Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Проводник эпохи барокко

Национальный дом органной и камерной музыки начал сезон. В то время как физическое состояние уникального здания вызывает беспокойство — на крыше зеленеют деревца...
25 сентября, 2012 - 11:46
ВИРТУОЗНЫЙ, ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛИ АРТИСТЫ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «КИЕВ-БРАСС» / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Блестящим каскадом столичных музыкальных импрез стартовал ХХII сезон Национального дома органной и камерной музыки Украины. По динамике звучания, эффектности концертных выступлений, изобретательному комбинированию разнообразных составов артистов уже первый вечер вышел на уровень гала-концерта. Переполненный зал поддался магии праздничной атмосферы, настроению общего подъема, ощущению особого торжества момента, что мгновенно охватило собравшихся с первых могучих аккордов замечательного камерного ансамбля духовых инструментов «Киев-брасс». Помпезные фанфары антифонов медных — серебристое звучание труб с перекликанием бархатных фраз валторн, которые соперничали с монументальными эпизодами органа (солистка Валерия Балаховская), властно овладели вниманием собравшихся в зале, окунув их в атмосферу барочного великолепия королевского приема, когда звучала «Музыка королевского фейерверка» Генделя.

На волне всеобщего праздничного подъема следующие выступления музыкантов словно красочным веером раскрыли богатейший спектр эмоций и настроений. Утонченно и элегантно, с тонким ощущением изысканной барочной стилистики, прозвучали вокальные шедевры Ф. Дуранте и Б. Марчелло в исполнении Сергея Котко (бас) и Валерии Балаховской (орган), выступление которых вызывало просто шквал аплодисментов. Сольный номер В. Балаховской — исполнение ею знаменитой токкаты и фуги ре-минор Баха — раскрыл всю глубину искусной интерпретации и продемонстрировал техническое совершенство игры артистки. Просто на глазах публики она смогла своей по-мужски атлетической игрой выстроить в воображении собравшихся величественный и монументальный готический храм из звуков, аккордов и полифонического сплетения контрапунктов, покорить слушателей красотой и стройностью музыкальной формы баховского шедевра.

Кстати, почти каждый концерт в органном зале не обходится без исполнения «Аve, Maria» разных композиторов, которая стала своеобразным брендом этого учреждения и звучание которой всегда находит искренний отзыв у благодарной аудитории. И в этот раз «Ave, Maria!» Дж. Каччини, которую представил несколько необычный состав — сопрано (Мирослава Соловьяненко), труба (Андрей Илькив) и орган (Валерия Балаховская), — словно заиграла новыми, свежими красками. Яркое исполнение новой версии католической молитвы «Аve, Maria!» Астора Пьяцоллы — для трубы (А. Илькив) и органа (В. Балаховская) — как будто заново открыло для собравшихся родство тембра трубы и человеческого голоса — настолько проницательно и в то же время сочно и страстно прозвучал инструмент у Андрея Илькива. А вот арсенал своей феноменальной техники музыкант блестяще продемонстрировал в исполнении Концерта ми-бемоль мажор В. Беллини. Тонкое распределение звукового баланса между звучанием органа и соло трубы засвидетельствовало совершенную ансамбльную сыгранность двух исполнителей, хотя каждый из них по отдельности в первую очередь является ярким, самодостаточным солистом.

Такое же безукоризненное ансамбльное единение очаровало публику в нежном, небесном звучании трио М. Соловьяненко — С. Котко — В. Балаховская, в проникновенной интерпретации которых прозвучал «Ангел покоя» В. Беллини.

Несколько неожиданной «модуляцией» в сторону популярной музыки стало исполнение М. Соловьяненко песни И. Дунаевского из киноленты «Моя любовь» в сопровождении фортепиано и трубы. И хотя певица вдохновенно и с эффектной пластикой тела пропела знакомый советский шлягер, чем вызвала неоспоримую симпатию слушателей, все же этот номер в какой-то мере выпал из общего классического «профиля» концертной программы. Впрочем, и следующие произведения Дж. Гершвина и Д. Шостаковича были по стилистике ближе к эстрадному «легкому» жанру, и здесь действительно в полную силу раскрылся виртуозный, просто фантастический исполнительский потенциал артистов ансамбля «Киев-брасс»: энтузиазму публики просто не было предела. Исполнение музыкантами популярного вальса на «бис» внесло своеобразный ностальгический привкус в настроение зала, и в конце выступление Валерии Балаховской направило слушателей в академическое русло — в Концертных вариациях Ж. Боне артистка еще раз убедила собравшихся: Его величество орган — король инструментов, и именно ему в этом зале принадлежит неопровержимый приоритет. Чрезвычайно радует, что орган — этот символ и в то же время проводник высокой музыкальной культуры эпохи барокко — благодаря таким прекрасным музыкантам, как Валерия Балаховская, и сегодня находится в центре внимания слушателей многих поколений наших современников. Желательно, чтобы внимание к этому Храму высокого искусства не ослабевало со стороны руководящих структур, ведь, к сожалению, техническое состояние этого уникального архитектурного шедевра сегодня вызывает обеспокоенность как снаружи (на его крыше уже зеленеют непрошенные «гости» — деревца, которые понемногу разрушают его), так и внутри. И вот первый острый сигнал-предупреждение: на днях обломок бетонной лепки упал просто к ногам прохожего перед входом в костел.

Хочется пожелать всему коллективу Национального дома органной и камерной музыки в новом концертном сезоне держать высокий эмоциональный градус, заявленный на торжественном концерте-открытии.

Анжела ЮСУПОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ