Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рассеянный взгляд

21 марта, 2006 - 19:55

Иногда достаточно трудно живется ярому евроцентристу. Потому что, с одной стороны, интеграция в Старый Свет — процесс безусловно полезный; с другой, в культуре это движение дает довольно странные результаты, порождая эдакий стиль, который иначе как интеграционным не назовешь. Одно из свидетельств этого — выставка «How to Do Things? — In the Middle of (No)where…» (переводится приблизительно «Как помочь себе Бог знает где») в Киевском центре современного искусства на Контрактовой площади.

Сама экспозиция, согласно пресс-релизу, является частью более амбициозного проекта, к которому приобщились 28 художников из 14 европейских стран, в том числе таких непохожих как Германия, Венгрия, Франция, Беларусь, Словения, Дания, Украина, Нидерланды. В течение месяца молодые артисты будут работать в резиденционных (то есть постоянных) мастерских в Киеве, Копенгагене, Будапеште, Бухаресте и Берлине, в тех же городах будут жить, и, конечно, будут представлять результаты своих длительных командировок.

Большую часть экспозиции на Контрактовой составляют обычные для подобных собраний фильмированные изображения, то есть несколько видео и один слайд-фильм. Так, Бик Ван дер Пол (Нидерланды) представил свои видеоотчеты о посещениях полутайного ядерного полигона в Соединенных Штатах. Получасовая картина называется «Троица, 2 апреля, 2005, Нью-Мехико»: беззаботные туристы бродят по выжженной пустыне под веселые песенки о радиоактивном поражении. Юлия Гопф, Наташа Гагигиен, Флориан Цайфанг избрали более безопасное место — холодную Венецию, чтобы провести съемки в знаменитом Джарджине Наполеоничи, парке, где каждые два года проходит старейший в мире фестиваль современного искусства, биеннале. Общий результат — с пустыми выставочными павильонами, засыпанными осенней листвой тропинками и закадровыми комментариями самих авторов называется «Proprio Aperto». Но больше всех рисковал, кажется, американец Шон Снайдер. Его видеокомпозиции (конечно, также с комментариями) «Кассио, Сейко, Шератон, Тойота, Марс» снималась в окруженном Багдаде.

Действительно изысканной следует признать подборку из 81 бихромного фотоснимка «Темнота — киевские слайды», выполненную уже упомянутым Флорианом Цейфангом (Германия). Эти фотографии, сделанные автором на улицах Киева, на первый взгляд невзрачные, очень сдержанные и по материалу, и по исполнению. Однако у Цейфанга есть талант сделать видимой истинную поэзию этих, как будто будничных, лиц, улиц, пейзажей. Поэтому и слайды с текстами на двух языках, пусть отрывочные и часто пафосные, коррелируют с видеорядом, порождая каждый раз новый смысл.

Что касается других произведений, то тут, скорее, сказывалось желание авторов быть радикальными любой ценой: «Люминесценция/Тени забытых предков» поляка Романа Дзядкевича (Польша) должно было включать несколько икон («Огонь, или Поиски золотого зуба», «Воздух, или Откровения в свете фильма», «Вода, или Отражение дьявола», «Земля, или Безграничное единство им. К. Малевича»), однако, конечно, ничего, кроме объяснения, распечатанного в формате А4, там не было. Аналогичная работа того же художника на столе неподалеку представляет из себя текст петиции к городскому голове с просьбой предоставить киевской мусорной свалке имени Казимира Малевича. Посетители подписываются довольно охотно.

Текстами также ограничилось и венгерско-французское арт-сообщество «Societe Realiste». На их стенде всем желающим предлагают участвовать в коммерческой игре «Понзис»; а впрочем, правила там составлены так, что понять их без специального финансового образования довольно трудно. Пока особого азарта в этой части экспозиции не наблюдается.

Вот так, очевидно, и выглядит сейчас рядовое европейское искусство. Немного видео, немного фото, малая толика коммерции и немало упорядоченного мусора. Конечно, это не хорошо и не плохо. Дело не в материале, а во взгляде. Именно его концентрированностью, среди остального, определяется степень таланта. Однако, кажется, «How to Do Things? — In the Middle of (No)where…», за единственным исключением, является областью рассеянного, необязательного взгляда. Взгляда потребителя всего и сразу. То есть человека, который не хочет — или не может — отдавать, но ведь именно дарение и является основой любого искусства...

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ