Отзвучал последний аккорд заключительного концерта конкурса, который проходил в Национальной филармонии Украины. Определены лауреаты и дипломанты, розданы призы. Победители поедут стажироваться у Владимира Спивакова — в Молодежном симфоническом оркестре Содружества Независимых Государств или учиться в магистратурах российских консерваторий.
Это первый конкурс, поэтому в его условиях пока не было предусмотрено обязательного исполнения произведений композитора. Но для создания атмосферы в зале своеобразной увертюрой к концерту стало исполнение Камерным хором имени Бортнянского Черниговской областной филармонии под руководством Ивана Богданова Хорового концерта № 34 «Да воскреснет Бог» Бортнянского, а финалом — квинтет Бортнянского для скрипки, альта, виолончели, арфы и фортепиано в исполнении киевского Квинтета, который тоже носит имя композитора.
Организовали конкурс Министерство культуры Украины, Национальный комитет Украины Международного музыкального совета ЮНЕСКО, представительство Россотрудничества в Украине, Киевская городская госадминистрация и благотворительный фонд «Виват Арт».
Конкурс проходил при поддержке Посольства России. Советник-посланник посольства Российской Федерации в Украине Всеволод Лоскутов, кстати, пообещавший отправить на гастроли в Россию Черниговский хор, убежден, что имя Бортнянского, его музыка и конкурс его имени поможет объединить наши народы. Ведь композитор не только связал своим творчеством Украину и Россию, но и покорил Европу. Дмитрия Бортнянского называли «Орфеем из берегов Невы», а Санкт-Петербургскую капеллу, для которой он создавал свои произведения, сравнивали с Ватиканской.
— Духовная православная музыка композитора способна объединить разные народы, — считает музыковед Леся ОЛЕЙНИК — Бортнянского в Киеве всегда считали национальным композитором, который вывел нашу культуру в Европу из провинциального Глухова, его родного города. Композитор одним из первых начал писать музыку для камерных ансамблей, и вскоре она зазвучала в аристократических салонах Санкт-Петербурга, а затем и всей Европы.
Конкурс им. Бортнянского призван возродить традиции домашнего музицирования, которые были так популярны в XIX веке. Россия дала возможность композитору учиться. Поэтому организаторы решили, что лучшей наградой для победителей конкурса будет возможность обучения в магистратурах Москвы и Санкт-Петербурга — на бюджетной основе. Об этом свидетельствуют сертификаты, полученные лауреатами.
Два ансамбля — лауреаты первой премии в номинации «В-1. Камерные ансамбли» дуэт «Dimensions» из Минска (кларнетист Евгений Шиманович и пианистка Юлия Переу), а также лауреаты первой премии в категории «В-2. Струнные ансамбли» киевский квартет «New Kiev Quartet» (скрипачки Алиса Рубанова и Ирина Цуканова, альтистка Марта Дейчакивская и виолончелист Артем Полуденный) будут стажироваться в Молодежном симфоническом оркестре Содружества Независимых Государств у Владимира Спивакова.
Сертификаты на обучение в магистратуре получил киевский дуэт «Б.М.» (скрипач Игорь Завгородний и пианистка Татьяна Павличук), занявший первое место в номинации «А-1 (до 21 года). Камерные ансамбли». Кроме того, будут направлены на учебу также лауреаты вторых премий, а в номинации «Народные инструменты» даже те музыканты, которые получили третьи премии.
Победителей определяло международное жюри во главе с известным композитором, председателем Национального союза композиторов Украины Евгением Станковичем.
Для Евгения Шимановича и Юлии Переу — дуэт «Dimensions» из Минска (Беларусь) награда на конкурсе стала неожиданной. А вот к победе они шли довольно уверенно и уже успели обкатать свою программу в Лодзе (Польша) на фестивале камерной музыки.
— Мы познакомились, когда я сдавал госэкзамен по дирижированию, а Юля мне ассистировала как пианистка, — рассказал «Дню» Евгений ШИМАНОВИЧ. — С этого началось наше сотрудничество. Потом наши пути разошлись, но при подготовке к конкурсу в Польше я предложил Юле выступать вместе, и она согласилась. Для выступления в Киеве нам оставалось только несколько усилить уже готовую программу.
— Любые конкурсы очень полезны для молодежи, ведь они дают возможность проверить себя на мастерство и профессионализм, а также обкатать свои программы, получить оценку своего исполнительского уровня, увидеть мастерство других участников, — считает Евгения БАСАЛАЕВА, член жюри конкурса, завкафедрой камерного ансамбля Национальной музыкальной академии Украины. — Данный конкурс объявил разноплановые номинации — ансамбли струнных инструментов, духовых, народных. Такая палитра, безусловно, — очень интересное направление конкурса, она дает возможность выступить широкому представительству камерных ансамблей разных исполнительских жанров.
Ярким был уровень струнных и камерных ансамблей. В номинации «Камерные ансамбли» отличились киевляне. Это дуэты Игорь Завгородний (скрипка) и Татьяны Павличук (фортепиано), которые стали лауреатами первой премии, а также Арсений Полтавец (скрипка) и Мария Вихляева (фортепиано) — лауреаты второй премии. Показали высокий уровень участники в номинации «Камерный ансамбль. В-1», где выступали очень хорошие кларнетисты. Ярчайшим был дуэт из Минска — Евгений Шиманович (кларнет) и Юлия Переу (фортепиано), а на втором месте — дуэт из Харькова — Леонид Попов (кларнет) и Олеся Пупина (фортепиано).
Струнный квартет был единственным в номинации, но очень достойно сражался, в результате чего получил первую премию. К сожалению, этого нельзя сказать о духовых ансамблях, которые не поднялись выше дипломов в своих номинациях. Номинация народных инструментов была представлена, в основном, Донецком. Первой премии, к сожалению, не удостоили никого. Единогласным было жюри в голосовании за вторую премию и две третьи. Очень жаль, что «народники» не смогли показать самый оптимальный результат.
Обидно, что конкурс проходил без финансирования. Хотя присутствие представительского жюри говорит о том, что музыканты хотели поддержать высокую идею проведения Конкурса им. Бортнянского и оценивали его по высокому разряду. Все работали бесплатно. Участники-лауреаты также не получили никаких денежных призов, только возможность стажироваться в Москве и Санкт-Петербурге. Стажировка в России — это, безусловно, хорошо. Но почему только в России? Я считаю, что можно было бы организовать и стажировку в Европе — в Германии, Австрии... Наверное, в будущем нужно подключать спонсоров. Например, было бы интересно организовать гастроли лауреатов в Европе. Я придерживаюсь мнения, что стажировка в оркестрах, даже самых лучших — не панацея в повышении уровня квалификации для солиста камерного ансамбля, поскольку, к сожалению, работа в оркестрах способствует потере исполнительской индивидуальности.
В целом, к конкурсам нужно относиться как к школе повышения мастерства. Даже если ты не получаешь призового места, ты многое приобретаешь от участия в них. Ведь исполнителям всегда интересно посоревноваться между собой, пройти эту непростую школу выдержки. Поэтому любые конкурсы позитивны. Идея проведения Конкурса им. Бортнянского очень интересна.
— Конкурс Бортнянского показал высокий уровень профессиональной подготовки учащихся и хороший уровень педагогической работы их преподавателей, — сказала «Дню» Галина НЕКРАСОВА, член жюри конкурса, завкафедрой камерного ансамбля Белорусской государственной академии музыки. — Были очень интересные выступления. Подкупает заинтересованность участников конкурсом, видно, что они любят камерную музыку, играют ее с душой, имеют к ней свое собственное отношение. Считаю, что конкурс — большой стимул для дальнейшего прогресса и для популяризации камерной музыки.