Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Простых рецептов не бывает

27 января в Доме кино состоялась встреча с главой Центра исследования политических ценностей Олесем Донием
28 января, 2016 - 13:45
ОЛЕСЬ ДОНИЙ
ОЛЕСЬ ДОНИЙ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Это акция Национального союза кинематографистов Украины — в рамках заседания клуба «Стратеги и стратегии». На встрече искали ответ на вопрос «Почему проигрывает Майдан?».

Пренебрежение со стороны власти важнейшими персоналиями украинской культуры и истории — одно из свидетельств отсутствия культурной политики, а с ней — и системной государственной деятельности, отметил Олесь Доний. Сейчас нередко об украинских людях искусства и национальной истории распространяют информацию простые энтузиасты, которые тем самым, фактически, выполняют за государство его работу.

По его мнению, формальные критерии «партийной принадлежности», которые может использовать власть для определения качеств тех или иных персон, — только во вред. На украинскую сторону «баррикады» следует брать всех, кого можно забрать от России. В частности, такими соображениями Олесь Доний пользовался, когда проводил фестиваль «День Независимости с Махно» в Гуляйполе.

При этом действующие проявления индивидуальной активности — в сфере культуры, волонтерской деятельности, даже дипломатии, свидетелями которых мы стали за последние два года, — еще не являются проявлением силы украинского гражданского общества как такового, считает он. Ведь они не согласованы между собой, и они не способны навязать власти собственную программу действий.

Для того чтобы голос гражданского общества был услышан, индивидуальные инициативы следует объединить в прочную организационную структуру. По мнению Олеся Дония, она должна состоять из нескольких уровней: иметь мощную группу интеллектуалов, которые определят базовые — этические — правила взаимодействия, широкую массовую поддержку, например, в польской «Солидарности» в 1980-е, а также — специальные ответвления для воплощения планов в жизнь, в частности партийных.

Но именно формирование этической программы в этой конструкции является важнейшей задачей, движущей силой перемен. В качестве идеала здесь — влияние протестантской этики, из которой, по Максу Веберу, вырос «дух капитализма». Только благодаря изменениям в общественном сознании можно достичь необратимого. Необходимо бороться с завистью, агрессивностью, ленью и жадностью, учиться помогать друг другу — и благодаря таким мировоззренческим трансформациям отойти от репродуцирования схемы, когда каждая новая украинская власть повторяет и воспроизводит старую.

Культура нужна и для противостояния российской пропаганде, ведь агрессор не жалеет денег, чтобы готовить идеологический плацдарм для собственных атак. И в этом контексте красноречивым примером тех проблем, с которыми столкнулась Украина — и внешних, и внутренних, — является ситуация в национальном кинематографе.

Государство дает на производства кино около 10 млн долларов в год, отметил Сергей Трымбач. Это половина бюджета только одного фильма Никиты Михалкова. При этом в самой Украине звучат голоса, что на кино дали «много», мол, стоит дать из этих денег другим культурным инициативам. Так же депутаты не осознают роли отечественного кино: только 28 января они наконец-то запланировали рассмотреть проект закона «О государственной поддержке кинематографии в Украине», который уже давно является  актуальным.

Сергей Трымбач призвал кинематографистов прийти в Верховную Раду, чтобы напомнить депутатам о значимости законопроекта. «Я верю в эффективность работы», — отметил он, добавив: «Ветра не будет, надо грести руками».

И тогда, есть уверенность, что Майдан — не проиграет.

Сергей ВАСИЛЬЕВ
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ