Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Радикальная «Жизель»

Почему Раду Поклитару озадачил консервативных зрителей
13 апреля, 2016 - 10:15
ФОТО СЕРГЕЯ ЕФАНОВА

Накануне Международного Дня танца, который ежегодно отмечается 29 апреля, и незадолго до празднования 175-летия первой постановки шедевра классического балета «Жизель», спектакль с таким же названием представил Раду Поклитару. Премьеру в обновленном составе «Киев модерн балета» финансировала новый спонсор коллектива Людмила Русалина. Премьера состоялась на сцене Международного центра культуры и искусств («Октябрьский дворец»). Интерес к спектаклю подогревала интрига: что же нынче покажет хореограф Р. Поклитару уже в ранге лауреата Шевченковской премии?

Ответ оказался ожидаемым: Раду Поклитару продолжил свои радикальные эксперименты в жанре современной хореографии. Трудно было ожидать другого от балетмейстера, каждый спектакль которого вызывал ожесточенные споры. Как правило, в них поначалу преобладал негатив, а затем побеждало восторженное признание. Это может означать только одно: Р.Поклитару идет на несколько шагов впереди недальновидных критиков и консервативных зрителей, ностальгирующих по былой гармонии и красоте. Обветшалых социальных стандартов Раду тоже не любит. И, прежде всего, тех, где человека хотят сделать похожим на других, подчинить существующим догмам, выдать желаемое за действительное. Его «Жизель» — из ряда таких «неудобных» постановок.

Когда для нас стала доступной «Жизель» шведа Матса Эка с угловатой, некрасивой Аной Лагуной (ее главная героиня, в конце концов, попадает не на кладбище, а в сумасшедший дом), Поклитару упрекали в том, что он подражает танцевальному языку М.Эка — брутальному, иногда вызывающему эстетический шок. Но прошло время, и оказалось, что Раду Поклитару не менее актуален в искусстве, чем шведский гений. Раду пошел еще дальше стареющего классика ХХ века. Поклитаровская Жизель ХХI века попадает в... бордель. Не потому, что развратна. А потому, что девушке больше некуда деваться, когда мать выгоняет из дома.

Любопытно, что в версии хореографа все имена героев балета сохранены, но их принадлежность относится к современному социуму. Граф Альберт и его невеста Батильда попали в одну компанию байкеров, мстительная Мирта из сцены на кладбище в балете ХIХ ст. стала... содержательницей борделя, а виллисы (тени романтических невест, умерших до свадьбы) превратились в... проституток. Если пересказывать эту версию, то кто-то наверняка станет крутить пальцем у виска, но Поклитару превращает сомнительный сюжет в социально-психологическую драму. Ведь для Жизели крах иллюзий обнаруживается не в момент измены любимого, а когда тот расплачивается с ней за любовь купюрами. Это не просто обидно для влюбленной девушки, а смертельно... Влюбленный в Жизель Ганс (отличная работа Ильи Мирошниченко) опаздывает на несколько минут с деньгами, чтобы выкупить попавшую в беду героиню. И это становится роковым обстоятельством в новом сюжете, придуманном Раду Поклитару. Балетмейстер, он же режиссер (у Раду эти качества профессии счастливо объединились) убеждает авторской концепцией, где танец поддерживает драматургическую основу зрелища.

В хореографии есть и впечатляющие эротические дуэты — например, последняя встреча Жизели (Анна Герус) и Альберта (Андрей Чаплик), сцены, забавно пародирующие танцы вилис из классического балета «Жизель», изобретательно решенные сцены байкеров на мотоциклах (без колес, подобно детским «лошадкам»). Все это исполняется с типично поклитаровским драйвом и синхронностью движений в массовых сценах.

Звуковая партитура дополняет музыку Адольфа Адана: сюда вплетается треск мотоциклетных моторов, плеск прибоя в сценах, где Жизель мечтает об идиллической жизни с возлюбленным. Сценография и костюмы (художники Андрей Злобин и Анна Ипатьева) выдержаны в стиле мрачной и агрессивной среды, которая окружает героев. В этом спектакле их портретные характеристики дополняет визаж и пастижерные работы (Виктор Задворный). Благодаря этому, например, совершенно неузнаваем Артем Шошин в роли... Мирты.

Следующие показы в Киеве состоятся 16, 20 и 24 апреля.

Александр ЧЕПАЛОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ