению, кому и почему захотелось сорвать премьеру, которую смотрели в разных городах мира через Youtube?
— Об атаке хакеров-»ботов» во время онлайн-трансляции я узнал уже после премьеры. Очень неприятно и непонятно, зачем это делалось. Для всех нас спектакль прошел на одном дыхании. Блокировка трансляции — недружественная акция против «Киев модерн-балета», хотя наш коллектив имеет немало своих поклонников и, в частности, лично фанов творчества Раду Поклитару. Очень жаль, что были проблемы с онлан-премьерой... Даже не знаю, кто и зачем пошел на такую позорную акцию. Наоборот, считаю, что надо друг друга поддерживать, потому что сейчас из-за пандемии искусство во всем мире переживает не лучшие времена. Особенно трудно театральным коллективам, оперным и балетным театрам. За рубежом многие ведущие сцены вообще закрылись до следующего года! А украинские театры еще как-то держатся, хотя в залах есть дистанционные ограничения для публики. От карантинных зон устанавливается количество зрителей, не все постановки можно показывать и из-за большого количества исполнителей, есть проблемы и в хоровых коллективах, и в симфонических оркестрах... Впрочем, сегодня в Украине деятели искусства находят креативные подходы, чтобы проходили не только концерты, но и постановки. А что касается хакерской атаки, я не понимаю, зачем было «ставить палки в колеса» спектаклю? Тебе не нравится балет — не смотри! Не любишь «Киев модерн-балет»? Не ходи на наши постановки! Каждый сегодня может найти для себя что-то интересное. С каждым годом армия поклонников «Киев модерн балета» растет, потому что наш руководитель Раду Поклитару — интересная творческая личность, и зрители всегда ждут его новые спектакли.
«МНЕ ПРИЯТНО ОТКРЫВАТЬ НОВЫЕ ЛИЦА И ТАЛАНТЫ»
— В «Киев модерн-балете» вы — премьер труппы, а репертуар Киевской оперы украшают ваши постановки как хореографа. Последняя новинка — «Далеко по соседству», где вы также являетесь автором либретто. Этот спектакль можно назвать балетной сагой о жизни: от рождения до последнего вздоха... о конфликте отцов и детей, поисках своего места... Получилось балетное эссе о семье, проблемах и любви...
— Я очень доволен этим балетом. «Далеко по соседству» — это уже восьмая моя постановка как хореографа. Впервые после премьеры ничего не хочу менять. Потому что раньше после просмотра находил какие-то «штришки», которые надо добавить к спектаклю. А сейчас ничего переделывать или добавлять не хочу. Рад сотрудничеству с актерами, которые заняты в этой постановке. Считаю, что гармоничными вышли и декорации, и вообще — большое спасибо всей творческой команде Киевской оперы. Горд, что мы все сделали, чтобы балет получился теплым и его хорошо восприняли зрители. И во время репетиций, и уже на премьере я с удовольствием смотрел, как работают артисты. Хореографическая составляющая спектакля родилась всего за две с половиной недели. Это достаточно быстро для полноценного одноактного балета. С Мией Нагасавой, которая исполнила образ Любимой, мы работаем уже не впервые. Я считаю ее замечательной танцовщицей и тонкой актрисой. Она балерина от Бога и суперталантливая артистка. Она немало перетанцевала классики и очень органична в современном танце. Напомню, что Мия получила «бронзу» на престижном Международном фестивале современной хореографии (IFMC) в Витебске, Беларусь. Я обожаю эту танцовщицу и с удовольствием всегда с ней работаю. Хочу отметить Владислава Бондаря — новый премьер театра, исполнивший роль Сына, вместе с Мией они продемонстрировали высококлассный творческий дуэт. Эти артисты — очень гармоничны на сцене. Для меня — это звездная пара Киевской оперы. В этой постановке открылись и другие артисты, которые пока не являются ведущими премьерами труппы. В частности, это Ирина Иванив, которая классно сыграла роль Матери. Она еще не прима, но с образом Матери, по моему мнению, лучше никто бы из танцовщиц театра не справился! Хочу отметить и Никиту Бельченко, который имел небольшую хореографическую роль (Ангел Смерти), но он прекрасно с ней справился. Мне приятно открывать новые лица и таланты.
«СИЖУ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ, И ЭТО МЕГАСЛОЖНО»
— Сейчас вы совмещаете танцевальную и хореографическую карьеры, а к чему больше лежит душа?
— Сижу на двух стульях, и это мегасложно! Все осложняется тем, что я много занят как танцовщик в «Киев модерн-балете», и не могу удержать свои задумки, а потому вывожу их на сцену. Без балета я не могу жить, хотя чувствую, что душа стала больше лежать к труду как хореографа. Я люблю танцевать, но, видимо, где-то подсознательно уже думаю об окончании артистической карьеры, хотя ставить точку и уходить со сцены на пике творчества (в 29 лет) еще рано. Поэтому стараюсь находить время и силы заниматься и как танцовщик, и как хореограф.
«ДАЛЕКО ПО СОСЕДСТВУ» - ЭТО БАЛЕТНОЕ ЭССЕ О СЕМЬЕ. НА ФОТО ИРИНА ИВАНИВ (МАТЬ) И ВЛАДИСЛАВ БОНДАРЬ (СЫН)
— Артем, вас можно назвать «играющим тренером-хореографом». То, что вы классный исполнитель, помогает при рождении спектакля в статусе балетмейстера? Часто приходится самому показывать коллегам, чтобы они раскрыли образ на сцене так, как вы его видите?
— Да, на репетициях я часто показываю, как хочу, чтобы станцевали или рассказали на языке пластики мои коллеги. Считаю, что то, что могу сам показать сложные па, мне помогает как балетмейстеру. Могу чувствовать, в чем сложность, подсказать как танцовщик, как лучше «нарисовать» роль. Я хорошо понимаю, что коллеги испытывают в тот или иной момент, как комфортно, а как некомфортно им танцевать, готовы ли они к тому, что надо рассказать на сцене?
«ПУСТЬ БУДЕТ МИНИМУМ ПУБЛИКИ В ЗАЛЕ, НО АРТИСТУ НУЖНО ЧУВСТВОВАТЬ ДЫХАНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ»
— Пандемия фактически не дала всем деятелям искусства полноценно работать с марта. Как вы поддерживали свою творческую форму в период строгого карантина и самоизоляции?
— Честно? Я не поддерживал как-то особенно свою физическую танцевальную форму, а только растягивался, чтобы не потерять шаг, и качал пресс. Карантин дал возможность хорошо отдохнуть, потому что до пандемии у меня был очень напряженный график. Фактически последние два года жил, словно вертясь в колесе: премьеры, постановки, гастроли, а карантин поставил на паузу театры. Вот я и воспользовался возможностью, чтобы отдохнуть, подумать о новых проектах, посмотреть хорошие фильмы, интересные спектакли, записанные на видео, почитать книги, также пытался духовно развиваться, вдохновиться на дальнейшее творчество. Кстати, балет «Далеко по соседству» — это плод размышлений именно во время пандемии...
«ДАЛЕКО ПО СОСЕДСТВУ» - УЖЕ ВОСЬМАЯ ПОСТАНОВКА А ШОШИНА, В КАЧЕСТВЕ ХОРЕОГРАФА, И ЗВЕЗДНЫЙ ДУЭТ КИЕВСКОЙ ОПЕРЫ: ВЛАДИСЛАВ БОНДАРЬ И МИЕ НАГАСАВА, ВЫПОЛНИВШИЕ РОЛИ СЫНА И ЛЮБИМОЙ
— Этот год в связи с COVIV-19 не дал возможности активно гастролировать, полноценно выступать, участвовать в международных фестивалях. Никто не может гарантировать, что до Нового года ситуация станет лучше или не появится еще какой-нибудь коварный вирус. Многие театры во время карантина запускали видеотрансляции постановок, но концерты и спектакли вживую — это всегда сильные впечатления у публики. По вашему мнению, какие выводы нужно сделать, чтобы снова не оказаться в долгой творческой паузе?
— Даже если карантин будет продлен, то все равно я буду стараться работать. Пусть будет минимум публики в зале, но артисту нужно чувствовать дыхание зрителей. Творческий процесс должен происходить: людям искусства и публике это необходимо. Знаете, из-за пандемии мы сначала думали, что сделаем только запись «Далеко по соседству», а когда карантин немного ослабили и появилась возможность показать его вживую в театре, то мы решили продемонстрировать полноценную премьеру, а не онлайн-показ. За полгода мы сильно соскучились по публике, и пусть сейчас Минздрав не позволяет полностью заполнять зал, а только на 50%, но артисты и — судя по реакции зрителей — зрители получили мощный драйв. Если COVIV-19 будет мутировать и активно работать не будут позволять, то мы будем думать не об онлайн-трансляции, а попробуем делать специальную запись спектакля — так называемый фильм-балет, который был популярен раньше на ТВ, а потом уже готовый «продукт» демонстрировать в интернете. Хотя действительно, видеоверсия и живая постановка — это совершенно разные вещи. Запись спектакля дает возможность увидеть спектакль с другой стороны. Одно — когда ты слышишь, как на постановку сразу реагирует публика в зале, а видео дает нам возможность сделать разные ракурсы спектакля. Думаю, что будем работать на два фронта — кинобалет и сценическая версия спектакля.
— В вашей последней постановке традиционные декорации, а в «Маленьком принце» — 3D, какие, по вашему мнению, лучше использовать в балете?
— В «Маленьком принце» показываются замечательные видео, но 3D — это дорогое удовольствие, и не каждый театр может сегодня себе позволить такие расходы. В своих спектаклях я люблю естественную и традиционную сценографию. Видео придает объем спектаклю, а картинка иногда завораживает зрителей — и это хорошо. Хотя, наверное, я еще не дорос до видеопроекций, мне нравится интимная, теплая театральная атмосфера.
— Раду Поклитару уже заявил, что готовит новинку на начало декабря — «Девять свиданий» для трех действующих лиц. Вы будете участвовать в этом проекте? Немного приоткройте занавес, что мечтаете поставить в будущем?
— В «Девяти свиданиях» я буду играть, участвую в одном из составов исполнителей. Но еще мы не знаем, кому Поклитару отдаст преимущество показать премьеру. Мы вместе с партнершей Еленой Салтыковой среди заявленных танцовщиков этой постановки. Спектакль уже готов...
Что касается моих новых проектов, то надеюсь, что скоро будет не только 9-й, но и 10-й, 11-й и другие. Идей немало, за какую возьмусь первой, еще не знаю. Это будет зависеть от того, в каком театре будет та или иная постановка, кто будет финансировать ее. На следующий сезон я уже имею предложение сделать двоактный балет на музыку классика современности, выдающегося композитора Мирослава Скорика на сцене Львовской оперы, и это будет спектакль — как посвящение маэстро, который, к сожалению, в этом году ушел в вечность...
Продолжу сотрудничество и с Киевской оперой, которую считаю своим вторым домом. Я уверен, что пандемия все же закончится, и не важно — будет финансирование новых постановок или нет, но когда есть команда единомышленников, энтузиастов, которые любят искусство, то, несмотря на разные препятствия, мы будем идти вперед и работать, чтобы радовать публику интересными новинками. Все трудности можно преодолеть, если есть энтузиасты, а в Киевской опере работают высококлассные профессионалы и оптимисты, а потому все у нас будет хорошо!