Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Провокационная простота»

Произведения художников семьи Звир представили в Национальном музее украинского народного декоративного искусства
25 марта, 2020 - 10:01

Этот выставочный проект под названием «ZVIR4», убедительно свидетельствует, как  изобилует талантами современное искусство.

СТЕКЛО КАК ЖИЗНЬ

Глава семьи Александр Звир — яркий представитель экспериментальной течения львовской школы стекла. Сорок лет он ворожит у гутной печи, даря миру новые, загадочные стеклянные объекты, которые порой напоминают внеземных фантастических существ с большими глазами и менее всего похожи на прикладные вещи. Даже названия работ сразу «цепляют» и заставляют разгадывать присутствующий в каждом произведения «ребус». На выставке можно увидеть работы с такими названиями: «Ходячие головы», «Полянские химеры», «Чаша Ирода», «Будто птицы» и многие другие.

«В его композициях, выполненных исключительно в гутной технике, так сказать, «на одном дыхании», применено минимум холодной обработки и склеивания», — объясняет Михаил Бокотей, директор Музея стекла во Львове, в котором, в частности, хранятся работы мастера стеклоделия.

«Настоящее лицо украинского художественного стекла формируется несколькими узнаваемыми личностями, к которым относится и Александр Звир. Свойственную традиционным способам художественного формирования пластичность форм художник интерпретирует по-своему: его изделиям присуща своеобразная поэтичность уподобления», — считает он.

«Мое стекло немного языческое, немного грубое, некрасивое и неправильное, — так характеризует сам автор свои работы. — Мы работаем у стекловаренной печи. Сделать стекломассу идеальной очень трудно, поэтому иногда в ней остаются пузырьки воздуха. Ведь стекло такое, как жизнь...», — отмечает художник.

ДЛЯ СТУДЕНТОВ — ОТЕЦ

Александр Звир родился 31 октября 1953 года в с. Новая Скварява Жовкивского района Львовской области. Как вспоминает художник, его семья была репрессирована, поэтому дома часто разговаривали шепотом и его путь в «мир широкий» не был устлан цветами.

В 1973 году он окончил Львовское училище прикладного искусства им. И. Труша, а после службы в армии, которую считал потерянным временем, выбрал отделение Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства.

Однажды, увидев на выставке стеклянный шар Андрея Бокотея, в середине которого была белая птичка, парень был очарован. Этот эпизод и решил его дальнейшую судьбу, которая направила будущего мастера в отделение художественного стекла.

Сразу после окончания вуза Александр Звир уже сам начал преподавать на единственной в Украине кафедре художественного стекла Львовской национальной академии искусств. В течение четырех десятилетий он подготовил целую плеяду художников украинского стеклоделия, среди которых уже хорошо известные в Украине и за ее пределами Андрей Петровский, Остап Иванишин, Ольга Турецкая, Эвелина Тринцолин, Элина Белоус, Стас Кадочников и многие другие. Педагогический талант у Александра Михайловича, которого студенты называют своим «отцом», от матери — известной учительницы.

«Я говорю своим ученикам, что мне не нужны вещи, которые имеют немецкое влияние или французское. Иностранные школы стеклоделия надо знать, но в своих работах вы должны быть только «вы». Я прошу: сделайте мне кривенький стаканчик, но свой, индивидуальный, который не будет похож ни на кого другого и который не нужно даже подписывать», — объясняет преподаватель «авторского стекла».

К слову, к рождению именно «авторского стекла» художник имеет непосредственное отношение. Ведь он один из активных участников Международных симпозиумов художественного стекла во Львове, начиная с 1992 года.

БИОДИЗАЙН

Один из талантливых учеников Александра Михайловича — сын Назарий, произведения которого, сделанные вместе с женой Натальей, также представлены на выставке. С украинской гутой он познакомился еще в детстве. А свою первую вещь выполнил еще в первом классе, когда для ее изготовления нужно было стульчик подставлять, — вспоминает отец.

 

Наталья и Назарий Звир — семья художников, которые вместе работают в технике художественного стекла, продолжая отцовское дело. В 2017 году Наталья получила степень магистра с отличием кафедры художественного стекла Львовской национальной академии искусств, на которой в то время работал и Назарий.

Сейчас чета художников успешно работает вместе и живет в Киеве. Они создали свой авторский почерк в работе со стеклом, достаточно узнаваемый и оригинальный. Каждый из них награжден почетным знаком АПСП «Стекло Украины» как «лучший стеклопроизводитель отрасли».

На выставке представлены такие их работы, как: «Dablegloss», «Bluming», «Dream», «Freedom». Это лишь небольшая часть вещей, созданных за последние два года,  отмечают авторы.

Назарий Звир рассказал, что каждое из этих произведений — экспериментальное. Например, работа «Провокационная простота» выполнена в технике, которую раньше никто не использовал: она нарисована горячим стеклом по горячему стеклу. Авторство идеи такого исполнения принадлежит жене Наталье.

«Эта работа выглядит на первый взгляд очень просто, Но на самом деле это сложная вещь. Она выглядит так, будто сверху налеплена глина, но это не так, это стекло, — комментирует Назарий. — В общем, многие наши работы посвящены теме биодизайна, в частности «Медуза», «Космос». Это наши самые свежие произведения».

ТВОРЧЕСТВО, КАК ДЫХАНИЕ

Произведения из художественного стекла выглядят еще более привлекательными в гармоничном сочетании с изящными живописью, батиком и росписью по ткани Елены Звир, матери Назария.

«В технике горячего батика, в которой я работаю, есть свои преимущества. Если живопись масляными красками можно повторить, то в этой технике каждая вещь — уникальна, и даже автор не может сделать еще одну такую ??же копию. У вас есть общая идея, но вы никогда не можете знать конечного результата», — объясняет художница.

«Я не делаю коммерческих вещей и никогда не повторяю работ. Для меня творчество, как дыхание. Мои работы не несут разрушительной силы, и это для меня главное. В какой-то период своей жизни я поняла, что я — номер два. Если ты не ставишь себя на пьедестал номером первым, отпадает очень много проблем: с конкуренцией, сравнением, Я просто наслаждаюсь тем, что делаю», — делится своими мыслями художница.

Елена признается, что любит путешествовать, «моржует», ходит в горы, обожает море и изучает иностранные языки. То, что поражает и захватывает ее воображение, находит отражение в произведениях. Среди них — «Пульсирующий водоем», «Косяк», «Тростник», «Мороз», «Перцы», «Харизма», которые можно увидеть на выставке «ZVIR4», впервые объединившей произведения талантливых художников одной семьи.

Фото предоставлено организаторами выставки

Марина МАРЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ