Этим летом исполнится мечта нескольких поколений украинских художников и арт-критиков: в Киеве пройдет Первая международная биеннале современного искусства — Arsenale. Инициатива команды «Мистецького Арсеналу», а в первую очередь генерального директора Наталии Заболотной, позволит позиционировать Украину как мировой культурный центр (а не только как «футбольную» страну). А на фоне хоть и не беспроблемного, но безальтернативного возвращения Украины в Европу это, кажется, как минимум не второстепенно...
«День» является специальным медиапартнером Arsenale. И это — вполне органично. Уже потому, что и «Мистецький Арсенал», и «День» культивируют новую эстетику. Недаром, осматривая окружающие информационные и гуманитарные «ландшафты», среди всех возможных героев Человеком года-2011 по версии «Дня» мы назвали именно Наталию Заболотную.
В беседе с главным редактором «Дня» Ларисой ИВШИНОЙ генеральный директор самого масштабного украинского музейного проекта всех времен Наталия ЗАБОЛОТНАЯ и один из ведущих арт-критиков, куратор, заместитель генерального директора центра «Мистецький Арсенал» Александр СОЛОВЬЕВ рассказывают о предстоящей биеннале и рассуждают о генах украинской культуры.
Лариса ИВШИНА: — Я не устаю повторять, что страна нуждается в новой эстетике. Сейчас мы не можем быть успешными в экономике, политике, поэтому стоит попытаться «вытащить кирпич снизу». Мне кажется, что именно в этом контексте нужно говорить о культурном центре «Мистецький Арсенал». О том, как Украина со своей колоссальной историей должна позиционировать себя в мире. Хватит быть Золушкой — нужно собраться с силами и отправляться на бал. Наталья, расскажите нам об идее Arsenale.
Наталья ЗАБОЛОТНАЯ: — Мы живем в стране мечтателей, которые с завистью смотрят на мир и искренне удивляются, почему «у нас» не так, как «у них». Когда в 2003 году собственно биеннале основали в России (а этому предшествовала продолжительная дискуссия в художественных кругах), идею основания киевской биеннале начали всерьез обсуждать и в Украине. Конечно, биеннале — дело весьма непростое, речь идет об огромной инфраструктурной конструкции, которая, как правило, прежде всего, поддерживается государством. Поэтому, когда «Мистецький Арсенал» инициировал киевскую биеннале, сначала эта идея была воспринята весьма неоднозначно, но... Видимо, создание Arsenale стало возможным благодаря настойчивости и смелости, а также опыту всех тех проектов, которые мы реализовали в течение предыдущих семи лет.
Был период, когда в наших художественных кругах дискутировали о том, быть или не быть в Украине «Манифесте» (европейская биеннале современного искусства, которая каждый раз проводится в разных странах. — Ред.). В позапрошлом году к нам приезжала команда «Манифесты». Оказалось, для того, чтобы биеннале состоялась в Украине в 2014 году, уже на том этапе в фонд организаторов Украина должна была положить 3 млн евро... «Манифеста» — это, конечно, имя, подумала я, но, во-первых, эта биеннале специфическая, ведь традиционно проводится в депрессивных регионах той или иной страны (а, следовательно, претендентом на ее проведение был бы точно не Киев). А во-вторых, почему собственно «Манифеста», а не наша собственная киевская биеннале?..
Прежде чем заявить о подготовке Arsenale, мы посетили многие мировые арт-форумы и еще больше музеев (например, в течение последнего года я посетила около 100 музеев мира). К сожалению, надо признать, что об Украине в мире знают слишком мало. Обидно в музеях США под картинами Казимира Малевича видеть подпись: «Место рождения — Москва». Обидно, что некоторые наши художники называют себя «русскими художниками». Мир не знает, что в Украине родился Александр Архипенко, что здесь жила и делала свои первые шаги Александра Экстер... И это все непосредственно связано с теми задачами, которые мы для себя сформулировали. «Украина в мире, мир в Украине!» — главный девиз Arsenale. Летом этого года «Мистецький Арсенал» на два с половиной месяца превратится в музей современного искусства беспрецедентных масштабов. Здесь будет представлено творчество 100 мировых арт-звезд из 30 стран, среди которых — более 50 украинских художников. К тому же в каталоге проекта, который еще в течение двух-трех лет будет представляться в мировых художественных филиалах, их произведения будут представлены наряду с произведениями всемирно известных современных художников. Это очень важно, ведь в такое общество попасть непросто. Arsenale поможет вывести украинских художников на мировую арт-сцену.
Как могут заметить современного художника? Например, если галерея, которая продает его работы, выставляется на Art Basel. Но на этот художественный форум ни одна из украинских галерей до сих пор не попала, ведь для этого нужно, чтобы не менее восьми лет галерея специализировалась исключительно на современном актуальном искусстве и представляла произведения художников с мировыми именами. Другой путь к признанию (его, между прочим, избрали россияне) — продвигать свое искусство на уровне наивысших государственных деятелей. Несколько лет назад выставку российского искусства в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке представлял Владимир Путин.
К сожалению, в течение последних 20 лет украинская культура больше потеряла, нежели обрела. В том числе физически. Только подумать: уже сейчас уходят из жизни художники украинского контемпорари! Мы осознали это, когда работали над проектом «Независимые» к 20-летию восстановления украинской государственности. Оказалось, что собрать полноценную выставку украинских «независимых» художников очень сложно уже сегодня.
В настоящее время мы сотрудничаем со многими мировыми журналистами, пресс-релизы Arsenale расходятся по 4 тысячам средств массовой информации. А основные наши тезисы таковы: Не пропустите беспрецедентный проект! 100 звезд современного искусства! Новое культурное место на карте мира! Не упустите возможность посетить родину Казимира Малевича!
ОСНОВНАЯ МИССИЯ БИЕННАЛЕ — РАЗОРВАТЬ «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС»
Н.З.: — Так случилось, и мы уже говорили об этом на страницах вашей газеты, что страна, в которой мы живем, не имеет масштабного музейного проекта. Просто потому, что в этом не было необходимости, поскольку долгое время мы были провинцией. Именно поэтому, скажем, большинство работ, которые в свое время были выставлены на единственной выставке Казимира Малевича в Киеве, находятся в Третьяковской галерее. Недавно я беседовала с британским историком, экс-директором Британского совета в Украине, Терри Санделом, который давно изучает нашу страну, но до сих пор удивляется, как резко после революции 1917 года из страны, которая в ХVIII — конце XIX века была одной из самых аристократических, Украина превратилась в сплошное продуцирование «шаровар», примитивных признаков национальности, где в приоритете не изобразительное искусство, а только наив...
Александр СОЛОВЬЕВ: — Кстати, в соцреализме «впереди планеты всей» были именно украинские художники. Именно украинцев больше всего среди художников — лауреатов Сталинской премии.
Л.И.: — Теперь мы, конечно, понимаем, что это была сознательная политика, направленная на «растворение» украинской шляхты, аристократических семей, на, можно сказать, сознательное «срезание» высокой планки. Дошло даже до того, что Европа перестала нас идентифицировать как часть себя. Для того, чтобы вернуться к настоящему лицу, Украине нужны большие усилия. Тогда и Европа удивится, что не знает страну, которая дала миру стольких гениев.
Н.З: — Это и есть миссия нашего биеннале — благодаря современному искусству, которое являет собой, в сущности, трансконтинентальный диалог, привести в Украину людей, которые при других обстоятельствах, возможно, и не посетили бы нашу страну. Мы приложили максимальные усилия для того, чтобы Arsenale не превратилось в местечковое событие. Именно поэтому привлекли всемирно известного Девида Эллиотта, который является одним из самых мощных кураторов мира. Он возглавлял мировые музеи модерного современного искусства, создавал «с нуля» музеи в Японии, Китае, Швеции...
Кстати, особенностью Arsenale является то, что это биеннале, инициированная музеем, а из более чем 200 мировых биеннале таковыми являются всего три.
А.С.: — «Уитни» (Whitney Biennial) в Нью-Йорке, «Тейт» (Tate Biennial) в Лондоне, и — «Арсенале» в Киеве.
Нужно сказать, что мечта о собственном биеннале жила в украинском художественном содружестве довольно давно. В свое время вместе с художниками и чиновниками мы ездили на первую (после «советского перерыва») масштабную международную презентацию украинского искусства на Венецийскую биеннале в 2001 году. Тогда мы, увидев, как все это происходит, конечно, загорелись идеей киевской биеннале. Но никто не осмеливался взяться за это. И, признаться, когда эту идею мы с коллегами услышали от Натальи Заболотной, сначала сомневались в возможности ее реализации. Ведь даже куратор, настаивали мы, привык к «биенальному ритму», то есть к тому, что на подготовку события есть два года, а тут и года не было. Девид Эллиотт сначала сомневался, соглашаться ли на роль куратора Arsenale, но когда приехал и увидел пространство «Мистецького Арсеналу» своими глазами, сразу дал добро.
Н.З.: — Кстати, Девид Эллиотт признан лучшим куратором в минувшем году в США. Он давно знает и некоторых украинских художников. И когда мы спросили его, мол, почему никто из наших не был приглашен на Сиднейскую биеннале, которую он курировал, Девид ответил: «Они — невнятные»... Только сейчас, работая над Arsenale, он начинает понимать украинских художников, которых никто не артикулирует в мире, которые не знают, как достигать международного провенанса. И основная миссия биеннале — как раз в том, чтобы разорвать этот «железный занавес».
Л.И.: — Так что «синдром занавеса» до сих пор тяготеет над нами?
Н.З.: — Да. И тем более важно, что в Украину этим летом приедут сотни людей, которые реально влияют на мировые творческие процессы.
Кроме того, мы же можем быть нахальными... когда речь идет о благородном деле. Есть такой негласный закон всех биеннале: в проектах должно быть представлено не более 15% художников принимающей страны. У нас в основном проекте Девида Эллиотта эта квота уже превышена и достигает 20%. Более того, в 20 тыс. кв.м. (а это два этажа «Мистецького Арсеналу») мы филигранно вписали еще и специальный украинско-польский проект, куратором которого с нашей стороны выступает Александр Соловьев, а с польской — Фабио Кавалуччи, директор Центра современного искусства «Замок Уяздовский».
А.С.: — В специальном проекте мы представляем еще 25 украинских художников. А в параллельной программе, которую мы осуществляем, чтобы еще шире показать украинское искусство, в 40 локациях наши галереи и музеи представят творчество более сотни художников Украины.
Л.И.: — А как украинская власть? Насколько активно она включилась в процесс подготовки биеннале?
Н.З.: — Конечно, были и есть разные трудности, но главное, чего нам удалось достичь в течение последних двух лет работы «Мистецького Арсеналу» — мы создали музей в сознании людей. Не нужно доказывать, что «Мистецький Арсенал» должен быть. Он уже есть. Это как ребенок, который уже родился и теперь ему нужно дать толк. И это — безальтернативно.
Между прочим, я, как говорится, сама себя сглазила. Первый раз, когда попала в «Мистецький Арсенал», подумала: вот бы поработать в такой «галерейке»... Мечтать нужно осторожно!
Нам приятно, что и люди уже привыкли к тому, что «Мистецький Арсенал» есть и что он открыт. Когда после новогодних праздников мы закрылись для подготовки к биеннале, люди, как рассказывали мне администраторы, дверную ручку едва не оторвали...
Конечно, если бы не удалось заручиться поддержкой Министра культуры и Главы КГГА, мы бы не осмелились объявить о проведении биеннале. Наконец, выступать от имени государства, приглашать мировую прессу, не имея государственной «визы», было бы невозможно. Впоследствии появилось также поручение Президента Украины и соответствующие распоряжения правительства о поддержке проведения Arsenale, — и сразу стало легче.
Поскольку Arsenale — единственное масштабное культурное событие, которое будет проходить во время ЕВРО-2012, мы надеялись также на поддержку со стороны Комитета по подготовке и проведению ЕВРО, и, к сожалению, не сложилось.
ОТ СКИФСКИХ БАБ — ДО КОНТЕМПОРАРИ
А.С.: — Многие работы, и в этом особенность биеннале, будут создаваться «здесь и сейчас». Несколько недель назад к нам приехал известный греческий художник Стелиос Фаитакис со своей группой современных иконописцев — они создают росписи в стилистике византийской иконописи. И вдруг я вспомнил, что тысячу лет назад греки приезжали в Киев расписывать Софию и Михайловский Златоверхий ... Вот такая перекличка.
Л.И.: — Интересно... Между прочим, один крупный деятель не так давно сказал мне, мол, Евросоюз не бросит Грецию на произвол судьбы, потому что понимает, что Европа пуповиной связана с этой страной. Оказывается, в современном мире, где финансы — это все, есть еще место и таким подходам. Украина зато может сказать, что мы являемся Британией славянского мира. Почему бы и нет? И в этом контексте у меня к вам вопрос. Очень часто критикуя постмодернистов, или как говорит Лина Костенко, «Укрсучліт», говорят, что они были десакрализаторами. А какую философию вы предлагаете ныне, чтобы в ней было место высоким смыслам, которые присоединят нас к смыслоряду современного искусства, которое понятно всему миру? Какими фигурами, проектами мы можем показать не только вершинные сегодняшние явления, но и глубину матрицы, на которой стоит наша культура?
Н.З.: — Вы знаете мою любовь к «скифским бабам»... Во время Arsenale будет создана уникальная экспозиция древнейшей скульптуры. Для этого проекта мы создаем отдельный искусственный ландшафт и собираем нашу «армию» по 20-ти украинским музеям. Ранее бабы не считались произведениями искусства, пока Архипенко не выдвинул версию, что именно они были прообразом простого авангарда. Это — прекрасная легенда, которую мы должны популяризировать, а параллельно — продуцировать другие. Arsenale, в сущности, будет построено на некоем перекрестке вех и эпох: природные инсталляции в виде печерских холмов, древнейшее языческое искусство, православная Лавра и современное искусство.
Л.И.: — Сергей Крымский — великий философ, наш современник, который, к сожалению, уже не с нами, говорил о триаде, на которой держится украинский мир — Дом, Поле, Храм. Наша цивилизация создана на грани степи. Постоянным варварским нашествиям противостояла твердыня разума, «разумная ойкумена» — святая София. Кто знает о святой Софии в Константинополе, поймет, о чем идет речь. Именно эту нашу древнюю ветвь нужно всячески поддерживать и подчеркивать.
Н.З.: — Украинцам нужны знаковые явления, имена и места, которыми можно будет гордиться. И «Мистецький Арсенал» должен стать одним из таких мест. Между прочим, несколько лет назад меня спросили поляки: почему у украинцев так мало известных в современности людей, почему мы своих не продвигаем? Справедливый вопрос.
Л.И.: — Мы просто слишком богатые, у нас перепроизводство талантов и в то же время узкое «пропускное горло». Нам нужен большой Арсенал духовного оружия и тогда мы наконец развернемся... И «Мистецький Арсенал» уже показал себя именно с этой стороны. Вспомнить даже вечер Лины Костенко, который недавно состоялся у вас. В другом помещении он выглядел бы формально.
Н.З.: — Самое большое преимущество «Мистецького Арсеналу» — это сам «Мистецький Арсенал». Он моментально производит впечатление, увлекает. Особенно зарубежных гостей, которые, переступая порог «Мистецького Арсеналу», реагируют очень эмоционально: «Вау!». Поэтому 50% успеха биеннале — это «Мистецький Арсенал», поэтому мы и назвали биеннале его именем — Arsenale.
Убеждена, что «Мистецький Арсенал» даст импульс внимания украинцев к явлению музея. Люди поймут, что есть такая прекрасная составляющая жизни, как музей и что там очень многое можно искать и находить.
ХРАБРОСТЬ ХУДОЖНИКОВ
Л.И.: Наталья, лотос на Майдане...
Н.З.: — Это — первая провокация от Arsenale (речь идет о художественном объекте «Лотос» корейского художника Чей Джонг Хва, который был установлен в центре Киева и вызвал неоднозначные оценки. — Ред.). И мы очень рады, что «Лотос» вызвал такую бурную дискуссию. Современное искусство — это то, что задает вопросы, а не дает ответы.
Помимо прочего, «Лотос» — это тот арт-информационный повод, который обеспечил Киеву место в цепи европейских городов. Ведь подобные лотосы-гиганты были представлены и на Венецианской биеннале, и в Пекине во время олимпиады, и на центральной площади Парижа, в Токио, Сиднее, Лос-Анджелесе. Кроме того, благодаря этой акции определенный сегмент украинского общества заметил, что в Киеве состоится биеннале. Ведь сколько пресс-релизов не печатай... Между прочим, охрана, которая стояла на страже «Лотоса», рассказывала, как трудно им было отбивать ночные нашествия пьяных мажоров, предлагавших деньги за то, чтобы сфотографироваться внутри этого «Лотоса».
А.С.: — Побочные эффекты транспарентности...
Н.З.: — Сначала был замысел, чтобы художественных объектов было много, в разных концах города, но в силу определенных обстоятельств пришлось остановиться на одном...
А.С.: — Стоит добавить, что в нашей культуре сложилось специфическое отношение к «желтому дьяволу» — золоту. А корейского художника, как это ни банально звучит, вдохновили купола наших церквей. Это во-первых. А во-вторых, если обратиться к древней восточной культуре, то роль золота в ней особенна — оно является воплощением чего-то трансцендентного. Поэтому художник неслучайно выбрал этот цвет. А уже наш интерпретатор оценил это сквозь собственную призму...
Л.И.: — Золотой — это еще и цвет нашей ошеломляющей скифской пекторали, за которой, если бы мы научились хорошо ее показывать, очередь выстраивалась бы на четыре квартала...
Н.З.: — Но мы не умеем и не хотим себя рекламировать.
Л.И.: — ...Потому что это требует усилий, нужно уложиться — прежде всего, душевно. В свое время меня поразило то, как в музее Виктории и Альберта были выставлены ворота Покровского собора из коллекции Рокфеллера. К ним нужно было идти в темноте через три комнаты. В четвертой — только ворота и ничего больше... А зайдите в наши музеи. Там масса сокровищ, ценность которых не подчеркнута. И это не потому, что не хватает места, это просто такое представление о нашем арифметическом богатстве. Много ценностей и в то же время совершенно отсутствует их иерархия. Порой нужно все отметать и выставлять одну вещь и больше ничего. Например, Холмская икона — на целый «Мистецький Арсенал». Тогда ее тысячелетняя история имеет шанс быть услышанной и осознанной.
Н.З.: — Да, такая подача действительно поражает. А относительно тысячелетней истории — один из участников биеннале, китайский художник Шен Шаоминь, везет в Киев обломки ракеты... на которых на языке Брайля изложены отрывки из Святого Письма. Его экспозиция будет иметь название «Я видел Бога». Корабли с обломками ракеты уже отправились с берегов Японии и Китая.
Л.И.: — Современное искусство требует умения читать символы. Поэтому и мы должны говорить на том языке, который понимает мир. Украина опоздала на раздачу пирогов внимания. А Россия тем временем унаследовала все типы государственности: за ней, как многие считают, русьское наследие, потом — Российская империя, далее — хоть и плохой, но всем известный Советский Союз. И когда украинцы начинают что-то рассказывать о себе, то возникает вот то самое слово «невнятность»... Нам нужно точно сказать: кто мы и как это переводится на культурный и цивилизационный язык мира. Думаю, это посильная задача.
— Знаете, недавно к нам с лекциями приезжал известный социолог Зигмунд Бауман. Так вот когда у него спросили, что такое будущее, он ответил: «Будущего нет, будущее — это то, что мы с вами сделаем или не сделаем». Как по мне, один из самых больших грехов — это равнодушие. Хотя я уже сама физически страдаю от своего неравнодушия, от желания «объять необъятное». Зато в нашей стране на любую хорошую инициативу находится очень много аргументов против, почему этого делать нельзя, не вовремя или не стоит.
Но, так или иначе, 24 мая мы открываем Arsenale. И, знаете, все, что происходило и произойдет в связи с биеннале, — это почти ирреальная история.
Л.И.: — Мне нравятся ирреальные истории, они, как правило, имеют больше шансов на реализацию, нежели те, которые кажутся наиболее реальными.
Н.З.: — Согласна. Именно поэтому «Мистецькому Арсеналу» — быть!
ТОЛЬКО ФАКТЫ
♦ ARSENALE-2012 будет проходить с 24 мая по 31 июля 2012 года
♦ В главном проекте ARSENALE-2012 будет представлено 250 произведений искусства более чем 100 мировых и украинских художников, среди них — 40 новых, созданных специально для выставки произведений.
♦ Параллельная программа ARSENALE-2012 презентует наиболее значимых и активных фигурантов художественного процесса Украины из Киева, Харькова, Одессы, Херсона, Днепропетровска. В программу входит около 45 проектов, которые будут представлены более чем в 30 художественных локациях: галереях разного формата, арт-центрах, художественных лабораториях и резиденциях.
♦ Дискуссионная платформа ARSENALE-2012 происходит в формате серии дискуссий, лекций, семинаров и воркшопов. По итогам платформы, летом 2012 года будет создано специальное издание