Славный актер украинского театра и кино, режиссер, педагог Амвросий Максимилианович Бучма (1891—1957) при жизни был доброжелательным, внимательным к творчеству своих коллег. Он помогал молодым актерам работать над образом, сам создавал в режиме плодотворного партнерства ансамбль спектакля, искренне радовался творческим успехам товарищей и скромно, иногда с веселой шуткой, поощрял их то конфетой, положенной на гримерный столик, то приглашением на домашний обед, то просто теплым словом или рукой на плече.
Теперь потомки А.М. Бучмы — его любимая невестка Ирина Зубова (92 года), на руках у которой он и умер, а также внучка, т.е. я, Валентина Заболотная, театровед, театральный критик, семья правнука, моего сына Алексея Заболотного, преподавателя и переводчика английского языка (его жена Валентина, учитель, праправнуки Наталья, студентка Института иностранных языков и Антон, лицеист 10-го класса), продолжая это этическое завещание своего деда-прадеда, основали собственную семейную театральную премию «Бронек». Бронеком называли Амвросия Максимилиановича родные и друзья.
Премия не имеет номинаций и определенного количества награжденных. Ею отмечаются актерские, режиссерские успешные работы, созданные в прошлом году на основе глубинного психологизма, смелого творческого эксперимента, виртуозной актерской техники и позитивизма. Не имеет значения, на каком языке создана выдающаяся творческая работа, — А.Бучма был глубоким интернационалистом, а в нашем государстве яркие таланты разговаривают не только по-украински, но и по-татарски, по-русски, играют в еврейском, польском, венгерском театрах.
Сама премия состоит из памятной фотографии А.Бучмы с кошкой на руках, диплома, денежного вознаграждения в размере одной металлической гривни (это символ, потому что творческий труд не имеет цены) и домашнего обеда в кругу потомков актера (постный борщ с пампушками, жареные «галицкие» вареники с картофелем и сыром, водочка, огурцы, сало и что Бог пошлет в придачу).
В прошлом году премия «Бронек» по моей инициативе была вручена впервые — выдающейся актрисе Киевского театра на Подоле Тамаре Плашенко за роль Марии Каллас в спектакле «Мастер-класс Марии Каллас» (газета «День» писала об этом 6.04.08).
В этом году, во избежание единоличных решений, мы пригласили группу критиков-аналитиков, на чье мнение и художественный вкус наша семья полагается. Аналитики определили круг художников, чьи работы, по их мнению, заслуживают премии «Бронек». Посмотрим на них.
АКТЕРЫ
— Анна АЛЕКСАНДРОВИЧ в парадоксальном спектакле Центра им. Леся Курбаса «НочьЭлеонораДень» по пьесе Оксаны Танюк играет психологически сложную роль. Героиня переживает раздвоение личности и Александрович воплощает одну из половин души Элеоноры — капризную и добрую, жестокую и жертвенную.
— Ксения НИКОЛАЕВА, которую киевляне полюбили за многочисленные успешные роли в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра, продемонстрировала виртуозное актерское мастерство в роли Александры Борисовны в спектакле театра-салона «Сузір’я» по пьесе И. Афанасьева «Одинокая леди». Ее героиня — знаменитая актриса осеннего возраста, следовательно, мы наблюдаем Николаеву и в клоунаде, и в трагических чеховских монологах, и в искрометных опереттах, и в естественном общении с молодыми персонажами спектакля.
— Игорь РУБАШКИН и Екатерина КИСТЕНЬ поразили не только виртуозностью игры, находчивостью и уместной импровизацией в главных ролях спектакля Нового театра на Печерске «Распутник» Шмитта (Дени Дидро и госпожа Тербуш), но и выразительным партнерством. Они словно были связаны невидимой нитью, которую перетягивали и подавали друг другу. Возникали кружева психологического поединка в эксцентрической форме существования актеров в ролях.
— Так же в выразительном партнерстве работают актеры Ирина КАЛАШНИКОВА и Алексей ТРИТЕНКО в спектакле «Сволочь» по пьесе Вилквиста, которую играют в Театре Марионеток. Трагический дуэт душевнобольного сына и его мужественной матери раскрыл новые грани талантов этих актеров.
— Анатолий ЯЩЕНКО из Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра — актер чрезвычайно тонкий, лиричный и трогательный. Он умеет сыграть на сцене любовь без лишнего сентиментализма и надрыва, со сдержанным достоинством и внутренней мужской силой. Именно такой А. Ященко в спектакле «Дни пролетают со свистом» М. Коляды.
Но Амвросий Бучма не только выдающийся актер, он поставил немало спектаклей. Итак —
РЕЖИССЕРЫ
— Алексей ЛИСОВЕЦ имеет на своем творческом счету немало успешных спектаклей и телефильмов. Одна из последних его работ на сцене родного «левобережного» театра — «Не все коту масленица» А. Островского. Старая классическая пьеса в его видении оказалась чрезвычайно актуальной. Сила больших денег, которые дают богачам иллюзию вседозволенности и вседоступности, преодолевается человеческим достоинством. Хотя кое-кто из бедных и хороших людей капитулирует перед ними. Образное решение пространства спектакля, освобожденного от подробностей быта, актерский ансамбль и комичные детали концентрируют основную мысль, акцентируют внимание зрителей на существенных поворотах сюжета.
— Евгений КУРМАН ставит спектакли в различных театрах Украины. Недавно успешно создал «Сорочинский ярмарок» в Донецке. А в Киеве в театре «Вільна сцена» поставил абсурдистскую пьесу Ж. Кокто «Недоразумения». И вот критика — мысли аналитиков премии «Бронек» относительно этой постановки разошлись кардинально. Одни считали, что режиссер допустил ошибку, использовав в полностью условной ситуации пьесы абсолютно безусловные слезы героини и мелодраматические страдания. В стилевом противоречии текста Кокто и способа существования актеров в образах исчезают философские мотивы драматургической основы. Другие аналитики видят в этих противоречиях парадоксальный стилевой поиск режиссера. Разногласия во взглядах специалистов рассудит зритель — кому-то это будет интересно, кто-то будет разочарован, ведь мы все разные.
— Андрей БИЛОУС, известный уже многими режиссерскими работами, привлек внимание зрителей неожиданными трактовками современных и классических пьес. Теперь речь идет о вышеупомянутой «Сволочи», где режиссеру удался не только образный пласт спектакля, но и партнерский ансамбль таких разных по природе таланта актеров, как Ирина Калашникова и Алексей Тритенко.
Аналитическая группа премии «Бронек» отметила в киевском театральном процессе 2008 года два творческих события — драматургию Юрия РЫБЧИНСКОГО и музыку Валерии ВАСАЛАТИЙ «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит» в спектакле Национального театра им. И. Франко (газета «День» писала об этом 27.05.08) и спектакль КОМПАНИИ «БЕНЮК-ХОСТИКОЕВ» «Задунаец за порогом», несмотря на все противоречия последней и разногласие мыслей относительно нее среди аналитиков-критиков. Но мы еще не придумали, как скромной премией выделять театральные события. Разве что просто огласить собственное доброжелательное мнение. Что и делаем.
14 марта, в день рождения Амвросия Максимилиановича, в 14 часов в Доме актера на Ярославовом Валу состоится вручение премии «Бронек». В небольшом концерте-беседе примут участие лауреаты и их коллеги, отмеченные нашим вниманием, вокалисты и фокусники, члены аналитической группы. Вход свободный для родственников и друзей, для добрых людей, влюбленных в театр.
Теперь имеем честь сообщить, что лауреатами премии «Бронек-2008» стали Игорь РУБАШКИН и Екатерина КИСТЕНЬ за партнерство в спектакле «Распутник».
На эту встречу приглашены также все вышеназванные актеры и режиссеры, чтобы порадоваться успехам своим и своих товарищей, услышать о себе и о них теплое слово, получить памятку, образовать творческий круг «Бучменков» и почтить светлую память легенды украинского театра Амвросия Бучмы. А он улыбнется нам с небес.