Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Просто актриса

6 ноября, 2007 - 18:44
АННА НИКОЛЕНКО. 50-е годы / ФОТО ИЗ АРХИВА

7 ноября, в день рождения Анны Николенко, на телеканале «Культура» покажут передачу «Сердце матери», которую подготовил сын Анны Ильиничны, известный актер Театра русской драмы им. Леси Украинки Олег Комаров. Это не просто воспоминания о близком человеке, а размышления о судьбе творческой личности, бурном времени, на которое пришелся расцвет таланта актрисы. Это попытка найти ответы на вопросы: почему судьба сначала улыбалась, а потом почти отвернулась от актрисы, где черпала силы эта женщина, чтобы не только выстоять, но и радовать зрителей своим талантом?

НАЧАЛО

Анна Николенко родилась в 1906 г. в г. Прилуки. Рано осталась сиротой, но, к счастью, второй семьей будущей актрисы стала семья тети Вассы Гришко, у которой было своих пятеро детей, но к Анне она относилась, как к родной. Жили непросто, в 16 лет Аннушка, чтобы помочь семье, устроилась работать медицинской сестрой в больницу. Именно в это время для нее открылся удивительный мир театра. Ее соседка работала на контроле в городском театре, и девушка каждый свободный вечер бегала смотреть спектакли. Увлечение театром подтолкнуло ее к чтению книг, которые пробуждали фантазию и мечты. Одной из самых тайных и самых желанных была — соединить свою судьбу с театром. Как- то она решилась прийти на пробы. Перед режиссером стояла стройная девушка, с рельефными чертами красивого лица. На просьбу что нибудь почитать, онаисполнила монолог из пьесы текущего репертуара. Режиссеру Завине бросились в глаза темперамент девушки, сильный, красивый голос, поразили глаза. Они излучали такую жажду работы, что режиссер решил дать девушке небольшую эпизодическую роль. А когда впоследствии увидел, что у нее получается, то предложил большую (уже через год Анна играла значительные роли). Поэтому когда режиссера пригласили в Запорожский театр, он с несколькими одаренными актерами взял и Николенко, а в 1930 году Завине предложили работу в Киевском колхозном театре. И опять он приехал со своей актерской командой, в которой была и Анна. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем Василием Комаровым. А в 1935 году рискнула пойти на прослушивание в Театре им. И. Франко к самому Игнатию Петровичу Юре (тогдашний художественный руководитель коллектива, слава о котором гремела по всей Украине). Николенко исполнила монолог Маруси Богуславки, из одноименной пьесы М. Старицкого, продемонстрировав возможности глубокой драматической, даже трагедийной актрисы (кстати, позже именно эта роль станет знаковой в ее творческой судьбе); а при исполнении юморески «Дунька-свинопаска» еще незаурядные возможности в комедийном жанре. На Игнатия Петровича новая актриса произвела сильное впечатление. Он назначал ее почти в каждый свой спектакль на главные роли. Анна Ильинична Николенко на франковской сцене сыграла немало ролей, в частности, королевы Елизаветы Валуа в спектакле «Дон Карлос» по пьесе Ф. Шиллера, Варки в «Безталаннiй» по М. Старицкому, Марины Мнишек в драме А. Пушкина «Борис Годунов».

Разбирая архив матери, ее сын, который продолжил творческую династию, а ныне работает в Театре им. Леси Украинки, Олег Комаров нашел список распределения ролей в спектакле «Богдан Хмельницький» по пьесе А. Корнейчука, которую поставил Игнатий Юра. Фамилия Николенко стояла напротив роли Саломии (любимой Богуна) и актриса эту роль не сыграла. Почему? Но когда Олег Васильевич увидел, что премьера состоялась в 1939 г., тогда он понял: «Это я помешал матери сыграть эту роль, потому что она носила меня под сердцем и родила именно в этот год»... Но уже в 1940 г. актриса активно работает. Она сыграла Анну в «Украденому щастi» И. Франко, а в начале 1941 г. — Марусю Богуславку по одноименной пьесе М. Старицкого.

Сыграть такие прекрасные роли, но еще и на главной сцене Украины — такому мог позавидовать любой. Казалось, что новые роли будут все время, но в Театр им. И. Франко пригласили из Харькова ведущую актрису театра «Березіль», которая семь лет работала с Лесем Курбасом — Наталью Ужвий. Именно с ней Анна Николенко играла по очереди перечисленные выше роли. Понятно, Ужвий, как более опытная и известная артистка, имела преимущество. Она и репетировала в первую очередь.

— Мама рассказывала, что часто проходила сцены самостоятельно, чтобы быть готовой на тот случай, если ей дадут возможность выйти на сцену, — говорит О. Комаров. — Она каждый день была готова к работе. Играла неплохо, потому что ей предлагали новые роли текущего репертуара.

Те, кто видел Анну Ильиничну на сцене Театра им. И. Франко, отмечают, что это было незабываемое впечатление. Владимир Порфирьевич Коршун, заслуженный артист Украины, рассказывал: «Перед началом спектакля «Маруся Богуславка» я стоял у окошка администратора. Какой-то господин говорил зрителям, которые колебались: «Пойдите посмотрите, будете в восторге, Марусю играет прекрасная актриса Николенко». Действительно она была очень убедительна в этой роли. Высокая ростом, красивая, трудно было отвести от нее взгляд. А голос, а темперамент, а какая игра»!

Валентин Самойлович Дуклер, заслуженный артист Украины, был партнером актрисы в спектакле «Маруся Богуславка».

— Он играл Гирея, всегда передавал маме привет, когда мы расходились после записи передачи «От субботы до субботы», — продолжает О. Комаров. — И также говорил: «Какой прекрасной была Николенко в роли Маруси! Мама как-то рассказывала мне, что, когда она играла на сцене Театра им. И. Франко после войны (тогда в массовых сценах был занят студент Киевского театрального института, который позже сделал блестящую карьеру в Театре им. Леси Украинки, Анатолий Решетников), она замечала, идя со сцены, как внимательно наблюдал молодой актер за ней, как уважительно здоровался. Когда я обратился к Анатолию Георгиевичу с вопросом, помнит ли он актрису Анну Николенко, он ответил: «Когда увидел ее впервые в роли Маруси Богуславки, я был поражен — как много природа подарила этой актрисе. Была она красивой, а особенно на сцене. В повседневной жизни покоряла всех ее улыбка, сердечность, с которой она общалась с людьми. У Анны Ильиничны был сильный, красивый голос, а главное — темперамент. Ее игра проникала в самое сердце, волновала, вызывала сочувствие, восторг. В последнем акте, когда Софрон, которого играл Добровольский, спасая двух детей Маруси, выносит из пылающего дворца Гирея; в то же время слуга (я играл эту небольшую роль) выносит на руках потерявшую сознание Марусю. Вспоминаю свое ощущение — делал это с большим удовольствием. Часто смотря из-за кулис, я пытался не пропускать сцену, где играла Анна Ильинична: наблюдал за нею с восторгом и пользой, обогащая свой тогда еще небольшой актерский опыт. Хотя у меня создалось впечатление, что эту прекрасную актрису ущемляют в театре. Она должна была играть больше и занимать в труппе более заметное место...»

ВОЙНА

В 1941 году театр был на гастролях в Москве, а Анна Николенко осталась в Киеве, потому что на гастроли брали один состав, чтобы сэкономить средства. Когда началась Вторая мировая война, большую часть коллектива франковцев эвакуировали: сначала в Тамбов, а потом в Ташкент и Семипалатинск. Комаров говорит, что не знает, почему одна из ведущих актрис театра не была с коллективом во время эвакуации в Среднюю Азию и привел запись из трудовой книжки артистки: «Освобождена от работы в связи с консервацией театра»...

Материнское сердце! Что ощущало оно, когда молодая женщина с двухлетним малышом на руках (муж ушел добровольцем на фронт), без родственников, друзей осталась в Киеве? Каким-то образом Анне Ильиничне удалось устроится во фронтовую концертную бригаду. Но советская армия отступала и немало украинцев остались на оккупированной территории. Нужно было как-то жить. Несмотря на трудности, Николенко пригрела такую же, как когда-то сама была, сиротку — 16-летнюю девочку Надю. Родители которой погибли, и так втроем они встретили лихолетье войны... Начались трудные времена, когда фашисты оккупировали Киев. Часть украинцев, которые надеялись, что они освободят народ от большевизма, помогут установить государственную независимость, встречала их с хлебом-солью. Но эти иллюзии быстро развеялись.... Находясь в плену надежд, группа украинских актеров, которые остались в оккупированном Киеве, начала работать над пьесой Людмилы Старицкой- Черняховской «Гетман Дорошенко». Постановку осуществлял режиссер Тинский. Этот спектакль создавался для открытия нового Театра им. Садовского. На генеральную репетицию пришли представители немецкой гражданской власти и военного командования.

«Символическую роль женской фигуры, олицетворяя образ матери Украины исполняла яркая драматическая актриса Театра им. И. Франко Анна Николенко. Она начинала спектакль монологом, который звучал жутко и современно. Текст в исполнении А. Николенко воспринимался зрителем присягой актеров на верность Украине и своему патриотическому художественному призванию», — пишет Валерий Гайдабура в книге «Театр, схований в архівах».

На просмотре, который проходил в помещении нынешнего Театра им. Леси Украинки, было много зрителей, а спектакль создал в зале атмосферу патриотического подъема, и фашисты демонстративно вышли из зала, а на создании Театра им. Садовского был поставлен крест...

Как жить дальше? Анна Николенко взяла сына в охапку и вместе с Надей переехала в Белую Церковь, где режиссер и директор будущего театра по фамилии Козырь собирал труппу актеров. Этот коллектив впоследствии приехал в Гайсин Винницкой области.

Кстати, во время оккупации (в 1941—1943 годах) у этого театра был большой репертуар: «Безталанна» и «Наймичка» И. Карпенко-Карого, «Ой не ходи Грицю та й на вечорниці», «Сорочинский ярмарок» и «Циганка Аза» М. Старицкого, «Вiй» инсценировка по произведению Гоголя. Это из украинской классики. А из европейской — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и «Мораль пани Дульской» Габриэль Запольской. В афише были также музыкальные спектакли — «Запорожец за Дунаем» С. Гулака- Артемовского, «Наталка Полтавка» Н. Лысенко и оперетта Легара «Веселая вдова».

Неплохой был и актерский состав. Николенко играла героинь в классическом украинском и западноевропейском репертуаре — Варка из «Безталанної», Христя из «Наймички», Маруся из «Ой не ходи Грицю та й на вечорниці», леди Милфорд из «Коварство и любовь». Тогда в гайсинском театре работала будущая «звезда» франковской сцены, молодая Нонна Копержинская. Исполнителями героических ролей были франковец Палладий Билокинь и актер из киевского ТЮЗа Николай Пишванов (именно он играл гетмана Дорошенко в киевском спектакле, который запретили фашисты). Впоследствии к труппе присоединились талантливые супруги из филиала Киевского театра Красной армии — Евгения и Николай Кочкины (после войны он работал в Одесской оперетте). А также супруги Пьясецких — оба характерные актеры. Был в коллективе и молодой профессиональный певец с прекрасным голосом — Андреев, который закончил Ленинградскую консерваторию. Он исполнял в музыкальных спектаклях все теноровые партии. Работая в театре, Андреев был связным партизанского отряда, передавая информацию о дислокации фашистских отрядов. Однажды, при попытке добраться до леса, на его след напали полицаи, которые застрелили молодого актера-партизана, который убегая, переплывал реку...

— Сначала пребывание нашей небольшой семьи в Гайсине было очень тяжелым, — продолжает О. Комаров. — От голода трудно было заснуть. Но когда зрители начали понемногу посещать театр, у актеров появились деньги и мы смогли пережить зиму. Летом за городом, под лесом, посадили огород. Я помню жару, и как мать дает мне воды из капустного листка, которую набрала из колодца. Знаете, более вкусной воды, чем тогда я никогда в жизни не пил... А зимой опять стало трудно. Я заболел воспалением легких (крупозная форма). Лекарств не было. Мама не верила, что меня потеряет. Бросилась искать врача. Он посоветовал разогреть несколько кирпичей, облить их водой и дать подышать паром. Слава Богу, это допотопное средство помогло...

Когда Анна Ильинична шла на репетиции за Олегом ухаживала Наденька. Однажды она призналась, что не может быть в стороне, когда идет война и пошла в партизанский отряд. Там девушка простудилась, тяжело заболела. Через год вернулась уже безнадежно больной чахоткой (она умерла в 18 лет)...

Актриса закрывала сына на замок и шла на репетицию, а возвращаясь домой, наматывала на ноги ребенка онучи, обувала в свои сапоги, чтобы он мог погулять во дворе.

— Помню, как в спектакле «Сорочинський ярмарок» мама держит меня, четырехлетнего мальчика за руку. Мы стоим за кулисами, потом присоединяясь к торгующим на базаре, мама больно щипает меня за руку, потому что по роли женщина, которую она играет, должна ругать своего ребенка: «Вот, опять расплакался». Я начинаю плакать, но не из-за боли, а из-за неожиданной обиды, что ласковая мама причиняет мне боль, — продолжает рассказ Олег Комаров. — А однажды после окончания спектакля «Коварство и любовь», когда зрители аплодисментами вызывали актеров на сцену, я едва дождался, когда упал занавес и широко раскрыв руки, побежал к маме, обнимаю ее, прижимаюсь к ней. Но занавес снова открывается и мама быстро прячет меня за свой широкий бархатный кринолин леди Милфорд...

... Слышны взрывы. Фронт приближается. Актеров, которые работали в гайсинском театре, волновало как отнесется к ним советская власть. Помню, что маму куда-то вызвали. Она была молчалива, сосредоточена. Накормила меня, пошла к хозяевам дома, где мы жили, и о чем-то с ними договорилась. Потом вернулась ко мне, прижала к себе, поцеловала и ушла. Я очень долго ее ждал... а когда мама вернулась, то подхватила меня на руки, подбрасывала меня кверху, обнимала...

Потом почти еще целый год она работала в гайсинском театре, а весной 1945 года получила телеграмму: «Выезжайте Театр Франко. Место вашей предыдущей работы тчк вопрос перевода Управления искусств согласован тчк директор театра Юра».

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В день нашего приезда в Киев, мы ночевали у маминой приятельницы, артистки хора Ольги Решеник. А на следующую ночь нас пригласила к себе Тося Дрынивна, жена заведующего труппой Александра Пономаренко... Спустя некоторое время, мы получили на ул. Ольгинской, 2, где жили франковцы, большую комнату. Благодаря личной заботе Игнатия Петровича Юры нам завезли металлическую кровать, диван и шкаф...

Как и до войны, Анна Ильинична продолжала играть Марусю в «Марусi Богуславцi», Анну в «Украденому щастi». Начались репетиции новых спектаклей. В пьесе А. Корнейчука «Приїздіть у Дзвонкове» Николенко репетировала главную роль Анны Груши. Впрочем, пьеса была откровенно слабой и ее быстро сняли с репертуара. В спектакле «Сто тысяч» актриса получила небольшую, но интересную роль Мотри. Хотя в этой работе она не могла развернутся, чтобы показать свое большое дарование...

Но вот наступил 1948 год. Страна разорена. Не хватает мужских рук. И именно в это время Комитет по делам искусств УССР принимает решение, чтобы целый курс актерского факультета, обучение которого во время войны проходило в Москве, зачислить в штат Театра им. И. Франко. Это было ошибочным решением (только Аркадий Гашинский и Борис Лукьянов остались работать у франковцев), но нужно было его выполнять и уволить 20 штатных единиц. В этот «черный» список попала Анна Николенко...

Без близких (муж актрисы погиб на фронте), с ребенком- школьником на руках она все же не растерялась. Работала надомницей в артели басонного цеха.

— Мама брала домой белые «рушники» и через трафареты расписывала их орнаментами, — вспоминает Олег Комаров. — Именно в это тяжелое время она забрала к себе жить 22-летнюю Галочку Войтюк, которая навсегда осталась для нас близким человеком... Только в 1949 году мама возвращается к актерской профессии. Ее пригласили в Киевский областной театр. В августе 1951 года, когда я отдыхал в пионерском лагере «РАБИС» в Буче под Киевом, приехала мама. Она расстелила на опушке скатерть, положила разные сласти, и пока я ел, с юмором рассказывала какой стала знаменитостью (она получила звание заслуженной артистки Украины)...

После 1955 г., когда Киевский областной театр был переведен в Крым, Анна Ильинична работала в филармонии вместе со своим постоянным партнером Андреем Виленским. Они играли сцены из спектаклей классического репертуара, а также жанровые сцены. В 1962 году Николенко ушла на пенсию. Она жила заботой о судьбе сына, а потом внучек. Перед тем, как уйти в вечность, Анна Ильинична тяжело болела. Ее не стало в 79 лет... Творческую династию продолжает ее сын и ныне как педагог Олег Васильевич передает актерское мастерство молодежи.

Валентина ТРОФИМЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ