Почти сто лет назад эта популярнейшая гротескная опера была в последний раз поставлена в Украинской академической опере, как тогда величали наш театр, в январе 1927 года неугомонным режиссером-экспериментатором Иосифом Лапицким в конструктивистском художественном оформлении Александра Хвостенко-Хвостова. Пресса того времени, в частности критик Николай Гринченко в газете «Пролетарская правда», среди исполнителей особо отмечала выдающегося баса «с богатейшим голосовым материалом» Михаила Донца, воплотившего образ советника Линдорфа, олицетворявшего всех коварных врагов Гофмана – врагов поэзии, красоты, любви: он превращался то в жестокого Коппелиуса, то в злодея Дапертутто, то в коварного врача Миракля. Женские образы воплотили тогдашние звезды киевской сцены: Оксана Уляницкая виртуозно пела и играла куклу Олимпию, Галина Маньковская, более известная позже как меццо-сопрано, исполняла роль развратницы Джульетты, а трепетный трагический образ Антонии прекрасно воплотила Мария Донец-Тессейр. В партии Музы-Никляуса выступила Мария Калиновская. Два выдающихся тенора дополняли блестящий ансамбль – Арнольд Азрикан (Спалацани и Натанаэль) и любимец тогдашней публики Федор Орешкевич (Гофман).
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
И вот почти столетие спустя новое поколение артистов создало непревзойденный вокальный ансамбль и, можно смело утверждать, галерею образов: Валентин Дитюк (Гофман), Тарас Штонда (Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, Миракль), Анжелина Швачка (Никляус, Муза), (Олимпия), Ксения Бахритдинова-Кравчук (Джульетта), Тамара Калинкина (Антония), Владимир Тышков (Креспель), Анатолий Погребной (Франц, Питикиначчо, Андреас, Кошниль), Сергей Пащук (Спаланцани, Натанаэль), Михаил Киришев (Лютер, Шлеміль), Ольга Матушенко (Стелла), Дмитрий Агеев (Герман), Алла Позняк (Голос матери).
Несмотря на то, что произведение прозвучало в концертном исполнении, овации были удивительны – достойны полноценной премьеры! Что лишний раз подтверждает, что в опере самое важное – музыка. Хотя артист на то и артист, чтобы при малейшей возможности продемонстрировать все, на что способен в каждом конкретном контексте. Исполнение не было лишено игровых моментов, поэтому певцы продемонстрировали не только прекрасное владение музыкальным материалом, но и дали эскизы будущих сценических образов. Этому способствовали и удачно подобранные костюмы, и декорационный фон, на котором все происходило, особенно новый авторский занавес, расписанный в технике 3D (художник-постановщик – Мария Левитская).
С уверенным дебютом в качестве хормейстера-постановщика можно поздравить Дениса Крутько, только два года работающего в Национальной опере Украины: хор звучит безупречно. Роскошный музыкальный текст оперы Жака Оффенбаха, оркестрированный после его смерти композитором Эрнестом Гиро, мастерски и ярко исполнил симфонический оркестр театра под руководством главного дирижера Николая Дядюры.
КОГДА ВСЕ ЖЕ УВИДИМ ГРАНД-ПРЕМЬЕРУ?
После громкой концертной премьеры зритель должен набраться терпения и надеяться на обещанную в конце сезона сценическую версию, на которую приглашен легендарный британский кинорежиссер, в чьей наработке более сотни документальных фильмов о знаменитых музыкантах, композиторах, актерах, влиятельный музыкальный критик, искусствовед, оператор, режиссер драматических и оперных постановок Тони Палмер. Кстати, накануне премьеры у него был деловой визит в Киев, во время которого встретился со студентами и преподавателями Национальной музыкальной академии им. П. И. Чайковского, а главное – присутствовал на генеральной репетиции «Сказок Гофмана» в Опере. В антракте нашел время для блиц-интервью «Дню».
- Мистер Палмер, вы не первый раз в Украине: что именно связывает вас с нами?
- Начиная с 2008-го, я активно участвую в музыкальном фестивале «Стравинский и Украина», который проводится на Волыни, выступаю с лекциями в Луцке, в Восточноевропейском национальном университете имени Леси Украинки, а в 2016-ом даже удостоился звания почетного профессора этого почтенного заведения. В прошлом году меня пригласили с лекциями в Киевскую консерваторию. В этот раз снова воспользовался случаем встретиться не только с опытными мастерами столичной оперной сцены, но и с будущими артистами, музыкантами. С радостью делюсь своими знаниями, достижениями, мыслями с творческой молодежью.
– Какие ваши впечатления от того, что вы увидели на генеральной репетиции?
– Я очень доволен уровнем проработки музыкального материала. В восторге от вокальных и актерских возможностей артистов. Конечно, у меня уже есть определенная концепция будущей постановки, но то, что я увидел во время репетиции, открывает новые перспективы и дает неожиданные идеи: мне интересно то, что предлагают артисты – в деталях. Каждый из исполнителей настолько творчески и увлеченно подходит к концертному исполнению, пытаясь даже статический формат оживить, что я невольно и сам увлекся, включился, экспромтом придумывая какие-нибудь небольшие сценки. Уверен, что такое сотрудничество во время постановки сценической версии даст отличный результат.
- Всем, особенно артистам, очень интересно, какой вы видите постановку – академической или современной?
- С точки зрения стилистики я вижу ее классической, а с точки зрения сценического освещения, технических и художественных средств – безусловно, современной. Это не просто прекрасная комическая опера – это глубокая сатира на порядки того времени, когда она была создана и впервые с триумфом показана в Париже. Парижане смеялись, но как? Многие узнавали в героях себя. Это ведь не секрет, что искусство на самом деле никогда не было аполитичным. Актуальность подлинных шедевров не теряется с течением времени. Я хочу поставить спектакль так, чтобы современные зрители смеялись и… чтобы он понравился Оффенбаху!