Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«P.S.» в Харькове

Как выжить негосударственным профессиональным театрам?
20 января, 2021 - 11:04
НЫНЕ ТЕАТР «P.S.» ВСТУПИЛ В ПОРУ ЗРЕЛОСТИ, О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ И ТЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ, РАССМАТРИВАЕМАЯ В ЕГО ПОСЛЕДНИХ ПРЕМЬЕРАХ. СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «СТАРШИЙ СЫН» А. ВАМПИЛОВА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

Харьковский театр «Post Scriptum» был зарегистрирован в 1999 году супругами выпускников Харьковского национального университета искусств им. И. Котляревского, режиссерами Степаном и Светланой Пасечник.  Степан в то время был уже известным актером Харьковского академического театра им. Т. Шевченко, а первую режиссерскую награду получил за «Адвоката Мартиана» Л. Украинки (творческая премия им. М. Крушельницкого, 2002).

«Театр Пасичников» является репертуарным и несколько сезонов подряд соединяет эту форму деятельности с актерской студией, проведением интенсивов, функционированием платформы сценических инициатив (спектакли выпускных курсов ХНУИ им. И. Котляревского) и театральной школы прикладной психологии.  Итак, Театр «P.S.»  де-факто работает в формате театрального центра.

Два года назад коллектив скромно отпраздновал двадцатилетие, сыграв один из любимых спектаклей зрителей — трагикомедию «Муж моей жены» М. Гаврана и получив от Министерства культуры Украины грамоту... Поэтому, очевидно, заслуженного изменения статуса театра-который-выживает-своими-средствами  на, к примеру, статус муниципального, или выделения театру собственного помещения,  или хотя бы профинансированную постановку, гастроли или издание об истории этого уникального коллектива — мы так и не дождались.

Трудно себе представить такую ??ситуацию вокруг театра (что, фактически вводит в жизнь общества те культурно-образовательные инициативы, которыми не занимаются театры, существующие на средства налогоплательщиков) где-то во Львове, Одессе или Киеве...

***

В течение двух десятилетий репертуар Театра «P.S.»  составляли произведения украинских поэтов и прозаиков-классиков (а также на украинском прозвучали с этой сцены тексты И. Жамиака, М. МакДонаха, В. Сарояна, А. Чехова, М. Коляды).  И это в то время, когда государственные театры, за исключением театра им. Т. Шевченко и с недавних пор Театра для детей и юношества, до сих пор не осознают необходимости осуществлять постановки на украинском в Украине.

Вопрос о получении театром статуса муниципального поднимался его художественным руководителем неоднократно, в разные общественно-исторические моменты и при разных руководителях Харькова. Каждый раз — безрезультатно.

Неся в течение всех этих лет важнейшую идеологию украинского театра, «P.S.», естественно, пережил значительную эволюцию художественной формы.  Сначала эстетика театра была завязана на основе театра-лаборатории, где молодые актеры под руководством двух режиссеров исследовали методологические пути, вырабатывали общий почерк, занимались тренировкой голоса и тела, создавали единый ансамбль не на уровне отдельного спектакля, а на уровне коллектива.  И на сцене собственного театра, и на конкурсах сценического слова актеры Театра «P.S.»  всегда слышны по особой «мелодике» акцентированной «жгучей» мысли.  Театр «P.S.»  — поэтический театр.  Этот тезис можно воспринимать в свете имеющихся в его репертуаре в разные годы спектаклей по произведениям Л. Украинки, Л. Костенко, О. Телиги.  А можно (и нужно!) понимать это утверждение шире — как логику режиссерского мышления поэтическими метафорами.  С. Пасечник с конца 1980-х ориентируется на методологию театра А. Васильева, сначала воспринимаемую от друга Владимира Кучинского, а впоследствии развитую собственным практическим опытом и углубленную постоянным интересом к «игровому театру» М. Буткевича.

В конце концов, если бы у Театра «P.S.»  была сугубо национальная ценность, региональное художественное значение, спектакль С. Пасечника, осуществленный с актером Сергеем Москаленко «Ну, наконец-то!» по П. Туррини, не завоевал бы на международных фестивалях диплом за лучшую мужскую роль («Solo», Москва, 2009) и Лауреатство второй степени (VII фестиваль «Монокль», Санкт-Петербург, 2011).  Вряд ли в таких условиях стал бы этот театр лауреатом международных фестивалей «Добрый театр» (г. Энергодар) за спектакль «Бойня» (Степан Пасечник), II фестиваля «Театр.  Чехов.  Ялта» со спектаклем «Он, она и тому подобное» по одноактникам А. Чехова (Светлана Пасечник) и фестиваля «Театроник» (Харьков) со спектаклем «Сойчине крило» И. Франко (С. Пасичник).  Киевлянка, доктор искусствоведения Анна Веселовская высоко оценила «Весну, которая похожа на осень» А. Гринева в постановке С. Пасечника;  европейский эксперт из театра, театровед и менеджер Нина Мазур из Германии была в восторге от «Сойчиного крила»;  доктор искусствоведения из Львова Майя Гарбузюк говорила как о театральном чуде об исполнении С. Пасичником роли Задорожного в «Украденном счастье» (Светлана Пасечник).  Но Театр «P.S.»  как был, так и остается делом частной инициативы, а следовательно и источником долгового обязательства двух энтузиастов.

***

Первая половина жизни театра прошла в «приймах» в Доме архитектора, два старинных зала которого художественно вдохновляли режиссеров и привлекали ценителей изысканного искусства.  Девять лет назад начался этап съема театром помещения на ул. Гиршмана, 16, которое, между прочим, еще пришлось перестраивать для нужд театра и зрителя.  В конце первого десятилетия Театра «P.S.»  мастерство его актеров показал ряд моноспектаклей: «Я жду тебя, любимый!»  по Д. Фо (Ирины Усенко), «Шлендра из Гарлема» Э. Сверлинга (Нины Батовской) и часть спектакля «Цыганская муза» по Л. Костенко в исполнении Надежды Алюновой. Тогда же С. Пасечник был удостоен почетным званием заслуженного деятеля искусств Украины.  Но в современном мире одних только уз семьи-театра мало, чтобы сохранить коллектив.  Не решенная за два десятка лет проблема отсутствия дотации, ставок делают свое дело: в юбилейном сезоне Театр «P.S.»  радикально обновил актерский состав.  К актерам Екатерине Бакай, Ярославу Соломко, Анастасии Гайовник присоединились талантливые дебютанты Руслана Шевченко, Лариса Читака, Кристина Воловик, Александр Волков.

***

Ныне Театр «P.S.»  вступил в пору зрелости, о чем свидетельствует и тема отцов и детей, рассматриваемая в его последних премьерах: «Старший сын» А. Вампилова, «Выбор» Я. Влосека, «Ночь Гельвера» И. Вилквиста.  На разных этапах в спектаклях театра играли актеры Театра им.  Т. Шевченко, сегодня это — заслуженные артисты Украины Майя Струнникова, Роман Жиров, Валерий Брилев и молодые актеры Евгений Моргун и Даниил Карабейник.

В Театре «P.S.»  репертуар в расчете на несколько ступеней зрительской культуры.  Популярные «Вечные французские фарсы об этом...», «Ужин для дурака» Ф. Вебера, «Экс-комеди летней ночи...» В. Аллена, «Китайцы» М. Фрейна и др., прежде всего, являются школой актерской техники.  Во вторую очередь С. Пасечник трактует комедии трагикомически.  Сегодня в репертуаре есть поэтические спектакли «І мертвим, і живим» по Т. Шевченко, «Вечірнє сонце, дякую за день» и «Сніг у Флоренції» по Л. Костенко.  Мало кто догадывается, что содержание такой части репертуара театра без дотации тоже является героизмом.

***

От дефолта вследствие невозможности играть в первый локдаун Театр «P.S.»  спасла волна материальной поддержки от зрителей и болельщиков украинского театра в Харькове со всего мира.  Благодаря им остались в арендованном помещении, «пост-скриптумовцы» возобновили активную работу летом.  Покрыть недостаток средств в конце года театру помогла своевременная поддержка УКФ.  Сейчас театр упорно репетирует спектакли, возобновляются в репертуаре («Приключения мишек панда...» М. Вишнека и «Сойчине крило» И. Франко), а также две новые постановки — «Ночь Гельвера» (премьера в конце января) и «Сиротливый  Запад» М. МакДонаха.  «Мишки...» ныне возрождаются С. Пасичником с оригинальным составом — премьерным исполнителем мужской роли в редакции спектакля начала 2000-х Кириллом Лукашем, и уже третьей исполнительницей женского образа К. Бакай.

Если Театру «P.S.»  не помочь преодолеть нынешний кризис, опыт более двадцатилетнего мужественного сопротивления русификации сценического искусства в Харькове будет потерян.  Однако миссия театра Пасичников не шире ли, чем поддержка украинской идеи в Харькове?  Есть ли где-нибудь в Украине аналогичные негосударственные профессиональные театры, что более двадцати лет без дотации играют для зрителей и воспитывают своих актеров на украинском языке?  И не видим ли мы сейчас в масштабе всей страны катастрофические последствия так и не решенной проблемы сознательной «украинизации» Востока и Юга?  Несмотря на камерный формат, Театр «P.S.»  — многолетний форпост театральной украинизации на этом рубеже Украины.  Так не стоит ли сейчас помочь удержаться на плаву театру, который так давно заслуживает внимания и поддержки?

Юлия ЩУКИНА, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ