Как карикатуристы видели большевистский переворот 1917 года и как эти события осмысливались сквозь десятилетия — можно сопоставить, увидев около 90 рисунков в Доме архитектора в Киеве. Важно, что в экспозиции есть работы автора «Дня» Анатолия Казанского, который погиб в 1998 году. То, что карикатуры художника до сих пор актуальны (собственно, читатели «Дня» регулярно видят их на страницах издания), свидетельствует о его таланте и даре предсказания. Выставку «1917 — 2017» организовал киевский клуб карикатуристов «Архигум», основанный в 1983 году.
«В этом году — столетие большевистского переворота. Не могли пройти мимо этой даты. Интересно посмотреть, что тогда рисовали художники, как они реагировали на этот переворот», — рассказывает Виктор КУДИН, руководитель клуба «Архигум». Кроме работ столетней давности, большая часть экспозиции — карикатуры участников «Архигума», в частности Юрия Кособукина, Игоря Лукьянченко, Владимира Казаневского, самого Виктора Кудина. Также есть рисунки почетного члена киевского клуба, известного российского карикатуриста Михаила Златковского.
РИСУНОК ВЛАДИМИРА КАЗАНЕВСКОГО
Самые старые работы в экспозиции создавались в октябре-декабре 1917 года. «Наиболее классная, объемная реакция на переворот была у журнала «Новый Сатирикон», — делится Виктор Кудин. — В №44 за декабрь 1917 года, который оказался предпоследним, на обложке было написано: «Сатирикон» благодарит большевиков за то, что...» — и на каждой следующей странице рассказывается, за что именно он благодарит. Например: «Большевики на корню пресекли спекуляции с бумагой, закрыв все газеты». Или благодарят за то, что большевики сделали искусство достоянием народа, и рядом нарисовано, как все продают на базаре награбленное: картины, скульптуры. А эта работа суперклассная: «Большевики сумели вывести добрый русский народ на широкую дорогу», — и нарисован бандюга, который идет на большую дорогу грабить. С января 1918 года уже никто себя не показывал, все было закрыто».
Работа российского карикатуриста Михаила Златковского со Сталиным в колпаке палача, сделанном из флага СССР, производит жуткое впечатление. «В 1917 году карикатуры делали из реальности, у них отображалось то, что происходило в то время. Художники еще не до конца понимали, что будут делать большевики, и конкретно реагировали на события. А если говорить о Михаиле — это уже философские работы. Сталин в колпаке — это бомба, суть Советского Союза. И так каждая его работа. Поражает рисунок Анатолия Казанского с рыбаками, которые наталкиваются на серп и молот», — замечает Виктор Кудин.
РИСУНОК ВИКТОРА КУДИНА
Толчком к созданию выставки стало письмо Виктору Кудину от художника из Португалии. Тот написал, что хочет делать выставку карикатуры 1917 года и после того. «Цель была показать, что не сбылась мечта народа о прекрасной жизни. Я ответил, что это совершенно другое, — продолжает руководитель клуба «Архигум». — Они думают, что это какая-то романтика. Что вот романтики собрались в Советском Союзе и строили прекрасное будущее, но у них не получалось: то десять миллионов зарезали, то еще что-то такое. У некоторых это до сих пор в голове. Поэтому захотелось показать немного жесткую выставку о том, что представляют собой большевики. В Советском Союзе не строили никакого счастливого будущего. Просто была жесткая диктатура партии, которая называла себя коммунистической, социалистической, но ничего общего с этим не имела. Большевистский переворот — это контрреволюция, антиреволюция. Революция была в феврале 1917 года, когда сбросили самодержавие и дали всем равные избирательные права».
РИСУНОК МИХАИЛА ЗЛАТКОВСКОГО
Осмыслить советские времена важно и для самих художников. «Когда человек живет в определенной среде, он не видит ситуацию со стороны. И мы, которые родились в Советском Союзе, прожили в нем большую часть жизни, возможно, не до конца понимали и понимаем, где жили, — рассуждает Виктор Кудин. — Хотелось сделать эту выставку, чтобы люди осознали, где они жили».
Выставка карикатур «1917 — 2017» проходит в Доме архитектора до 23 апреля.