Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Революционная мистерия

О премьере «Майдан Инферно» в Мариуполе
18 марта, 2020 - 09:42
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

Уже седьмой год начало весны ассоциируется с началом гибридной войны на Востоке, но в театральной жизни Украины актуальные спектакли об этом и до сих пор редкие. Поэтому знаково, что первая премьера в стране пьесы с красноречивым названием «Майдан Инферно» состоялась в Донецком областном театре. Ведь Мариуполь — город, который познал ужасы войны, совсем рядом с фронтом. Показательно, что и ее автор Неда Неждана — родом из Донбасса.

В театре давно возникла потребность художественного переосмысления актуальных событий, а не только документального воспроизведения, и именно форма мистерии привлекла режиссера этой возможностью. Действительно, события на Майдане по своему значению можно отнести к глобальным, «мистериальным». Судьба пьесы «Майдан Инферно, или «По ту сторону ада» необычна, ведь сначала состоялись ее сценические версии во Франции — эскизная в Лионе и полнометражная в Шарлевиль-Мезьере в копродукции с мировым фестивалем театров марионеток (театр Коллапс, режиссер Клеман Перетятко). Первые читки ее были также в Париже и Маннгейме, а публикация во французском издательстве Эспасд’ен Инстан (кстати, впервые в истории украинской драмы), а уже потом в Украине. Такая судьба не случайна, ведь задумывалась она в Украине, а писалась преимущественно во Франции, а также в Германии, Македонии, Косово — как будто в «ассоциации с Европой», за которую боролись майдановцы.

В основу пьесы положена полудокументальная история молодого Ореста, который в ночь «кровавой субботы» пытался защитить любимую девушку Ангелину от «беркута» и, жестоко избитый, оказался в коме. Все действие герой между жизнью и смертью, а любимая его разыскивает. Это напоминает Орфея и Эвридику; наоборот — девушка хочет вернуть любимого из небытия, но она не спускается, а словно «ад» поднимается на землю и пленяет людей.

Майдан становится «крепостью» спасения от инфернального наступления. Первый «круг ада» — разорванный диалог героев — и является образом смерти: невозможность говорить с тем, кого любишь, монологи в пространстве одиночества. Второй «круг» образовали почти реальные сцены, где воплощены «персонажи» революции — охранник, журналистка, медсестра, музыкант, священник, которые защищают город от тотальной опасности. Зритель проходит ее этапы глазами простых людей, каждый из которых остается, несмотря на страх, и что-то делает для спасения — готовит чай, строит баррикаду, сбрасывает с пьедестала памятник Ленину, готовит репортажи, лечит, исповедует... Но есть еще «третий круг» — сцены «Фейсбуке», виртуальная реальность, превращенная в сценическую — это как бы аналог «хора», коллективного бессознательного. Таким образом, возникают различные уровни осознания революции — внутренний, потусторонний, уровень присутствия и внешний — распространение и восприятие в мире.

Так, французский режиссер прочитал мистериальное действо через ключ Вертепа, предложив для каждого уровня свою театральную форму — марионеток для «реального плана», маски — для соцсетей и просто актеров — для внутренних монологов. Хрупкость кукол контрастировала с тяжелой металлической арматурой, из которой выстраивалась декорация «баррикад» Майдана. Показательно, что после терактов и акций протестов пьеса стала более понятна французской аудитории, чем во время написания.

В Мариуполе режиссер Анатолий Левченко предложил кардинально другое художественное решение — средневеково-универсальное мистериальное действо с «колесом фортуны» и пространство современно-странного ада с ассоциативными сценами»грехов». В нем возникают фигуры полулюдей и полузверей, птиц, ангелов, с аллюзиями современных супергероев. Из этого полуисторического и полуфантастического пространства выныривают майдановцы — обычные люди, со своими страхами и болями, анекдотами и матами, и в то же время — это настоящие герои. Такая «мозаика» — сложная задача для актеров, но долгие аплодисменты публики стоя свидетельствовали, что это удалось. В круге-колесе возникает экран — иногда это космические картинки, иногда документальные репортажи, иногда крупный план самих персонажей спектакля. В то же время «хор» существует своей насыщенной жизнью — с ритуальными танцами, теневыми играми и песнями. Среди них не только те, которые были во время Майдана, но и время войны, потому что спектакль — современное переосмысление текста.

Революция на сцене постепенно превращается в противостояние России и Украины, а финальное событие — захват Крыма — это лишь снятие врагом маски. В конце мертвые и живые, раненые и пытанные — собираются в единую группу. И становится понятно — именно такие «негероическом герое» — наша надежда на спасение. Спектакль имеет открытый финал, ведь война продолжается, и уже очевидно, что началась она не в марте, а раньше. Первый показ был благотворительным с молебном в память о Небесной Сотне...

Именно в Мариуполе врага остановили, и именно здесь пробили в этом году в театре молчаливую блокаду правды об этой войне — как о вечной борьбе добра и зла, которая продолжается. Ведь ее творческое преобразование и оборона сознания от враждебной пропаганды, и духовная терапия и поддержка.

Андрей КАРПЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ