Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Пряный аромат» и модернистская изломанность Шенберга

Проект композитора Александра Щетинского, осуществленный камерным ансамблем «Киев Симфоньетта», уникален
7 ноября, 2012 - 11:36
МУЗЫКУ ШЕНБЕРГА, ПРЕДЕЛЬНО ТРУДНУЮ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ, АНСАМБЛЬ «КИЕВ СИМФОНЬЕТТА» ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ВИТАЛИЯ ПРОТАСОВА ИСПОЛНИЛ ВДОХНОВЕННО И ВЫРАЗИТЕЛЬНО / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ВИТАЛИЯ ПРОТАСОВА

В Национальной филармонии прозвучала музыка Арнольда Шенберга (1874—1951 гг.) — одного из крупнейших композиторов-новаторов ХХ века. Игорь Стравинский сравнивал Арнольда Шенберга с титанами Возрождения, настолько всесторонней личностью был великий композитор, творивший во всех классических жанрах: сочинял оперы, оратории, симфонии, концерты, вокальные и хоровые циклы, симфонические поэмы. Мировую известность Шенбергу принесло создание двух ведущих новаторских направлений в композиторской технике ХХ века: атонального стиля и додекафонии — «метода композиции двенадцатью тонами, которые соотносятся только друг с другом». А еще маэстро был профессиональным живописцем, дирижером, выдающимся педагогом, воспитавшим более 1000 учеников, среди которых — Альбан Берг, Антон Веберн, Эрнст Кшенек, Джон Кейдж.

Следует отметить, что творческий проект известного украинского композитора Александра Щетинского, осуществленный камерным ансамблем «Киев Симфоньетта» при поддержке Австрийского культурного форума в Киеве, уникален! Ныне из наследия Шенберга мы изредка слышим лишь два-три самых известных его опуса, а на вечере в филармонии прозвучал концерт, дающий целостное представление о творчестве этого самобытного композитора. Его музыку, предельно трудную для исполнения, «Киев Симфоньетта» под управлением Виталия Протасова сыграно вдохновенно и выразительно, передав ее «пряный аромат» и модернистскую изломанность. А помощником для слушателей стал небольшой буклет с содержательными текстами о композиторе и исполненных произведениях (издательство «Акта»). В программе прозвучали: пять пьес для оркестра — одно из первых сочинений Шенберга, обозначивших его переход к экспрессионистскому стилю свободной атональности, и еще один шедевр атональной музыки — Шесть маленьких фортепианных пьес (транскрипция для 11 инструментов Александра Щетинского). Четыре немецкие народные песни, также в транскрипции Щетинского, отличаются неожиданной для Шенберга мелодичностью и просветленностью музыкального языка, а солистке Ольге Табулиной (меццо-сопрано) в союзе с музыкантами удалось окрасить исполнение стилистикой Ренессанса. В 12-тоновой Сюите для семи инструментов, прозвучавшей в Киеве впервые, знаток услышал композиторские «переклички» с Бахом, Шуманом, Брамсом, Малером, а слушатель-неофит с удивлением обнаружил, что сложная, для восприятия музыка на самом деле — хрупкая, невесомая и прозрачная, сообщает Ольга САВИЦКАЯ.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ