Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ради церкви

Новый французский фильм «По Божьей воле» касается чрезвычайно скандальной темы — на удивление сдержанно
24 апреля, 2019 - 10:18
ФОТО С САЙТА KINOAFISHA.UA

Драма, основанная на реальных событиях, рассказывает о католическом священнике из Лиона Бернаре ПРЕЙНЕ (соответствующего персонажа зовут Прейон), обвиненного в 2016 в растлении десятков мальчиков из своего прихода. Сюжет в хронологическом порядке, с несколькими флэшбеками, восстанавливает историю событий начиная с июня 2014, когда один из жителей Лиона, жертва священника-педофила, ныне — многодетный отец по имени Александр (Мельвиль ПУПО) решает рассказать правду о том, что произошло.

Французский режиссер Франсуа ОЗОН (род. 15 ноября 1967, Париж) завоевал международную известность благодаря таким непохожим работам, как черная комедия «Крысятник» (1998), мюзикл «8 женщин» (2002), психологические драмы «Бассейн» (2003) и «Молода и прекрасна» (2013). Критики относят его к направлению, которое вполне красноречиво называют «cinema du corps» (кино тела). Озон практически во всех фильмах так или иначе делает акцент на человеческой сексуальности, или, если точнее, на Эросе как мощной стихии, толкающей людей на безрассудные поступки, в том числе на жестокость и насилие.

Об изнасилованиях и говорится в «По Божьей воле». Сначала Франсуа Озон хотел снять документальное расследование, но потом решил делать игровую картину и в конечном счете получил за нее Гран-при 69-го Берлинского кинофестиваля.

Фабула запускается с момента, когда Александр узнает, что Прейон (Бернар ВЕРЛЕ) до сих пор служит, да еще много времени проводит с детьми. Чтобы добиться справедливости, Александр сначала обращается к высоким чинам католической церкви, но поддержки не находит. Тогда он устанавливает контакты с другими жертвами растлителя. Они самоорганизуются и запускают громкую кампанию, цель которой — не только лишить Прейона должности, но и отдать его под суд, а также разоблачить церковное начальство, его покрывавшее.

Работать с таким взрывным материалом, к которому все еще приковано публичная внимание, крайне сложно. Большинство участников до сих пор живы, суды продолжаются. Однако Озон — вопреки своей склонности к провокациям — снял во всех смыслах уравновешенный фильм.

Достиг он этого благодаря довольно литературному приему: разбил повествование на три части, объединенные общими мотивами, как своего рода пьесу или роман. Главный герой первой части — Александр, верный, несмотря ни на что, католик, образцовый отец семейства и успешный менеджер. Во второй части фокус смещается на Франсуа — богача, жизнелюба и атеиста, выступающего мотором всей кампании против Прейона и его покровителя, кардинала Барбарена. Напряжение достигает апогея в третьем эпизоде, развивающегося вокруг самой драматичной фигуры всей истории — Эммануила (Сван Арло). Он больше всех пострадал от действий педофила: малообеспеченный, психически неуравновешенный, личная жизнь не сложилась, в ситуации стресса может начаться приступ. Но именно благодаря инициативе Франсуа и Александра он, похоже, находит новую семью — сообщество людей, так или иначе пострадавших от Прейона, но не захотевшим с этим мириться.

Здесь и прослеживается отличие «По Божьей воле» от голливудской сенсации, оскароносного «В центре внимания» (англ. Spotlight, режиссер — Том МАККАРТИ, 2016 г.), также посвященного скандалу вокруг сексуальных домогательств в католической церкви. У Маккарти за правду борются журналисты; в то же время Озон верит в солидарность простых граждан, осмелившихся выступить против самой влиятельной религиозной организации мира — и победить.

«По Божьей воле» — это слова Барбарена, с невольным цинизмом заявляющего на пресс-конференции: «По Божьей воле, срок [подсудности Прейона] истек», чем вызывает возмущение журналистов. Поэтому название фильма — концентрированный знак равнодушия церкви к подобным историям.

Папа Франциск сделал борьбу с педофилией в вверенной ему церкви приоритетом. Но без давления общественности, без этих многих Франсуа, Александров и Эммануилов, а также без участия кинематографистов, такие сдвиги были бы невозможны.

Сделанный просто, но точно и с пристрастным сочувствием к жертвам, «По Божьей воли» можно назвать одним из важнейших фильмов сезона.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ