Позавчера наша редакция получила по электронной почте «Открытое заявление» Евгения КАРАСЯ (директора галереи «Ателье Карась») об отказе от участия в работе жюри 51-й Венецианской биеннале.
ПО ПОВОДУ ПОДГОТОВКИ УКРАИНЫ К 51-й ВЕНЕЦИАНСКОЙ БИЕННАЛЕ ЗАЯВЛЯЮ СЛЕДУЮЩЕЕ.
Благодарен Министерству культуры за публичное распространение традиционно подковерной информации.
Отказываюсь от какого-либо участия в работе над ТАКОЙ подготовкой к самому престижному международному событию в современном визуальном искусстве в следующих обстоятельствах.
1. Выставка «Нові спрямування» по своему уровню и составу участников не может считаться базой для отбора проектов, поскольку участники не были проинформированы о такой функции этой выставки. Хотя в ней участвуют НЕКОТОРЫЕ авторитетные художники, но случайными произведениями, учитывая биеннале. Важная относительно этого вопроса часть художников на этой выставке не присутствует.
2. Организаторы конкурса публично распространяют сегодня информацию 2.03, а предложения будут рассматриваться с завтрашнего дня 3.03 до 9.03. Всего на подготовку проектов семь дней!!! И это на самый престижный международный творческий форум!
3. Из всего состава уважаемого жюри больше половины не имеют никакого отношения к современному искусству в международном понимании contemporary art.
4. Предложенным членам жюри не был представлен пакет документов, которые очерчивают принципы назначения комиссара, куратора, формирования состава жюри, их функции. Также формат объявления конкурса и отбора проектов.
Считаю недопустимыми такие принципы организации в СОВРЕМЕННОЙ НОВОЙ УКРАИНЕ.
Надеюсь на новую власть, общественность и СМИ, которые своим вниманием и позицией остановят непрофессионализм и подковерность в решении важных вопросов.
За комментарием мы обратились непосредственно к самому автору обращения. И вот что он сказал:
— Нынешнюю подготовку Украины к биеннале я воспринимаю как возню в обычном режиме, традиционную для стиля принятия решений. Мне это надоело. Директор Центра современного искусства Ежи Онух, кстати, насколько мне известно, тоже отказался во всем этом участвовать. Поймите, речь идет не о конкретных персоналиях, а о том, как дальше жить. Можно долго говорить о том, как организовывалась выставка «Новые направления», какое отношение она имеет к тому, что принято показывать на биеннале... Я даже не могу сказать, что меня наиболее возмущает. Вот Чебыкина назначили комиссаром — но он не имеет ровно никакого отношения к современному искусству. Ведь биеннале — серьезное мероприятия, здесь нужен человек с менеджерскими способностями, а Чебыкин — ректор Художественной академии, государственной организации, то есть чиновник. Но если его взяли как чиновника, который должен вовремя выбивать деньги, то зачем тогда нужен комиссар? А если собираются проводить конкурс и оценку проектов, проводить все необходимые действия — то насколько он способен это все организовать? Пока что видно только то, что Академия пытается забрать сам процесс подготовки к биеннале под себя. Но, еще раз повторю, меня смущают не кандидатуры, а принципы. На самой экспозиции «Новые направления», по моему убеждению, собраны случайные проекты. Она: а) абсолютно не отражает художественных процессов, которые происходят сейчас; б) сделана на коленке. Выставляют огромный, на ползала, проект Николая Бабака и вдруг объявляют его базовым для будущей украинской экспозиции на биеннале. Как, почему? Когда меня приглашали в отборочное жюри, то на все мои вопросы — как мы будем работать, каков круг претендентов, по каким критериям будем отбирать — вразумительных ответов получено не было. Да и кто формировал список самого жюри? Ведь там есть люди, предельно далекие от актуального искусства как такового! И, что интересно, информация о назначении комиссара, о базовом проекте пришла из Министерства культуры, а не от профессионалов искусства. Парадокс, но надо отдать должное министерству — оно оказалось намного более прозрачным и демократичным, чем сами организаторы. И, наконец, — непонятно, на что они рассчитывали. Да, еще полгода назад такую кулуарность народ, что называется, схавал бы. Но сейчас это и выглядит, и считается неприличным. Я не понимаю, почему они до сих пор действуют именно таким образом...
От себя лишь добавим, что Венецианская биеннале с самого начала участия Украины в ней превратилась для наших художественных кругов в некий вид проклятия. Уже подготовка к первому, историческому участию нашей страны в этой самой престижной ярмарке современного искусства породила затяжной ожесточенный конфликт. Сначала за подписание антикучмистского воззвания от кураторства был отстранен Ежи Онух. Проект нового куратора, Валентина Раевского, вызвал шквал критики, что привело к ожесточенной газетной войне и нескольким судебным процессам между разными группами художников и журналистов. Биеннале-2003 прошла более-менее нормально. Неприятности начались уже на новом цикле — по словам министра культуры Оксаны Билозир, экс-вице-премьер Дмитрий Табачник своим распоряжением участие страны в Венецианском форуме просто... отменил. Очевидно, ради экономии средств. Как видим, смена власти компетентности и прозрачности в подготовке к этому важному событию пока не добавила. Или спишем все на рецидивы кучмизма?