Напомню, 20 сентября в Национальной музыкальной академии Украины состоялся первый тур конкурса на замещение должности ректора. Его результаты, как и процесс голосования в целом, — это уже победа здравого смысла над старой системой в ее наихудших проявлениях. Бывший ректор Владимир Рожок, за 14 лет управления которого музыкальная академия превратилась в один из самых запущенных столичных вузов, опять баллотировался на ректорскую должность, но во второй тур не прошел. Не помогло ни запугивание конкурентов, ни давление на избирателей через собственных сторонников, которые остались на руководящих должностях академии. Настораживает то, что В.Рожка лишились почти случайно: разрыв между тремя кандидатами, которые очутились на 2-4 местах, совсем небольшой: музыковед Юрий Чекан получил 111 голосов, Рожок — 101 и саксофонист Михаил Мымрик — 100. Если бы не 15 неверно заполненных бюллетеней, результаты могли бы быть совершенно другими.
Близкие баллы в данном случае — плохой сигнал. Это значит, что факультеты продолжают существовать в собственных закрытых капсулах, и мир народных инструментов не пересекается с миром, скажем, композиторов и теоретиков. Оставим в покое людей, которые голосовали за В.Рожка, потому что вряд ли ими руководили искренние убеждения и высокие идеалы. Только «шкурные интересы» и страх от запугивания.
Но захочет ли та сотня, которая отдала свой голос за Мымрика, поддержать Чекана во втором туре — большой вопрос. Представители кафедры духовых и ударных инструментов, которые в первую очередь голосовали за своего кандидата, могут не поддержать представителя лагеря инородного для них музыковедения. Да и прекрасно прописана Ю.Чеканом пятилетняя программа развития академии своей подробностью и планомерностью, скорее, оттолкнет практиков, которые желают скорых и часто популистских шагов.
Другое дело — соперник Чекана во втором туре Максим Тимошенко, который значительно оторвался от других конкурентов: 142 голоса. Это может странно прозвучать, но главное его преимущество — это семейные связи. Двадцать лет его отец, Олег Тимошенко, проработал на ректорской должности. О тех временах основная часть преподавательского корпуса академии, которая работает 30-40 лет, вспоминает с ностальгией и очарованием. В советские времена и оклады были выше, и сами преподаватели — младшими. Сын Тимошенко эти вещи хорошо понимает, все время вспоминает родительские традиции и активно постит фотографии на фоне мемориальной таблички. То, что Максим Тимошенко — посторонний для академии человек, для многих является лишь его преимуществом.
Юрия Чекана хорошо знают как по работе в alma mater, так и по сотрудничеству с национальными коллективами. Как и у каждого живого человека, у него есть как позитивные, так и негативные проявления самовыявления, в которых противники его упрекают.
Тимошенко — чистый лист, но сквозь него подобно палимпсесту проступают воспоминания об отце. И титушки, которые его неизменно сопровождают на всех судьбоносных событиях в консерватории, для многих, прошу прощения, не минус, а плюс. Люди видят в этом силу и радуются ей, особенно в сравнении с аристократом Чеканом, который никоим образом не позволит себе идти против закона.
Выбор между Чеканом и Тимошенко во втором туре — это в любом случае победа, потому что большего зла для академии, чем Рожок, невозможно придумать. Идеальной выглядела бы ситуация, в которой кандидаты могли бы договориться о сотрудничестве, — это консолидировало бы и преподавателей академии, объединило бы их вокруг общей цели. Но уже сейчас один из кандидатов полностью исключает возможность сотрудничества с другим и пишет на своей facebook-странице открытые обвинения в адрес другого. Поэтому счастливая мечта вряд ли достижима.