Мемориальные комплексы во всем мире под названием «Раны Земли» предложил создать один из авторов памятника «Бабий Яр» киевский архитектор Анатолий Игнащенко. Чтобы лазерные лучи из эпицентра мест трагедии были видны из космоса, а из самолета — красные пятна, как будто пропитанные кровью.
Имя академика архитектуры занесено в советскую энциклопедию. Но киевский зодчий известен не только в нашей стране. Анатолий Игнащенко уже давно носит звание маэстро архитектуры, которое ему присвоила Академия изысканных искусств Франции за памятник Василию Порику в Нормандии, построенный в рамках ЮНЕСКО. За памятник Лесе Украинке, сделанный совместно со скульптором Галиной Кальченко в Киеве, маэстро стал еще в 1974 году лауреатом Шевченковской премии. Проектировал и сооружал монументы Ковпаку в Путивле, Ивану Франко — в Виннипеге в Канаде, Ленину — в Чехии, Довженко — в Соснице, Березовскому и Бортнянскому — в Глухове, Гулаку-Артемовскому — в Городище, Козловскому — в Марьяновце.
В Триполье Киевской области он построил комплекс, представленный на Государственную премию Украины в сфере архитектуры. В нашей столице, кроме мемориала «Бабий Яр», сооружал станцию метро «Днепр», музей Ленина (теперь «Украинский дом»), памятники Котляревскому, архитекторам Заболотному и Алешину, монумент убитым священникам.... На Аллее деятелей мировой цивилизации в Нью-Йорке увековечил Пушкина, Шевченко, Уитмена, Янку Купалу, в Париже — Шевченко, в канадском городе Саскатуни — славную дочь нашего народа Лесю Украинку. В Лубнах — мемориал «Голодомор-33».
Сейчас работает над международным проектом «Раны земли», которым заинтересовался американский кинорежиссер Стивен Спилберг. А в Израиле этот проект начал претворять в жизнь израильский зодчий Владимир Смирнов. Господин Владимир — лауреат премии Николая Островского, премии Ленинского комсомола, а недавно стал еще и почетным академиком академии архитектуры Украины. Бывший однокурсник Анатолия Игнащенко уже семнадцать лет обитает в Израиле. В этом году он побывал в Киеве с персональной выставкой живописи. Заглянул и в мастерскую к бывшему однокашнику. Ознакомившись с проектом «Раны земли», пообещал воплотить его в жизнь в Иерусалиме. Через несколько месяцев послал в Киев и собственный, уже даже утвержденный проект «Иерусалим в международном проекте «Раны Земли. Из глубины веков — в вечность». По его замыслу, лазерный прожектор установят в археологическом раскопе в юго-западной части Храмовой горы Иерусалима. Рядом — западная часть Иерусалимского храма — Стена Плача. Именно около нее оплакивают первый и второй храмы, разрушенные в один день — 9 Авва (в 586-м году до н.э. и в 70-м году нашей эры), Вавилонский плен и расселение еврейского народа по всему миру. Это самое трагическое место в Израиле. Вариант такого же памятника в Хайфе отпал, потому что там находятся оборонные объекты Израиля. Поэтому против разрезания лазерными лучами пространства выступили службы безопасности, которые указали на недопустимость подобных световых ориентиров.
Израильская «рана» — одно из многих трагических пятен на планете. Мемориальные комплексы Анатолий Игнащенко планирует создать во всем мире: в японском городе Хиросима, американском Перл Харбори, испанском Гренади, а также в Италии, Чили, в концлагерях Европы на местах боевых действий Ближнего Востока и конечно же, в Бабьем Яру в Киеве. Сейчас оба архитектора готовят общую выставку проектов, которые должен увидеть весь мир.
Места трагедий архитектор планирует засыпать красным битым кирпичом. Это — будто кровь погибших. В Киеве территорию Бабьего Яра, а это 560 тыс. кв. м (от Нивок, где располагался Сырецкий концлагерь во времена Великой Отечественной, до Кирилловской церкви) подчеркнет, как терновый венок, живое терновое ограждение. Срез Яра покроет большая белая галька, привезенная из горных рек.
— Шлифованная галька внешне похожа на человеческие черепа, — говорит Анатолий Игнащенко. — Дно Яра выстелем красным битым кирпичом, будто земля пропитала кровью, а склоны — по количеству жертв — белой галькой, омытой горными потоками. Это должно напоминать о событиях во время Великой Отечественной войны и во время Куреневской трагедии в Бабьем Яру в 1961 году. Люди должны это помнить. А еще я предлагаю установить там прозрачный пластмассовый контейнер, в который каждый желающий приносил бы собственный цветной камешек в знак памяти о невиновно убиенных. Территория должна стать неприкосновенной. Здесь ходить не будут. Я предлагаю проложить над ней канатную дорогу — от Нивок и до Кончи-Заспы. Канатка пройдет над яром, далее над склонами Днепра. Перед каждой люлькой на экране будут демонстрировать документальные кадры трагедий тех времен. Небо пронзят семь лазерных лучей, наподобие «Миноры». Они будто пересекут земной шар от Киева до самого Нью-Йорка, где произошла трагедия 11 сентября 2001 года.
Замысел сделать «Раны Земли» возник у архитектора еще при планировании монумента в Бабьем Яру.
— Я был среди тех, кто разрабатывал и возводил этот монумент, — вспоминает господин Игнащенко. — Памятник проектировали академик Михаил Лысенко и его ученики Виктор Сухенко и Алексей Витрык. По давним картам Киева я воссоздал очертания Яра и еще тогда предложил засыпать его дно красной смальтой. Получилось огромное, будто бы кровавое, пятно. Компартийцы усмотрели в ее натуральных контурах шестиконечную звезду. Из-за этого политбюро велело засыпать и забетонировать половину Яра. Тогдашнего киевского мэра Владимира Гусева даже сняли с работы. А Яр и на самом деле расплывался в виде звезды Давида, как страшная рана Земли.
К слову, в Бабьем Яру архитектор планировал установить и цыганскую кибитку. Ведь среди казненных были также и цыгане. Архитектор по отчеству — цыган. Цыганская кибитка, которая проектировалась для Бабьего Яра, стоит ныне в Каменец-Подольском. Планировалось построить ее сначала из камня, в натуральную величину с колесами, навеки увязшими в землю. Одобрил замысел и Андриано Роккуччи, референт Папы Римского, ректор университета в Риме. Уже начали закладывать фундамент. Вдруг появилась милиция, маэстро забрали. Пока разбирались, кибитку в 50 тонн весом разбили на кусочки и вымостили ними улицу. Но завод «Ленинская кузница» изготовил новый шедевр, уже из корабельной стали. Установили его в центре Европы в Каменец-Подольском на шестидесятиметровой скале над речкой Смотрич. А на цепи сорокаметрового дышла раскачивается на ветру колесо с распятым цыганом. Копия такого же изготавливается киевским скульптором Николаем Есипенко для римской церкви в Сан-Ежидио. Ведь Папа Римский зачислил к рангу святых цыгана Геменеса Мали, который в сумбурном 1936 году в Испании прикрыл своим телом католических священников, которых расстреливали, и был казнен вместе с ними.
Архитектор Анатолий Игнащенко создал также и памятник засекреченному ракетостроителю дважды Герою Советского Союза Михаилу Янгелю. И может, именно поэтому в голове зодчего начали рождаться воздушные проекты — сооружения летели в небо, как космические корабли, светились лазерными лучами, крутились подвесными эстакадами, колесом обзора всплывали над водой, как будто восходящее солнце...
Мастерская архитектора расположена неподалеку от проспекта Победы. Над головой по потолку и по стенам развешены проекты. Их около трехсот. Это архитектурные комплексы «малого круга кровообращения» (Франция, Польша, Чехия, Англия, Скандинавия) и «большого круга» (США, Канада, Аргентина).
С картины, которая занимает всю стену огромного, в два этажа зала, смотрят глаза маэстро. Над ней — деревянное ярмо как символ трудолюбия хозяина. Так Илья Глазунов увидел маэстро четверть века тому назад. Из глаз в лучах — две тысячи сюжетов из практики зодчего, которые дорисовывали киевские художники, ученики Глазунова. Анатолию Игнащенко посвятили свои произведения и столичные скульпторы: более давнюю лепил патриарх столичных зодчих Иван Макогон, а более позднюю — Валентин Зноба.
— Зноба изобразил меня с задранным кверху носом, — шутит маестро. — Это уже после нескольких побед в международных конкурсах и присуждения Национальной премии имени Тараса Шевченко. Друзья говорят: сразу видно, что на первой ты простой член-кор, а на второй — уже академик.