Харьковский театр «Post Scriptum» был зарегистрирован в 1999 году супругами выпускников Харьковского национального университета искусств им. И. Котляревского, режиссерами Степаном и Светланой Пасечник. Степан в то время был уже известным актером Харьковского академического театра им. Т. Шевченко, а первую режиссерскую награду получил за «Адвоката Мартиана» Л. Украинки (творческая премия им. М. Крушельницкого, 2002).
«Театр Пасичников» является репертуарным и несколько сезонов подряд соединяет эту форму деятельности с актерской студией, проведением интенсивов, функционированием платформы сценических инициатив (спектакли выпускных курсов ХНУИ им. И. Котляревского) и театральной школы прикладной психологии. Итак, Театр «P.S.» де-факто работает в формате театрального центра.
Два года назад коллектив скромно отпраздновал двадцатилетие, сыграв один из любимых спектаклей зрителей — трагикомедию «Муж моей жены» М. Гаврана и получив от Министерства культуры Украины грамоту... Поэтому, очевидно, заслуженного изменения статуса театра-который-выживает-своими-средствами на, к примеру, статус муниципального, или выделения театру собственного помещения, или хотя бы профинансированную постановку, гастроли или издание об истории этого уникального коллектива — мы так и не дождались.
Трудно себе представить такую ??ситуацию вокруг театра (что, фактически вводит в жизнь общества те культурно-образовательные инициативы, которыми не занимаются театры, существующие на средства налогоплательщиков) где-то во Львове, Одессе или Киеве...
***
В течение двух десятилетий репертуар Театра «P.S.» составляли произведения украинских поэтов и прозаиков-классиков (а также на украинском прозвучали с этой сцены тексты И. Жамиака, М. МакДонаха, В. Сарояна, А. Чехова, М. Коляды). И это в то время, когда государственные театры, за исключением театра им. Т. Шевченко и с недавних пор Театра для детей и юношества, до сих пор не осознают необходимости осуществлять постановки на украинском в Украине.
Вопрос о получении театром статуса муниципального поднимался его художественным руководителем неоднократно, в разные общественно-исторические моменты и при разных руководителях Харькова. Каждый раз — безрезультатно.
Неся в течение всех этих лет важнейшую идеологию украинского театра, «P.S.», естественно, пережил значительную эволюцию художественной формы. Сначала эстетика театра была завязана на основе театра-лаборатории, где молодые актеры под руководством двух режиссеров исследовали методологические пути, вырабатывали общий почерк, занимались тренировкой голоса и тела, создавали единый ансамбль не на уровне отдельного спектакля, а на уровне коллектива. И на сцене собственного театра, и на конкурсах сценического слова актеры Театра «P.S.» всегда слышны по особой «мелодике» акцентированной «жгучей» мысли. Театр «P.S.» — поэтический театр. Этот тезис можно воспринимать в свете имеющихся в его репертуаре в разные годы спектаклей по произведениям Л. Украинки, Л. Костенко, О. Телиги. А можно (и нужно!) понимать это утверждение шире — как логику режиссерского мышления поэтическими метафорами. С. Пасечник с конца 1980-х ориентируется на методологию театра А. Васильева, сначала воспринимаемую от друга Владимира Кучинского, а впоследствии развитую собственным практическим опытом и углубленную постоянным интересом к «игровому театру» М. Буткевича.
В конце концов, если бы у Театра «P.S.» была сугубо национальная ценность, региональное художественное значение, спектакль С. Пасечника, осуществленный с актером Сергеем Москаленко «Ну, наконец-то!» по П. Туррини, не завоевал бы на международных фестивалях диплом за лучшую мужскую роль («Solo», Москва, 2009) и Лауреатство второй степени (VII фестиваль «Монокль», Санкт-Петербург, 2011). Вряд ли в таких условиях стал бы этот театр лауреатом международных фестивалей «Добрый театр» (г. Энергодар) за спектакль «Бойня» (Степан Пасечник), II фестиваля «Театр. Чехов. Ялта» со спектаклем «Он, она и тому подобное» по одноактникам А. Чехова (Светлана Пасечник) и фестиваля «Театроник» (Харьков) со спектаклем «Сойчине крило» И. Франко (С. Пасичник). Киевлянка, доктор искусствоведения Анна Веселовская высоко оценила «Весну, которая похожа на осень» А. Гринева в постановке С. Пасечника; европейский эксперт из театра, театровед и менеджер Нина Мазур из Германии была в восторге от «Сойчиного крила»; доктор искусствоведения из Львова Майя Гарбузюк говорила как о театральном чуде об исполнении С. Пасичником роли Задорожного в «Украденном счастье» (Светлана Пасечник). Но Театр «P.S.» как был, так и остается делом частной инициативы, а следовательно и источником долгового обязательства двух энтузиастов.
***
Первая половина жизни театра прошла в «приймах» в Доме архитектора, два старинных зала которого художественно вдохновляли режиссеров и привлекали ценителей изысканного искусства. Девять лет назад начался этап съема театром помещения на ул. Гиршмана, 16, которое, между прочим, еще пришлось перестраивать для нужд театра и зрителя. В конце первого десятилетия Театра «P.S.» мастерство его актеров показал ряд моноспектаклей: «Я жду тебя, любимый!» по Д. Фо (Ирины Усенко), «Шлендра из Гарлема» Э. Сверлинга (Нины Батовской) и часть спектакля «Цыганская муза» по Л. Костенко в исполнении Надежды Алюновой. Тогда же С. Пасечник был удостоен почетным званием заслуженного деятеля искусств Украины. Но в современном мире одних только уз семьи-театра мало, чтобы сохранить коллектив. Не решенная за два десятка лет проблема отсутствия дотации, ставок делают свое дело: в юбилейном сезоне Театр «P.S.» радикально обновил актерский состав. К актерам Екатерине Бакай, Ярославу Соломко, Анастасии Гайовник присоединились талантливые дебютанты Руслана Шевченко, Лариса Читака, Кристина Воловик, Александр Волков.
***
Ныне Театр «P.S.» вступил в пору зрелости, о чем свидетельствует и тема отцов и детей, рассматриваемая в его последних премьерах: «Старший сын» А. Вампилова, «Выбор» Я. Влосека, «Ночь Гельвера» И. Вилквиста. На разных этапах в спектаклях театра играли актеры Театра им. Т. Шевченко, сегодня это — заслуженные артисты Украины Майя Струнникова, Роман Жиров, Валерий Брилев и молодые актеры Евгений Моргун и Даниил Карабейник.
В Театре «P.S.» репертуар в расчете на несколько ступеней зрительской культуры. Популярные «Вечные французские фарсы об этом...», «Ужин для дурака» Ф. Вебера, «Экс-комеди летней ночи...» В. Аллена, «Китайцы» М. Фрейна и др., прежде всего, являются школой актерской техники. Во вторую очередь С. Пасечник трактует комедии трагикомически. Сегодня в репертуаре есть поэтические спектакли «І мертвим, і живим» по Т. Шевченко, «Вечірнє сонце, дякую за день» и «Сніг у Флоренції» по Л. Костенко. Мало кто догадывается, что содержание такой части репертуара театра без дотации тоже является героизмом.
***
От дефолта вследствие невозможности играть в первый локдаун Театр «P.S.» спасла волна материальной поддержки от зрителей и болельщиков украинского театра в Харькове со всего мира. Благодаря им остались в арендованном помещении, «пост-скриптумовцы» возобновили активную работу летом. Покрыть недостаток средств в конце года театру помогла своевременная поддержка УКФ. Сейчас театр упорно репетирует спектакли, возобновляются в репертуаре («Приключения мишек панда...» М. Вишнека и «Сойчине крило» И. Франко), а также две новые постановки — «Ночь Гельвера» (премьера в конце января) и «Сиротливый Запад» М. МакДонаха. «Мишки...» ныне возрождаются С. Пасичником с оригинальным составом — премьерным исполнителем мужской роли в редакции спектакля начала 2000-х Кириллом Лукашем, и уже третьей исполнительницей женского образа К. Бакай.
Если Театру «P.S.» не помочь преодолеть нынешний кризис, опыт более двадцатилетнего мужественного сопротивления русификации сценического искусства в Харькове будет потерян. Однако миссия театра Пасичников не шире ли, чем поддержка украинской идеи в Харькове? Есть ли где-нибудь в Украине аналогичные негосударственные профессиональные театры, что более двадцати лет без дотации играют для зрителей и воспитывают своих актеров на украинском языке? И не видим ли мы сейчас в масштабе всей страны катастрофические последствия так и не решенной проблемы сознательной «украинизации» Востока и Юга? Несмотря на камерный формат, Театр «P.S.» — многолетний форпост театральной украинизации на этом рубеже Украины. Так не стоит ли сейчас помочь удержаться на плаву театру, который так давно заслуживает внимания и поддержки?