Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Проблема становления Украинской православной церкви касается всех верующих людей. Иначе нам — грузинам — будет стыдно»

Диалоги с отцом Николаем Инасаридзе
10 августа, 2006 - 18:13

Ниже подаем интервью с грузинским священником отцом Николаем Инасаридзе, который является сегодня настоятелем грузинского прихода в составе Украинской православной церкви Киевского патриархата. О. Николай — активная, интеллигентная, очень современная и толерантная к вере других людей личность. В частности, он убежден, что Украина имеет полное право на независимую Поместную церковь. Источником таких убеждений является, среди прочего, история Грузинской православной церкви (ГПЦ) — одной из самых древних церквей Вселенского православия (вера в Иисуса Христа распространилась на территории этой страны еще в IV в.). Ведь судьба ГПЦ несколько напоминает судьбу УПЦ. Так в самом начале ХIХ ст. Россия, сразу после «присоединения» Грузии, ликвидировала также автокефалию Грузинской церкви. Эта отмена автокефалии ГПЦ была делом не церкви, а Российского правительства (Священного Синода) и противоречила всем возможным церковным канонам. Российская же церковь, вместо того, чтоб по- христиански протестовать против таких злоупотреблений, немедленно приняла антиканонически переданное ей царской властью руководство старинной Грузинской церковью. А многочисленные протесты иерархов и мирян Грузии жестоко подавлялись Российской властью.

— Уважаемый Отче, вы — грузин, человек иберийско-кавказского этноса, никак не родственного славянам (в древности восточная Грузия называлась «Иберией»; а первые упоминания о ней в произведениях античных писателей достигают IV ст. до н.э.). Как вам живется в Украине? Намного ли отличается современное украинское общество от грузинского?

— Очень хорошо живется, без каких-либо особых проблем. Никакого ощущения, что живу на чужбине. Мне даже кажется, что по менталитету украинцы мало отличаются от грузин — это теплые, мирные люди. Приятной неожиданностью для меня стало и то, что разговорный украинский язык стал понимать почти сразу. Более того — с первых дней я служу в церкви на украинском. Может, благодаря тому, что книга поэзий Леси Украинки, переведенная на грузинский, была знакома мне с детства. Было много возможностей удостовериться в том, что заметной разницы в стиле человеческих отношений почти нет. Мы, грузины, очень ценим такую черту, как благодарность, великодушие, гостеприимство. Так же и в Украине. В общем, очень много идентичного.

— Где-то в середине 1990-х годов на одной из международных конференций я познакомилась с молодой интеллигентной грузинкой. Спросила у нее, как живут грузины в независимой Грузии. Помню, как драматически она описывала беды и проблемы страны, нищенскую жизнь простого народа. Она даже не смогла сдержать слезы и сказала: «Это стыдно, это безбожно!». Как живут грузины сегодня?

— Нельзя отрицать — в 1990 ые годы в Грузии был настоящий ад. Но мы не только прошли этот тяжелый путь, но и утвердили свою идентичность. Сейчас грузин объединяет стремление сделать Грузию действительно независимой и процветающей страной. В общем, можно без преувеличения утверждать, что мы выжили, несмотря на грубые притеснения, фантастическую коррупцию, несмотря на безразличие к тому, как живет народ Грузии. Одним словом — пережили господство Шеварднадзе. Сейчас политика стала значительно более рациональной и человечной; Грузию начали замечать и знать во всем мире. Нужно принимать во внимание и тот факт, что хотя теперешний президент, правительство находятся при власти всего два года, изменений к лучшему сделано очень много. Так и должно быть — ведь сейчас при власти в основном молодые люди, новое поколение; за малым исключением, все «большевики» устранены от управления. Везде правят люди с совсем другим менталитетом, и большинство народа им верит. А те, кто не верит, создали оппозицию — также очень необходимую для любого здорового государства.

— Известно, что недавно, во время выборов в Беларуси, там побывало немало грузин, которые поехали для поддержки демократических беларусских сил. Вы не ездили?

— Действительно, тогда в Беларуси побывали не только грузинские журналисты, но и представители нескольких различных конфессии Грузии. Их держали там под арестом, а потом депортировали в Украину (что очень симптоматически!). Я, к сожалению, поехать не смог, но обратился к своим прихожанам, и мы вместе провели гражданскую акцию возле Беларусского посольства в Киеве — протестовали против недемократических действий правительства Беларуси, против сфальсифицированных выборов. А в общем, я глубоко уверен, что каждый христианин, каждое духовное лицо должны — в меру своих сил и возможностей — не только молиться, но и противостоять любой несправедливости.

— Вы имеете приход, в котором большинство верующих — грузины, проживающие в Украине. Как много грузин в нашей стране и как они здесь оказались?

— По данным Посольства Грузии, в Украине сегодня живет более 50 тысяч православных грузин. Что это за люди? В первую очередь — беженцы из Абхазии и Северной Осетии; много также так называемых заробитчан, приехавших ради денег, а потом осевших здесь на долгое время — может, и навсегда. Так или иначе, все они работают, среди них сегодня есть известные в Украине люди, например, бизнесмены Лев Парцхаладзе и Тариел Васадзе, депутат ВР Давид Жвания.

— В церковь Рождества Христова во время ваших богослужений приходят только киевские грузины или и украинцы тоже?

— Среди моей паствы есть и украинцы; это люди, которые — по их словам — доверяют мне как пароху. Надеемся, что в ближайшем будущем в Киеве будет основан Грузинское подворье (духовный центр, представительство) Грузинской православной церкви в Украине. Но это станет возможным только после признания Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), которое, как мы все надеемся, не за горами. Тогда Грузинская церковь сможет благословить основание Подворья в Украине. Потому что УПЦ КП является действительной Поместной церковью украинского православия — наибольшей в стране по численности верующих.

— Грузия — очень живописная страна во всех отношениях: там красивые люди (независимо от возраста), фантастическая природа, незабываемые старинные храмы и монастыри, в которых можно услышать необычное для нас, но удивительно-прекрасное мелодичное пение, которому более тысячи лет. Но недавно стало известно, что прославленный монастырь Джвари в древней столице Грузии Мцхети, построенный еще в VI веке, находится в аварийном состоянии и может быть потерян навсегда. Что делается для его сохранения? Ведь, как свидетельствует древние легенды, этот храм был построен на том месте, где когда-то под кедром молилась просветительница Грузии св. Нина.

— Это правда, но правительство принимает все меры для сохранения монастыря Джвари. Хотя ситуация серьезная — там ученые обнаружили очень опасный грибок, разрушающий камень. В Грузию уже приезжали известные итальянские эксперты, которые разработали план спасения монастыря. Есть надежда.

— Как вам хорошо известно, духовные гости Украины, которые недавно приезжали поздравить митрополита Владимира — предстоятеля УПЦ Московского патриархата — с юбилеем, подписали «Обращение», в котором фактически настаивают на том, чтоб украинская власть запретила УПЦ Киевского патриархата как «безблагодатную» и светскую организацию. Наших гостейсовсем не волновало то, что к Киевскому патриархату принадлежат миллионы украинцев, православных, которые хотят иметь своего — украинского патриарха, слышать церковную службу и проповеди на украинском языке. Скажу откровенно — нам очень грустно было видеть под этим «Обращением» подписи также двух епископов Грузинской православной церкви.

— Всем известно, что главная причина непризнания Киевского патриархата — Русская православная церковь. Та самая церковь, кстати, которая на протяжении почти 150 лет (вплоть до признания, не очень достойным способом, статуса патриархата в 1589 году) не признавалась Вселенской Полнотой. Какая короткая и выборочная память бывает даже у духовных людей!

— Можете ли вы, уважаемый Отче, прокомментировать этот досадный факт — подписание представителями нескольких Вселенских церквей «Обращения»? И это происходит на украинской земле!

— Считаю этот акт недопустимым — так не могут вести себя ученики Христа. Возникает даже вопрос — имеют ли право подписавшиеся люди после этого говорить о любви к ближнему, о христианских заповедях? Хочу добавить несколько подробностей, связанных с этим «Обращением». Как выяснилось позже, иностранным владыкам-гостям предложили подписать русскоязычное «Обращение»! Хотя было известно, что немало гостей русским не владеют. А к тому еще объяснили, что это лишь текст поздравления митрополита Владимира. Поэтому вышло так, что после подписания один из гостей, а именно предстоятель Православной церкви на Чешских землях и Словакии Христофор, высказал свое удивление такой непрозрачной, мягко говоря, процедурой. А владыки, знающие русский и все-таки подписавшие «Обращение», безусловно, находятся под постоянным влиянием Москвы, в частности активно сотрудничают с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом Гундяевым — главой Отдела внешних церковных отношений Московской патриархии. И делают все то, что им приказывают (по-русски это называется «чего изволите»). Тем более, что их объединяет с Московской патриархией не только церковная политика, но и бизнес, которым неутомимо занимается митрополит Кирилл. Здесь речь идет также о епископах Грузинской православной церкви — митрополите Сергее (Чекуришвили), который учился в Загорске, и архиепископе Григории (Бербичашвили).

(На таких же основаниях украинские епископы Московского патриархата несколько лет назад проголосовали за анафему Киевского патриарха и объявили его изменником. Тогда как настоящими изменниками своей собственной Украинской церкви и украинского народа были, конечно же, участники печально известного Харьковского собора — те владыки, которые перед этим подписали документ об образовании Киевского патриархата).

Убежден, что подписанное ими «Обращение» не является каноническим — ведь там нарушаются священные каноны Вселенского православия, а к тому же — оно очевидно составлено безбожниками. После подписания такого документа, епископы не имеют права проповедовать Слово Божье. Что они должны сделать, так это просить у народа Украины прощения. И помнить, что Русская православная церковь уже давно превратила веру в политическую идеологию. Я искренне считаю, что те два грузинских епископа подписали текст, направленный не только против Церкви и Государства Украины, но также против независимости Государства и Церкви Грузии.

— Это тем более странно, что Грузинская церковь не так давно находилась в такой же ситуации, в которой сегодня находится УПЦ КП, то есть была непризнанной Вселенским православием по одной причине — этого не хотела Московская церковь.

— Хотел бы еще добавить, что включение Грузинской церкви в состав Русской церкви (1811 год) официально предусматривалось на основах церковной автономии. Однако очень быстро даже от тех автономных прав ничего не осталось, или осталась одна форма: автокефалия и патриаршество отменили, католикоса- патриарха Антония II отправили в ссылку в Россию.

Действительно, закономерно сравнивать историческую ситуацию двух церквей — Грузинской и Украинской. Как известно, в 1917 году, чуть ли не на второй день после Февральской революции, грузинские епископы, духовенство и миряне, собравшись на всенародный Собор в Мцхети, провозгласили автокефалию Грузинской православной церкви. Но грузины были более единодушны, чем православные украинцы — на все протесты Московского архиепископа Платона, который в то время был экзархом Грузии, и на его угрозы обратиться к московскому Священному Синоду, католикос-патриарх Грузинской церкви Леонид и грузинские епископы заявляли: «Какой бы ответ Священного Синода на ваш рапорт вы ни получили, это грузин совсем не касается!».

Московский патриарх Тихон не признал акт, единодушно провозглашенный всем народом Грузии. Более того — он анафематствовал Грузинскую церковь и наложил проклятие на весь грузинский народ. До 1943 года, то есть в течение 26 лет, Грузинская церковь была оторвана от Вселенского православия — считалась «неканонической» и «неблагодатной». Но особенно хочу акцентировать внимание на том, что в течение этих 26 лет «безблагодатности» Грузинской церковью руководили последовательно четыре католикоса-патриарха. Двое из этих так называемых «лжепатриархов» — католикос-патриарх Кирион (Садзаглишвили) и католикос-патриарх Амвросий Исповедник (Хелая) были позже причислены к лику святых Грузинской церкви! Есть ли логика в действиях Московской патриархии? Но эта логика все-таки есть. Ведь те анафемы, которые она произносит (в том числе и анафема патриарха Филарета), в действительности всегда является актами чисто политическими, а не церковными. Между прочим, еще Иван Златоуст делал предостережения таким действиям православных церквей!

Как в Грузии, так и в Украине, есть богатый опыт отношений с Российской властью и ее церковью, а также негативных последствий этих отношений для наших стран и наших церквей. Сегодня мы также являемся свидетелями негативной политики России относительно наших государств, усиленной соответствующими мерами Московской патриархии в Украине. Но еще раз повторю — единственной Поместной православной церковью в Украине является именно Украинская православная церковь Киевского патриархата, тогда как так называемая УПЦ Московского патриархата является ничем другим, как только Экзархатом Русской православной церкви на территории Украины. И призываю всех грузин Украины помочь утверждению Киевского патриархата Вселенским православием. Это не будет вмешательством — ведь проблема становления Украинской православной церкви касается всех верующих людей. Иначе нам — грузинам — будет стыдно.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ