Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рейтинг «Дня»

27 декабря, 2006 - 21:36

ФЕСТИВАЛЬ

Лидерство в этой категории с полным правом могут разделить две ежегодных акции: кинематографическая «Молодість» и музыкальная «Країна мрій».

Несмотря на организационные и финансовые трудности, на вынужденное изменение места проведения, «Молодість 36» действительно порадовала кинематографическую общественность. В первую очередь, сугубо количественный повод для радости появился наконец у отечественных кинопроизводителей. Ведь во всех трех конкурсах фестиваля принимали участие шесть украинских фильмов, в том числе — один полнометражный. Стоит отметить еще одну особенность «Молодості» этого года — действительно разнообразную и сильную конкурсную программу. Причем это касалось всех трех категорий: и студенческих работ, и короткого, и полного метров, — а такого на «Молодості», во всяком случае, последние несколько лет еще не бывало. То есть удалось не только найти хорошие фильмы, но и привезти их на фестиваль, иногда — даже с режиссерами.

Олег Скрипка — признанный рок-исполнитель, но в последнее время он проявляет себя еще и как прекрасный организатор. Основанная им «Країна мрій» с каждым годом набирает обороты, а этим летом она прошла с таким масштабом (в частности, удалось заангажировать такую мега-звезду, как Наташа Атлас), что этот этно-рок-форум стали сравнивать даже с легендарным Вудстоком. И это довольно близко к истине — как по размаху, так и по атмосфере «Країна» в этом году стала настоящим праздником.

ОПТИМИЗМ

В это тяжело поверить, но главным источником хороших новостей стал... отечественный кинематограф, о предсмертном состоянии которого не говорил только ленивый. Невероятный факт: в отечественный прокат впервые за период независимости попало целых пять украинских полнометражных лент: «Аврора» Оксаны Байрак, HАPPYPEOPLE Александра Шапиро, «Штольня» Любомира Кобыльчука, «Оранжевое небо» Саши Кириенко и «Прорвемся» Ивана Кравчишина. Если же прибавить еще три работы, по различным причинам в кинотеатры еще не дошедшие: orANGELove Алана Бадоева, «Назови свое имя» Сергея Буковского и «Два в одном» Киры Муратовой, то можно даже употребить слово «прорыв». Можно, но не стоит. Потому что о художественном компоненте можно говорить по отношению разве что к картинам Буковского и Муратовой. Другие ленты именно художественными событиями не стали. Почему — в каждом случае нужно разбираться отдельно, однако есть несколько общих проблем, которые невозможно обойти стороной. Например, — отсутствие профессиональных сценаристов. Такое впечатление, что наши кинематографисты впервые в жизни взялись писать истории, диалоги и тому подобное, что у нас вообще не было ни одной школы, традиции в этой области. Еще — низкая культура изображения. Нет, операторы в каждом отдельном случае хорошие, но создается такое впечатление, что смотришь все тот же телевизор; сугубо кинематографическую визуальную атмосферу не умеют создавать категорически. В лучшем случае — добавляют яркие «клиповые» цвета и соответствующий измельченный монтаж — более-менее удачно это было применено в картине Бадоева, но этот фильм тоже далеко не шедевр. Еще одна болячка — работа с актерами. Иногда кажется, что режиссеры не могут объяснить, чего они хотят от актеров в кадре. Качественный сдвиг произошел пока что не в творческой, а в производственной части. В наше кино пришли частные инвестиции и ловкие продюсеры, по крайней мере, умеющие рекламировать свою продукцию. Мы, собственно, присутствуем при рождении продюсерской модели кинопроизводства, что не может не радовать.

ФИЛЬМ ГОДА

Премьера нового фильма Сергея Буковского «Назови свое имя» — тот редкий случай, когда произведение искусства в равной степени вызывает и художественный, и общественный резонанс. Здесь, конечно, привлекает внимание имя Стивена Спилберга, номинального продюсера проекта; но больше всего важна тема: Холокост, Бабий Яр. В основу ленты легли видеосвидетельства людей, переживших Холокост, записанные в 1994—1998 годах сотрудниками Института видеоистории и образования основанного Спилбергом фонда.

Фильм начинается словно с обломков той, прошлой, действительности. Титры проступают отдельными буквами, как старинные надписи, и им за кадром вторят голоса, также отдельными звуками называющие свои фамилии. Один из голосов утверждает, что даже очевидцу тех событий невозможно поверить в то, что все это было на самом деле. Наконец, сам автор, так же оставаясь за кадром, описывает свой маршрут — он хочет увидеть те старые улицы и домики и одиноких людей, живших в них, но дома уже пусты, и надгробия слились с пейзажем. На экране же — интерьеры вокзала, предотъездная суматоха, а также старые, поношенные вещи, какие-то мелочи давно ушедшего быта: старый фонарь, обшарпанные двери, ржавый замок... Буковский начинает грустное и в то же время трогательное путешествие с таких признаков почти исчезнувшего мира, проводит неторопливую археологическую работу, благодаря чему сама ткань фильма приходит в движение, за которым интересно наблюдать и зрителю.

Странствия означают дистанцию. Буковский очень тонко и точно ее подчеркивает, более того, превращает в прием. Он не пытается воссоздать или реконструировать события, а подает их через отражение в людях и вещах. Именно благодаря такому вниманию к предметным, вещевым, ландшафтным подробностям, объединяющим различные слои времени, а также прекрасной операторской работе Романа Еленского и Владимира Кукоренчука Буковскому удается — понемногу, кадр за кадром — воссоздать пространство, в котором произошла трагедия. Сделать наглядным пейзаж почти забытых городков, заброшенных синагог, полузамерзших речек, заснеженных холмов, заштрихованных черными линиями голых деревьев... И поселить в нем всех — и тех, кого уже нет, и нас, потомков уцелевших. «Назови свое имя» — это не просто фильм о человеке в большой и не всегда милосердной Истории. Это также — о ценности каждой истории в отдельности. А, главное, — о том пространстве, которое могло бы быть общим для всех нас именно благодаря тому, что его частью является Бабий Яр. Ведь именно так и переживает человечество свои самые ужасные катастрофы — нанося их на большую карту общей памяти...

УТРАТЫ

Они произошли почти одновременно, уже под самый конец года, в мире музыки. Из жизни ушли две выдающиеся и абсолютно непохожие персоны.

Смерть афро-американского артиста Джеймса Брауна стала завершением целой эпохи в поп-музыке. Брауна с полным правом называют крестным отцом таких стилей, как соул и фанк. Вместе с такими легендами, как Элвис Пресли или Боб Дилан, «Мистер Динамит», как еще называли Брауна, в течение 50 лет оставался одной из самых влиятельных фигур в музыке XX века. Его наследие составляют более 50 альбомов. Он был кумиром не одного поколения, включая Мика Джаггера и Майкла Джексона. Сегодня его песни, 17 из которых стали хитами номер один, перепевают многочисленные современные исполнители на всех континентах. Его самые известные шлягеры — I Feel Good, «Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста» (Please, Please, Please, 1956), «Скажи это громко, я — черный, и я — гордый» (Say It Loud, I am Black and I am Proud, 1968). Джеймс Браун стал одним из первых артистов, увековеченных в Зале славы рок-н-ролла, а в мае прошлого года в американском городе Джорджия в его честь поставили бронзовый памятник.

Другое грустное событие почти совсем не было предано огласке. Но это не отменяет того факта, что россиянка Галина Уствольская, ушедшая на 88-м году жизни, является одним из самых удивительных и ни на кого не похожих композиторов ХХ века. Степень ее таланта характеризует хотя бы то, что Дмитрий Шостакович, формально считающийся ее учителем, большинство своих поздних произведений показывал ей, интересуясь ее мнением, и даже признавал, что находится под ее влиянием. Творческое наследие Уствольской насчитывает всего лишь 25 опусов: композитор необыкновенно требовательно относилась к тому, что делает. Однако этот небольшой список является одной из вершин современной академической музыки. Партитуры Уствольской постоянно исполняли музыканты калибра Мстислава Ростроповича, Алексея Любимова, Ивана Соколова, в Европе проводились посвященные ее музыке фестивали, а Американский биографический институт в 1993 году присудил Галине Ивановне звание человека года. К сожалению, киевская академическая аудитория еще не скоро услышит произведения композитора в живом исполнении: даже в Москве и Петербурге, где Уствольскую знают и почитают значительно больше, такие концерты можно перечислить по пальцам одной руки.

БАЛЕТНЫЕ ГАСТРОЛИ

Таковыми стали два вечера одноактных балетов на сцене Национальной оперы Украины. Спектакли были привезены из Москвы и созданы при участии настоящих звезд российского балета — Ильзе Лиепы и Николая Цискаридзе. Балет «Синий бог» стал реализацией идеи продюсера проекта Андриса Лиепы относительно реконструкции спектаклей, которые шли в начале прошлого века в Париже в рамках знаменитых Дягилевских сезонов. «Синий бог» был поставлен в 1912 г. Список имен просто поразителен: балетмейстер — Михаил Фокин, сюжет — Жан Кокто, декорации и костюмы — Лев Бакст, танцовщики — Тамара Карсавина и божественный Вацлав Нижинский (кстати, родом из Киева). Для современной версии взяли «Поэму экстаза» А. Скрябина и отрывок из его же «Божественной поэмы», а новую хореографию создал директор Английского национального балета Вейн Иглинг. Партию индийского Синего бога исполнил Николай Цискаридзе, а Богини — Ильзе Лиепа. Вторым же спектаклем стал одноактный балет на музыку Игоря Стравинского «Жар-птица» в обновленной хореографии Фокина.

«ИЗЮМИНКА»

Именно под эту категорию подпадает киевская группа, известная под названием «ДахаБраха». Это настолько оригинальное образование, что его сложно даже однозначно отнести к какому-нибудь определенному направлению. «ДахаБраха» состоит из четырех симпатичных девушек (Нина Гаренецкая, Александра Гарбузова, Ирина Коваленко, Елена Цибульская) в высоченных смушковых шапках, вышиванках и традиционных юбках и похожий на казака юноша (Марко Галаневич). Девушки играют на бубнах, барабанах и виолончели, юноша — на всем остальном, все пятеро, конечно, поют. Создано это чудо в киевской театральной студии «Дах». Сегодня там при участии «ДахиБрахи» уже идет несколько спектаклей. Появился и их первый альбом «Спокойной ночи». Если говорить о музыке группы, то она более-менее укладывается в идеологию нью-эйджа, предусматривающую, между прочим, массовую популяризацию аутентичных культур со всеми вытекающими отсюда последствиями. Основа песен ансамбля — украинский фольклор; однако это «фолк», исполняемый современными молодыми людьми для такой же аудитории. Музыкальные интерпретации исходного материала довольно свободные. Легкой рукой «ДахаБраха» смешивает нашу песенную традицию, те же веснянки, с балканскими и цыганскими ритмами, индийскими рогами, среднеазиатскими мотивами, регги и даже репом. В основном получается ярко, весело, колоритно, иногда — слишком формалистично, суховато. А впрочем, диск выявил другую проблему этой необычайно перспективной группы. Ведь «ДахаБраха» в такой же степени музыкальный коллектив, как и театральный. И пока что эффектнее всего они и звучат, и выглядят в живую. То есть за полноценным впечатлением нужно все равно идти в «Дах», на концерт или на спектакль. Однако, в любом случае, будущее этой пятерки — в первую очередь сценическое — кажется, если не блестящим, то очень и очень хорошим.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕМЬЕРА

Ею, безусловно, стала премьера монументального произведения «Свершишася», автором которого выступил крымский композитор Алемдар Караманов. Это симфоническое полотно в десяти частях на библейские темы, рассказывающее о земной жизни Иисуса и его Воскрешении. Для исполнения грандиозного опуса были привлечены оркестр Национальной государственной радиокомпании Украины (дирижер Владимир Шейко), хор им. П. Майбороды НГРУ, капелла «Почайна» Киево-Могилянской академии, Хор мальчиков и юношей НМАУ им. П. Чайковского и солисты: виолончелист Александр Высочин, тенор — Сергей Бортник. А главное — это симфоническое Евангелие было написано более сорока лет назад, но прозвучало только сейчас. Так что эта премьера, ко всему прочему, стала самым лучшим почтением нашего живого классика.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ