Участников праздника пластического искусства – театральные коллективы из Киева, Запорожья, Николаева, Херсона, Калуша с радостью встречал на своей сцене организатор фестиваля – Криворожский академический городской театр музыкально-пластических искусств «Академия движения».
***
Зрители увидели спектакли разного жанрового и тематического спектра. Первыми вышли на сцену актеры студенческого Театра "Мим-арт Лаборатория" кафедры пантомимы Киевской муниципальной академии эстрадного и циркового искусств. Здесь играла молодежь, которая овладевает специальностью «артист театра мимики и жеста (мимического ансамбля)» по программе «цирковые жанры: пантомима, клоунада, иллюзии и манипуляции». Вот как раз все эти составляющие создали яркое сценическое зрелище. Коллектив показал спектакль «Сказка о пантомиме» и пластические этюды, проявившие мастерство исполнителей. Сюжет спектакля увлекает и ведет зрителя, сделан удачный подбор музыки, помогающей воспроизводить содержание, привлечены фольклорные моменты, интересно используются разнообразные элементы костюмов.
Сцена из спектакля "Осенний рок-н-ролл", Херсон
Хозяева фестиваля – Криворожский театр «Академия движения» представил недавнюю премьеру – пластическую драму «Пейзаж». В 12 картинах действа изображено окончание войны, в которую был вовлечен мир, разрушившей жизни сотен миллионов. Воин, возвращаясь с войны, испытывает острую душевную боль, его изнуряют воспоминания о потерях, ощущениях внутренней пустоты, невыносимых переживаниях, но нежные руки матери, которые прижимают его рано поседевшую голову, согревают и дают надежду. Также на первый план выведена трагедия наших матерей, которые своих сыновей на разные войны отправляют и отправляют, и так уже почти без перерыва более ста лет. В образе Матери отражено горе всех женщин мира, потерявших в войнах своих сыновей.
Толчком к созданию спектакля стала цитата Ремарка о тех, кто стал жертвой, даже вернувшись живыми. По мнению режиссера Сергея Бельского, крайне необходимо поднимать важные для общества темы, чтобы не застыть в безразличии к общей боли и тревогам. Тема войны, к сожалению, остается актуальной, она нуждается в выражении средствами искусства. Такие произведения иногда следует давать чувствительной театральной публике для сохранения в обществе эмоциональной памяти о пережитых испытаниях.
Идея этого сценического произведения, над которым плодотворно работал творческий состав «Академии движения», нашла отклик у зрителей и произвела впечатление на профессиональное сообщество. Спектакль стал явлением театральной жизни и получил признание. В течение 2021 года он получил Гран-При ХХІХ фестиваля-конкурса Приднепровья «Сичеславна», был признан лучшим спектаклем большой сцены на ХХІІІ Международном театральном фестивале «Мельпомена Таврии».
Лариса Кадырова в моноспектакле "Не плачьте по мне никогда", Киев
«Буратино» – сказка-балет Запорожского муниципального театра танца увлекает как детей, так и взрослых, потому что это невероятно феерическое яркое действие! Это заслуга творческой группы – автора либретто и режиссера-постановщика Андрея Романова, автора музыкального оформления Дмитрия Савенко, балетмейстеров Дарии Жужуры и Олега Кравца, художницы Натальи Петен-Ступаковой. Вместе они создали зрелище, а искусные актеры его оживили. И зритель на протяжении просмотра находится в плену, получая эстетическое удовольствие и искренне переживая за хорошо известных героев. Среди других ярких персонажей сказки, поражают образы Лисы и Кота, весьма колоритный дуэт. Такие постановки еще раз подтверждают, что классика вечна и ее можно созерцать в любой форме, лишь бы это было сделано искусно.
***
Николаевский академический художественный русский театр представил лирическую драму "Казанова" по произведению "Приключение" Марины Цветаевой. Это проект Евгения Сокольченко, являющийся режиссером, автором музыкального оформления, исполнителем главной роли. Основной содержательный акцент вложен в картину «Конец Казановы», ведь в новогоднюю ночь почтенный Джакомо подводит итоги насыщенной жизни. А она неожиданно открывает ему новые возможности. У него – сложный выбор, соблазны, нравственные терзания, но побеждает любовь как высшая сила, человечность как сущность. Уходя в прошлое, мужчина передает все лучшее в будущее, не позволяя себе обидеть хрупкое доверие, предпочитает добрую память о себе перед преходящими прелестями. Произведение волнующее, трагикомическое, оставляет чувство веры в победу доброго и светлого в каждой человеческой душе.
***
Гоголиана в представлении «Академии движения» имеет давнюю историю, пластическая драма «Акакий» выросла из предыдущих спектаклей, менялись выразительные средства, но содержательное наполнение, вдохновленное творчеством Николая Гоголя, делает произведение бессмертным, дарит эмоции, которых ищут в искусстве. Уже в первые минуты испуганный Акакий в латанном одеяле подает бессознательные сигналы о приближении неотвратимого бедствия. Трогательно показан этот простодушный мужчина, его сущность – наивность, доверие, слабость. Акакию не повезло, он попал в безжалостную среду. Очень символичны последние сцены, они иллюстрируют выражение «душа отлетает…». Душа бедняги не хотела его покидать, но несчастный так забросил себя, затмив разум воображаемыми ценностями, что слабое тело свою душу лишило убежища … Трагическая история звучит, чтобы люди остановились в погоне за призрачными символами «успешности» и задумались над тем, чтобы душа и тело оставались в покое и согласии друг с другом. Такие философские размышления внушают пластическое воплощение «Шинели», утверждая кредо «Академии Движения» - средствами искусства напоминать о вечном, лелеять добро и красоту, которые являются единственным спасением в водовороте бытия.
***
Молодежный театр «Silentium» из Калуша привез «Лесную песню» – версию классической драмы-феерии Леси Украинки, отдав ей дань в юбилейный год. Это произведение, которое можно ставить на сцене в разных видах, ибо заложенное содержание может быть выражено в разных формах и всегда интересно. Я бы обозначила именно эту постановку как «бытовую психологическую драму», потому что действующие лица находились в реальной жизни, занимаясь повседневными делами, а их души витали где-то ... Сценографическое решение, костюмы, декорации, детали реквизита выполняют несколько функций, в зависимости от изображаемых событий. У актеров хорошая пластическая форма, с помощью движений они передавали то, о чем молчали. И снова вечная загадка театра – как заставить зрителя переживать, когда он знает сюжет?
***
Ведущая актриса Национального театра им. И. Франко Лариса Кадырова подарила зрителям моноспектакль «Не плачьте по мне никогда» по произведению Марии Матиос. Тема, которую принято считать печальной – смерть – предстает здесь как естественный переход в другое измерение на определенном этапе бытия, когда человек завершает земные дела и идет дальше. А после себя должен оставить то, что будет согревать других. Вот и баба Юстина потешает всех забавными искренними историями, утверждая истину «живым-живое», готовится пойти так, чтобы у ее близких было как можно меньше хлопот и вспоминали ее только добрым словом. Это жизнеутверждающее произведение, оно дает посыл о ценностях нашего существования, учит, что не следует бояться умереть, что гораздо страшнее – ничтожное прозябание.
***
Херсонский музыкально драматический театр им. М. Кулиша на позитивной волне завершил фестивальную программу спектаклем «Осенний рок-н-ролл» по пьесе Михаила Хейфеца. В ярком актерском дуэте Александра Тарновская и Николай Левченко сыграли пару людей, которые устали от повседневной жизни и захотели добавить в свою жизнь эмоциональных красок. И им это удалось – несмотря на страхи и опасения, несмотря на устоявшиеся стереотипы. Решились – и стали счастливы, подарили радость – и получили ее, дали надежду – и оправдали свои сокровенные мечты. Все возможно, если не бояться быть собой, слушать свое сердце.
***
ПОБЕДИТЕЛИ «МИМ-СЕССИИ - 2021»
В номинации «Оригинальное решение темы представления искусства пантомимы» победил студенческий Театр «МИМ-АРТ Лаборатория» Киевской муниципальной академии эстрадно-циркового искусства (руководитель – Наталья Ужвенко).
В номинации «Лучшее режиссерско-хореографическое решение» победил спектакль «БУРАТИНО» (режиссер Андрей Романов, балетмейстер Дарья Жужура) Запорожского муниципального Театра танца.
В номинации "Лучшая мужская роль" победил Евгений Сокольченко за роль Джакомо Казановы в спектакле "Казанова" (режиссер Евгений Сокольченко) Николаевского художественного драматического русского театра.
В номинации "Актерский ансамбль" победили исполнители пластической драмы "Акакий" (режиссер Александр Бельский) Криворожского городского театра музыкально-пластических искусств "Академия движения".
В номинации «Лучший актерский дуэт» победили Александра Тарновская и Николай Левченко – спектакль «Осенний рок-н-ролл» Херсонского музыкально драматичного театра им. Николая Кулиша.
Диплом лауреата «За высокое мастерство и сценическую культуру» получила Лариса Кадырова за Мастер-класс-спектакль «Не плачьте по мне никогда» Национального театра им. Ивана Франко.
Гран-при получила пластическая драма «Пейзаж» (автор идеи, сценографического и музыкального решения – Александр Бельский, режиссер – Сергей Бельский) Криворожского городского театра музыкально-пластических искусств «Академия движения».