Творческая судьба и художественные образы всемирно известного оперного композитора Джузеппе Верди неразрывно связаны с Италией. Рождение искусства Верди с поприща, на котором оно возникло и росло, становится особенно ощутимым, когда оказываешься в памятных местах, где начинался путь маэстро, в театральных залах, где когда-то звучали впервые и до сих пор постоянно звучат его произведения.
В северо-западной части региона Эмилия-Романья находится на близком расстоянии уютное провинциальное местечко Буссето, жители которого открыли в сельском мальчике из простой семьи будущего национального гения, и величественная Парма со знаменитыми церковными сооружениями, со старинным Палаццо Пилотта, — монументальным комплексом, в пределах которого в настоящее время расположена Пармская картинная галерея, а также уникальный по своим архитектурным особенностям Театр Фарнезе. Есть в Парме и главная оперная сцена, которая называется Театро Реджо. Именно на базе этого театра, который отворил свои двери еще в 1829 году, возник в конце прошлого века Оперный фестиваль Верди. Началом событий форума стало отмечание 100-летия со дня смерти композитора в 2001 году. Афиша театра предложила тогда посетителям шесть опер Верди, а также его Реквием.
В сегодняшнем Буссето присутствие великого его обитателя ощутимо везде. Одно из фестивальных представлений происходит в маленьком, почти домашнем Театре Верди на 300 мест. Он находится в левой части старинного каменного сооружения — бывшего дворца, который впоследствии стал мэрией. Хотя на открытии театра в 1858 году сам композитор не присутствовал, он поддержал его строительство собственными средствами. В 1913 г. по случаю столетнего юбилея мастера было принято решение поставить перед домом мэрии на площади, которая также носит имя Верди, памятник композитору. В сборе денег на монумент принимал непосредственное участие уроженец Пармы, великий дирижер и выдающийся интерпретатор опер Верди Артуро Тосканини. На памятнике Дж. Верди изображен сидя, в свободной непринужденной позе. С высоты каменного постамента и с позиции всемирно признанного музыканта он как будто радушно приветствует гостей города своей юности.
В нынешнем фестивале в Театре Верди в Буссето прозвучала одна из ранних опер композитора, «Король на день, или фиктивный Станислав». Создание этой комичной оперы совпало с трагическими событиями в жизни автора, смертью двух маленьких детей и любимой жены. К тому же первая постановка оперы в Милане в знаменитом Театре Ла Скала закончилась полным фиаско. После этого композитор не обращался к комичному жанру вплоть до последних лет жизни, когда в завершение блестящей карьеры написал уникального «Фальстафа».
Нынешняя интерпретация «Короля на день» является возобновлением и переносом из Пармы на маленькую сцену Буссето спектакля 1997 г., поставленного известным итальянским режиссером и дизайнером Пьером Луиджи Пицци. Опытный художник, Пицци стремился обогатить достаточно непритязательный сюжет произведения яркими театральными находками и остроумными деталями, которые вносили в постановку элементы стилевой игры. Лирические мотивы и традиционные комедийные ситуации дополнялись в спектакле галантными танцевальными интермедиями, вкраплениями приемов театра теней, а также гипертрофированным акцентом на тему еды. Беседы, дружеские разговоры и ссоры персонажей проходили за трапезами, сопровождались эпизодами накрытия и уборки столов слугами, приготовлением блюд поварами.
Режиссер Массимо Гаспарон, который возобновлял эту постановку и работал с обновленным составом молодых исполнителей, подчеркивал появление важных смысловых нюансов, связанных с особенностями театрального помещения. Небольшая сцена театра давала возможность адаптировать к этим условиям архитектурное решение подвижных компактных декораций, которые менялись на глазах зрителей. Возникало ощущение, что идет речь не о роскошном дворце, его парадном зале и саде, а о патриархальном быте помещичьей усадьбы в псевдоклассическом стиле. Это отвечало не только простоте сюжета произведения, но и атмосфере города, а в известной степени и жизненным обстоятельствам молодого Верди.
Спектакль шел в быстром активном темпе, заданном дирижером Франческо Пасквалетто. Кроме многочисленных комедийных штрихов в режиссерском решении прекрасное владение буффонным стилем в духе скороговорок Россини, характер которых был удачно схвачен начинающим композитором, продемонстрировали исполнители партий барона Кельбера (Джулио Мастрототаро) и сеньора Ла Рокка (Матеод’Апполито). Именно от этих двух представителей старшего поколения зависела в произведении судьба двух юных невест, которые хотели избавиться от нежелательных претендентов на их руку и сердце и соединиться с теми, кого искренне любили. Недостаточная контрастность в либретто и в музыкальных женских образов, дочери Кельбера — Джульетты (Диана Роза Карденас Альпонсо) и его племянницы, молодой вдовы маркизы дель Поджио (Глория Крепальди), компенсируется в спектакле эффектными изобретательными сценами и раскованным поведением более опытной в любовных отношениях маркизы. Что касается главного героя кавалера Бельфйоре (выразительным и музыкально, и в сценическом поведении был в этой роли Микеле Патти), то за один день пребывания на должности короля он успел сделать два хороших дела. Во-первых, в результате прямого королевского давления старый Ла Рокка отказался от юной Джульетты в интересах племянника Эдоардо (тенор Мартин Сусник), которому Рокка вынужден был передать часть собственного имущества.
Во-вторых, фиктивному королю удалось разобраться в собственных чувствах и по завершении однодневного царствования исправить ошибку, признавшись в любви и предложив руку и сердце когда-то пренебреженной им маркизе дель Поджио...