В докоронавирусное время, получив приглашение на три спектакля объединения Teatro di Roma, обычно я надеялся уплотнить программу просмотром представлений в других театрах. Тем более что спектакли начинались, особенно в уикенд, с 10 утра до 9 вечера.
В камерных театрах много играют мировой классики, что упрощает восприятие современных трактовок для тех, кто не владеет языком оригинала спектаклей.
Отдельно стоит отметить, что традиции комедии Дельарте, влияние биомеханики Мейерхольда, настолько ментально связанной с игровой природой итальянцев, которые представляют неповторимую манеру актерской игры. Эти древнейшие причины не выглядят примитивно как прежние бухгалтерские счеты. Сумма их элементов каждый раз дает свежий итог.
Да и в целом духовное производство в Риме имеет вековую историю и вселенский масштаб. Столица античной цивилизации, потом христианской, чем-то заслужила этот статус, а бесконечный поток туристов только подтверждает его... Гете дал такое объяснение: «Те, кто видел Италию, в частности Рим, уже никогда не будут пожизненно несчастливыми».
Действительно, итальянцы — глубинный народ, и то, что во всех театрах я столкнулся с абсолютными аншлагами, укрепляет в этой мысли.
С 1960-х итальянцы исследуют причины экономической успешности отдельных людей, небольших местных громад. Вывод для художников — там, где есть художественные кружки, спортивные клубы, где ощущение сообщества закреплено проявлениями благосклонности общества, бизнес тоже успешный.
В районе римских новостроек Teatro di Roma обустроил под художественное пространство театра «Индия» какую-то заброшенную фабрику.
Встречи всех желающих здесь называют школой обмена мнениями и отдыха. Здесь бесплатный тренажерный зал музыки. Музыкальное путешествие по избранному «пилотом» произведению прослушивается несколько раз с разной мерой погружения в услышанное. Звук и частота активируют спящий резонанс между слушанием и телом.
Здесь также предлагают коллективный вокальный опыт, который способствует раскрытию выразительности всего диапазона голоса.
Лаборатория Сильвии Рампели предлагает восприятие движения, действия, танца, которые становятся в центр переживания живого тела, распознавания самого себя.
«Никаких конкретных навыков не нужно, кроме готовности принимать участие. Раз в неделю мы надеваем удобную одежду и обувь, встречаемся, дышим, смотрим, слушаем, двигаемся, выполняем действия, танцуем,» — приглашают участники неформального, теплого, душевного объединения.
Хореографический спектакль Сильвии Рампели «Абстракция» в Театре «Индия» собрал полный зал специалистов работающих в направлении бестекстового театра, драматической хореографии, поклонников практик на стыке жанров, поисков новых спектаклей о современном сценическом искусстве.
Точки стилевого развития в «Абстракции» пунктирно очерчивают круг поисков, представленных зрелым постановщиком-хореографом и мужчиной и женщиной неофитами в пластичных практиках.
Переходы от позы к ракурсу, метафорическое объяснение мысли, и какое-то чрезвычайное напряжение пустоты жизни держат внимание зрителя. Фрейда очень смущало желание людей во всем искать смысл. Для тех, кто не может отказать себе в таком наслаждении, опишу один эпизод из спектакля. Трое актеров после энергичного бега в огромном черном пространстве сцены раздеваются. Голый молодой мужчина приносит два стула. Выходит за собакой, и втроем с голой девушкой они созерцают выплясывание из себя памяти о чем-то хорошем, нежном, жестоком, драгоценном, убийственно злом С. Рампели. Ее тело с упругими мышцами и немногу обвисающей кожей все еще ловко, но оно не подарено природой, а добыто в борьбе ее трудом. В финале молодые парень и девушка распускают свои длинные волосы, садятся на пол, чтобы повторить танец старшей женщины, но это их будто бы приковывает к земле.
Кто-то скажет, что это как рисование квадрата циркулем, кто-то уйдет потрясенный красноречивостью простоты.
Эта общая продукция Teatro di Roma, Teatro Nazionale, Festival Danac, Armunia / FestivalIwequilibrio, Short Theatre в действительности удивляет, и видимо именно поэтому будет иметь фестивальный успех.
В старинном помещении Teatro Argetino аншлаг собрал «Слуга двух господ» К. Гольдони в постановке Валерио Випаско, скорее, о неспособности молодых разговаривать и понимать старших, между собой, чем о ловкости переговорщика уже совсем немолодого арлекина, которому дороже мир и спокойствие, пусть бы и до инфаркта сам добежал. Он будто формирует групповой смысл, совмещая прихоти, заглаживая остроту ситуаций и характеров, и добавляет о недостатках каждого: «Кто освободиться сам, тот свободным будет».
Возможно, аншлаги в театрах вечного Рима потому, что они приобщают человека к величию его достоинства.
P.S.
В настоящее время в Италии наихудшая ситуация с распространением коронавируса в Европе. Количество жертв эпидемии коронавирусной болезни COVID-19 в Италии превысило 1800 лиц. Об этом пишет Reuters со ссылкой на данные службы гражданской защиты. Общее количество тех, кто заразился коронавирусом, приближается до 25 тысяч лиц, в частности за последние сутки обнаружили свыше 3500.
С начала эпидемии умерло 1809 лиц (в частности, за сутки — 368 лиц), а 2335 полностью выздоровели (за сутки — 369 лиц).